kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературе в 8 классе

       Тема. Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»

       Цель. Обучать анализу поэтического произведения, развивать память, литературоведческие навыки, воспитывать любовь к родной земле, хранить память о героях-защитниках Родины, прививать любовь к поэзии.

       Оборудование: сборник стихотворений В.П.Руденко «Хлеб и уголь», портрет поэта.

        Ход урока.

       Учитель. Стихотворение В.П.Руденко «Глаза памяти» входит в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в 1986 году в издательстве «Донбасс». Сборник включает в себя тридцать девять  стихотворений и две поэмы.

      Виктор Петрович Руденко   наш земляк,  поэт-донбассовец, недавно отметивший 75-летний юбилей. Родился Виктор Петрович 3 сентября 1940 года в с. Доброполье на Донетчине.  Он автор двадцати книг, героями которых являются  люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети военных лет. Последняя тема наиболее близка автору как ребенку войны.

      Одно из его стихотворений, посвященных памяти военных лет, мы проанализируем на сегодняшнем уроке. Это стихотворение «Глаза памяти», с которым вам, ребята, было предложено познакомиться дома, чтобы вы смогли поделиться своими впечатлениями о  прочитанном.

      (Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении).

     Тема стихотворения – память о войне, о тяжелых испытаниях, выпавших на  детскую долю, о стремлении быть достойными памяти отцов, отдавших жизнь за Родину. Автор еще раз убеждает нас в том, что память о войне бессмертна.

      Перед глазами – сельский мальчик, голодный, с истерзанной душой, не знавший детства. Стихотворение написано простыми, понятными словами, и именно это позволяет так отчетливо представить картину всего происходящего: летящий «зловещий» самолет, мчащаяся,  обезумевшая  от страха лошадь,  весна в вишневом цвету, встреча  отца-солдата…  Но счастье оказалось недолгим – следующая послевоенная весна «разверзла твердь земли», «упал солдат».

      В стихотворении рассказчиком-очевидцем  является сам поэт.  Картины  предстают «опять» в его памяти  как живые («ребристый торс кобылки рыжей», «дрогнувшие луга», «вихреподобный  дым», «самолет зловещий» и «сердце сельского мальчишки», сжавшееся от страха.

     Сюжет произведения связан непосредственно с событием, произошедшим в жизни.  Лейтмотив  стихотворения – воспоминания, которые не стираются из памяти и в то же время дают силы преодолевать трудности, быть достойным отца-героя, «успеть бы оправдать по долгу делами отчество своё».

       Название  стихотворения  наводит на мысль о том, что глаза памяти видят всегда, даже когда закрыты, даже когда «забылся впотьмах», когда обволакивает сон.

       Стихотворение можно разделить на смысловые части.

       -  Воспоминание  сельского мальчика о бомбежке.

       -  Встреча отца-солдата.

       -  Первая послевоенная весна (отец умирает от ран).

       -  Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.

      Автор использует публицистическую лексику, позволяющую подчеркнуть повествовательный характер стихотворения. Прямая речь придает  рассказу    динамику, ощущение событийности.

                                    Отец  «За Родину!»  кричал.

                                    Потом сникал в сплошном жару,

                                    Шепча губами еле слышно:

                                   «Я умереть хочу под вишней,

                                    Под чистым небом, на ветру.

                                    Там птица бьётся в вышине,

                                    Там небо наше синеоко,

                                    Оттуда Родина видней…

                                   Далёко видится, далёко…»      

    Стихотворение написано ямбом.  Автор использует перекрестную и кольцевую рифмовку.                            

    Перекрестная:      

                                   Я человек, не знавший детства.

                                   Земля должна была отдать

                                   Мне, мурашу  земли, в наследство

                                   Свой хлеб, своё тепло, как мать.

    Кольцевая:

                                   Опять, забывшийся впотьмах,

                                    Глазами памяти я вижу

                                    Ребристый торс кобылки рыжей,

                                    Летящей  в дрогнувших лугах.

    Поговорим о поэтической лексике стихотворения. Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолет» переносят  нас в страшные годы войны, передавая ощущение тревоги.  Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа. Сравнение «но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо -  к телу…» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат, чувства с новой силой будоражат сердце и душу. Олицетворение «наголодалась, истерзалась за  тонким  ребрышком душа» рисует страшную картину – голодного, испуганного  ребенка.  «Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели»-перед глазами  предстает зарево войны, пожарища, хаос  и разрушение.

      Поэтическая фонетика представлена ассонансом  («наголодалась, натерзалась»),  аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс»).

     Эмоциональности восприятия поэт достигает не только выразительностью лексики, но и  построением предложений, использованием прямой речи.

     Использование  неполных предложений передает  картину происходящего на высоком  эмоциональном уровне:

                                     А вслед  - вихреподобный  дым,

                                     А с неба  - самолет зловещий…

     Повтор   («Я помню это, помню это») говорит о глубоких переживаниях автора.  «Я человек, не знавший детства», - повествует  о себе автор.

     Стихотворение В.П.Руденко проникнуто драматическим пафосом. Война – страшная трагедия. Она оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Мы, потомки наших отцов и дедов, должны быть достойными их памяти.

                                       Но сердце

                                       Обретает силу,

                                       Зовёт на жизненный простор.

                                       Наполнясь  страстным бытием,

                                       Ищу нелегкую дорогу.

                                       Успеть бы оправдать по долгу

                                       Делами

                                       Отчество своё.

Домашнее задание. Прочитать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза», письменно выполнить анализ произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического произведения »

Разработка урока по литературе в 8 классе

Тема. Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»

Цель. Обучать анализу поэтического произведения, развивать память, литературоведческие навыки, воспитывать любовь к родной земле, хранить память о героях-защитниках Родины, прививать любовь к поэзии.

Оборудование: сборник стихотворений В.П.Руденко «Хлеб и уголь», портрет поэта.

Ход урока.

Учитель. Стихотворение В.П.Руденко «Глаза памяти» входит в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в 1986 году в издательстве «Донбасс». Сборник включает в себя тридцать девять стихотворений и две поэмы.

Виктор Петрович Руденко наш земляк, поэт-донбассовец, недавно отметивший 75-летний юбилей. Родился Виктор Петрович 3 сентября 1940 года в с. Доброполье на Донетчине. Он автор двадцати книг, героями которых являются люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети военных лет. Последняя тема наиболее близка автору как ребенку войны.

Одно из его стихотворений, посвященных памяти военных лет, мы проанализируем на сегодняшнем уроке. Это стихотворение «Глаза памяти», с которым вам, ребята, было предложено познакомиться дома, чтобы вы смогли поделиться своими впечатлениями о прочитанном.

(Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении).

Тема стихотворения – память о войне, о тяжелых испытаниях, выпавших на детскую долю, о стремлении быть достойными памяти отцов, отдавших жизнь за Родину. Автор еще раз убеждает нас в том, что память о войне бессмертна.

Перед глазами – сельский мальчик, голодный, с истерзанной душой, не знавший детства. Стихотворение написано простыми, понятными словами, и именно это позволяет так отчетливо представить картину всего происходящего: летящий «зловещий» самолет, мчащаяся, обезумевшая от страха лошадь, весна в вишневом цвету, встреча отца-солдата… Но счастье оказалось недолгим – следующая послевоенная весна «разверзла твердь земли», «упал солдат».

В стихотворении рассказчиком-очевидцем является сам поэт. Картины предстают «опять» в его памяти как живые («ребристый торс кобылки рыжей», «дрогнувшие луга», «вихреподобный дым», «самолет зловещий» и «сердце сельского мальчишки», сжавшееся от страха.

Сюжет произведения связан непосредственно с событием, произошедшим в жизни. Лейтмотив стихотворения – воспоминания, которые не стираются из памяти и в то же время дают силы преодолевать трудности, быть достойным отца-героя, «успеть бы оправдать по долгу делами отчество своё».

Название стихотворения наводит на мысль о том, что глаза памяти видят всегда, даже когда закрыты, даже когда «забылся впотьмах», когда обволакивает сон.

Стихотворение можно разделить на смысловые части.

- Воспоминание сельского мальчика о бомбежке.

- Встреча отца-солдата.

- Первая послевоенная весна (отец умирает от ран).

- Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.

Автор использует публицистическую лексику, позволяющую подчеркнуть повествовательный характер стихотворения. Прямая речь придает рассказу динамику, ощущение событийности.

Отец «За Родину!» кричал.

Потом сникал в сплошном жару,

Шепча губами еле слышно:

«Я умереть хочу под вишней,

Под чистым небом, на ветру.

Там птица бьётся в вышине,

Там небо наше синеоко,

Оттуда Родина видней…

Далёко видится, далёко…»

Стихотворение написано ямбом. Автор использует перекрестную и кольцевую рифмовку.

Перекрестная:

Я человек, не знавший детства.

Земля должна была отдать

Мне, мурашу земли, в наследство

Свой хлеб, своё тепло, как мать.

Кольцевая:

Опять, забывшийся впотьмах,

Глазами памяти я вижу

Ребристый торс кобылки рыжей,

Летящей в дрогнувших лугах.

Поговорим о поэтической лексике стихотворения. Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолет» переносят нас в страшные годы войны, передавая ощущение тревоги. Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа. Сравнение «но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу…» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат, чувства с новой силой будоражат сердце и душу. Олицетворение «наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа» рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка. «Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели»-перед глазами предстает зарево войны, пожарища, хаос и разрушение.

Поэтическая фонетика представлена ассонансом («наголодалась, натерзалась»), аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс»).

Эмоциональности восприятия поэт достигает не только выразительностью лексики, но и построением предложений, использованием прямой речи.

Использование неполных предложений передает картину происходящего на высоком эмоциональном уровне:

А вслед - вихреподобный дым,

А с неба - самолет зловещий…

Повтор («Я помню это, помню это») говорит о глубоких переживаниях автора. «Я человек, не знавший детства», - повествует о себе автор.

Стихотворение В.П.Руденко проникнуто драматическим пафосом. Война – страшная трагедия. Она оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Мы, потомки наших отцов и дедов, должны быть достойными их памяти.

Но сердце

Обретает силу,

Зовёт на жизненный простор.

Наполнясь страстным бытием,

Ищу нелегкую дорогу.

Успеть бы оправдать по долгу

Делами

Отчество своё.



Домашнее задание. Прочитать стихотворение В.П.Руденко «Донецкая роза», письменно выполнить анализ произведения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Анализ поэтического произведения

Автор: Полунина Наталия Николаевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Филологический анализ поэтического текста "
    ["seo_title"] => string(48) "filologhichieskii-analiz-poetichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "161309"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422200355"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Анализ поэтического произведения"
    ["seo_title"] => string(34) "analiz_poeticheskogo_proizvedeniia"
    ["file_id"] => string(6) "500009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1550329830"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация: «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола»"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiakomplieksnyianalizstikhotvorieniiavvysotskoghokupola"
    ["file_id"] => string(6) "291847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455191748"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "статья на тему "Принципы школьного анализа лирического произведения." "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-printsipy-shkol-nogho-analiza-lirichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415910496"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Разные подходы к анализу поэтического текста""
    ["seo_title"] => string(46) "raznye_podkhody_k_analizu_poeticheskogo_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "489453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544194523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства