Тема. Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»
Цель. Обучать анализу поэтического произведения, развивать память, литературоведческие навыки, воспитывать любовь к родной земле, хранить память о героях-защитниках Родины, прививать любовь к поэзии.
Оборудование: сборник стихотворений В.П.Руденко «Хлеб и уголь», портрет поэта.
Ход урока.
Учитель. Стихотворение В.П.Руденко «Глаза памяти» входит в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в 1986 году в издательстве «Донбасс». Сборник включает в себя тридцать девять стихотворений и две поэмы.
Виктор Петрович Руденко наш земляк, поэт-донбассовец, недавно отметивший 75-летний юбилей. Родился Виктор Петрович 3 сентября 1940 года в с. Доброполье на Донетчине. Он автор двадцати книг, героями которых являются люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети военных лет. Последняя тема наиболее близка автору как ребенку войны.
Одно из его стихотворений, посвященных памяти военных лет, мы проанализируем на сегодняшнем уроке. Это стихотворение «Глаза памяти», с которым вам, ребята, было предложено познакомиться дома, чтобы вы смогли поделиться своими впечатлениями о прочитанном.
(Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении).
Тема стихотворения – память о войне, о тяжелых испытаниях, выпавших на детскую долю, о стремлении быть достойными памяти отцов, отдавших жизнь за Родину. Автор еще раз убеждает нас в том, что память о войне бессмертна.
Перед глазами – сельский мальчик, голодный, с истерзанной душой, не знавший детства. Стихотворение написано простыми, понятными словами, и именно это позволяет так отчетливо представить картину всего происходящего: летящий «зловещий» самолет, мчащаяся, обезумевшая от страха лошадь, весна в вишневом цвету, встреча отца-солдата… Но счастье оказалось недолгим – следующая послевоенная весна «разверзла твердь земли», «упал солдат».
В стихотворении рассказчиком-очевидцем является сам поэт. Картины предстают «опять» в его памяти как живые («ребристый торс кобылки рыжей», «дрогнувшие луга», «вихреподобный дым», «самолет зловещий» и «сердце сельского мальчишки», сжавшееся от страха.
Сюжет произведения связан непосредственно с событием, произошедшим в жизни. Лейтмотив стихотворения – воспоминания, которые не стираются из памяти и в то же время дают силы преодолевать трудности, быть достойным отца-героя, «успеть бы оправдать по долгу делами отчество своё».
Название стихотворения наводит на мысль о том, что глаза памяти видят всегда, даже когда закрыты, даже когда «забылся впотьмах», когда обволакивает сон.
Стихотворение можно разделить на смысловые части.
- Воспоминание сельского мальчика о бомбежке.
- Встреча отца-солдата.
- Первая послевоенная весна (отец умирает от ран).
- Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.
Автор использует публицистическую лексику, позволяющую подчеркнуть повествовательный характер стихотворения. Прямая речь придает рассказу динамику, ощущение событийности.
Отец «За Родину!» кричал.
Потом сникал в сплошном жару,
Шепча губами еле слышно:
«Я умереть хочу под вишней,
Под чистым небом, на ветру.
Там птица бьётся в вышине,
Там небо наше синеоко,
Оттуда Родина видней…
Далёко видится, далёко…»
Стихотворение написано ямбом. Автор использует перекрестную и кольцевую рифмовку.
Перекрестная:
Я человек, не знавший детства.
Земля должна была отдать
Мне, мурашу земли, в наследство
Свой хлеб, своё тепло, как мать.
Кольцевая:
Опять, забывшийся впотьмах,
Глазами памяти я вижу
Ребристый торс кобылки рыжей,
Летящей в дрогнувших лугах.
Поговорим о поэтической лексике стихотворения. Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолет» переносят нас в страшные годы войны, передавая ощущение тревоги. Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа. Сравнение «но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу…» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат, чувства с новой силой будоражат сердце и душу. Олицетворение «наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа» рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка. «Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели»-перед глазами предстает зарево войны, пожарища, хаос и разрушение.
Поэтическая фонетика представлена ассонансом («наголодалась, натерзалась»), аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс»).
Эмоциональности восприятия поэт достигает не только выразительностью лексики, но и построением предложений, использованием прямой речи.
Использование неполных предложений передает картину происходящего на высоком эмоциональном уровне:
А вслед - вихреподобный дым,
А с неба - самолет зловещий…
Повтор («Я помню это, помню это») говорит о глубоких переживаниях автора. «Я человек, не знавший детства», - повествует о себе автор.
Стихотворение В.П.Руденко проникнуто драматическим пафосом. Война – страшная трагедия. Она оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Мы, потомки наших отцов и дедов, должны быть достойными их памяти.
Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического произведения »
Разработка урока по литературе в 8 классе
Тема. Анализ стихотворения В.П.Руденко «Глаза памяти»
Цель. Обучать анализу поэтического произведения, развивать память, литературоведческие навыки, воспитывать любовь к родной земле, хранить память о героях-защитниках Родины, прививать любовь к поэзии.
Оборудование: сборник стихотворений В.П.Руденко «Хлеб и уголь», портрет поэта.
Ход урока.
Учитель. Стихотворение В.П.Руденко «Глаза памяти» входит в сборник «Хлеб и уголь», вышедший в 1986 году в издательстве «Донбасс». Сборник включает в себя тридцать девять стихотворений и две поэмы.
Виктор Петрович Руденко наш земляк, поэт-донбассовец, недавно отметивший 75-летний юбилей. Родился Виктор Петрович 3 сентября 1940 года в с. Доброполье на Донетчине. Он автор двадцати книг, героями которых являются люди труда, герои будней, моряки и шахтёры, дети военных лет. Последняя тема наиболее близка автору как ребенку войны.
Одно из его стихотворений, посвященных памяти военных лет, мы проанализируем на сегодняшнем уроке. Это стихотворение «Глаза памяти», с которым вам, ребята, было предложено познакомиться дома, чтобы вы смогли поделиться своими впечатлениями о прочитанном.
(Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном стихотворении).
Тема стихотворения – память о войне, о тяжелых испытаниях, выпавших на детскую долю, о стремлении быть достойными памяти отцов, отдавших жизнь за Родину. Автор еще раз убеждает нас в том, что память о войне бессмертна.
Перед глазами – сельский мальчик, голодный, с истерзанной душой, не знавший детства. Стихотворение написано простыми, понятными словами, и именно это позволяет так отчетливо представить картину всего происходящего: летящий «зловещий» самолет, мчащаяся, обезумевшая от страха лошадь, весна в вишневом цвету, встреча отца-солдата… Но счастье оказалось недолгим – следующая послевоенная весна «разверзла твердь земли», «упал солдат».
В стихотворении рассказчиком-очевидцем является сам поэт. Картины предстают «опять» в его памяти как живые («ребристый торс кобылки рыжей», «дрогнувшие луга», «вихреподобный дым», «самолет зловещий» и «сердце сельского мальчишки», сжавшееся от страха.
Сюжет произведения связан непосредственно с событием, произошедшим в жизни. Лейтмотив стихотворения – воспоминания, которые не стираются из памяти и в то же время дают силы преодолевать трудности, быть достойным отца-героя, «успеть бы оправдать по долгу делами отчество своё».
Название стихотворения наводит на мысль о том, что глаза памяти видят всегда, даже когда закрыты, даже когда «забылся впотьмах», когда обволакивает сон.
Стихотворение можно разделить на смысловые части.
- Воспоминание сельского мальчика о бомбежке.
- Встреча отца-солдата.
- Первая послевоенная весна (отец умирает от ран).
- Жизнь сына должна быть достойной памяти отца.
Автор использует публицистическую лексику, позволяющую подчеркнуть повествовательный характер стихотворения. Прямая речь придает рассказу динамику, ощущение событийности.
Отец «За Родину!» кричал.
Потом сникал в сплошном жару,
Шепча губами еле слышно:
«Я умереть хочу под вишней,
Под чистым небом, на ветру.
Там птица бьётся в вышине,
Там небо наше синеоко,
Оттуда Родина видней…
Далёко видится, далёко…»
Стихотворение написано ямбом. Автор использует перекрестную и кольцевую рифмовку.
Перекрестная:
Я человек, не знавший детства.
Земля должна была отдать
Мне, мурашу земли, в наследство
Свой хлеб, своё тепло, как мать.
Кольцевая:
Опять, забывшийся впотьмах,
Глазами памяти я вижу
Ребристый торс кобылки рыжей,
Летящей в дрогнувших лугах.
Поговорим о поэтической лексике стихотворения. Эпитеты «ребристый торс», «дрогнувшие луга», «зловещий самолет» переносят нас в страшные годы войны, передавая ощущение тревоги. Метафора «красный мак» («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс») одновременно поэтична и удручающа. Сравнение «но те лета, как пыль в глаза, как жгучее железо - к телу…» подчеркивает то, что каждый раз, вспоминая военное лихолетье, снова испытываешь боль потерь и утрат, чувства с новой силой будоражат сердце и душу. Олицетворение «наголодалась, истерзалась за тонким ребрышком душа» рисует страшную картину – голодного, испуганного ребенка. «Закаты, подпалив леса, в кровавых полосах летели»-перед глазами предстает зарево войны, пожарища, хаос и разрушение.
Поэтическая фонетика представлена ассонансом («наголодалась, натерзалась»), аллитерацией («сквозь белую рубаху из раны красный мак пророс»).
Эмоциональности восприятия поэт достигает не только выразительностью лексики, но и построением предложений, использованием прямой речи.
Использование неполных предложений передает картину происходящего на высоком эмоциональном уровне:
А вслед - вихреподобный дым,
А с неба - самолет зловещий…
Повтор («Я помню это, помню это») говорит о глубоких переживаниях автора. «Я человек, не знавший детства», - повествует о себе автор.
Стихотворение В.П.Руденко проникнуто драматическим пафосом. Война – страшная трагедия. Она оставляет в сердцах людей незаживающие раны. Мы, потомки наших отцов и дедов, должны быть достойными их памяти.