kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического произведения»

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. Дата написания.

2. Биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

ведущая тема, основная мысль. эмоциональная окраска, преобладание интонации.

5. Структура стихотворения:

А) сопоставление и развитие основных словесных образов:

по сходству, по контрасту, по смежности; ассоциативно, по умозаключению,

б) основные изобразительные средства:

- метафора (переносное значение слова по сходству или контрасту = сравнительному обороту с как бы),

- метонимия (переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности),

например, читать Белинского,

сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим),

- аллегория (изображение отвлеченного через конкретное, например , весы -правосудие), символ (максимально обобщенный образ), гипербола (литературное преувеличение),

- литота (преуменьшение), ирония (отрицательная оценка явления или предмета через его осмеяние),

- сарказм (едкая, сатирическая насмешка),

перифраз (описательный оборот, чтобы избежать повторения: артиллерия – царица полей),

в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма. Г) основные ритмические особенности, размеры стиха, Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная; Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая, Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа. 6.Инструментовка: фонетические, языковые средства. 7.Черты лирического героя.

в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма.

Г) основные ритмические особенности, размеры стиха,

Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная;

Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая,

Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа.

6.Инструментовка: фонетические, языковые средства.

7.Черты лирического героя.

Михаил Лермонтов  стихотворение  «Парус» Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом.  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?   Играют волны, ветер свищет,  И мачта гнется и скрипит;  Увы! - он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой:  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!  1932

Михаил Лермонтов стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

1932

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус»

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов написал ещё в семнадцатилетнем возрасте в Петербурге в 1832 году. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива.

Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека – бабушки – он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу. В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь. Несмотря на юный возраст автора, стихотворение отличается яркой образностью, мелодичностью и поэтической красотой, а философский смысл и глубина чувств поражают своей серьёзностью и зрелостью.

Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса.

Поэт представляет нашему вниманию вид морского пейзажа с парусом и образ главного героя – автора, который стоит на берегу, смотрит вдаль и размышляет о своей жизни и маленькой лодочке, которую бури мотают по безбрежным морским просторам.

Анализ 1 строфы

В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус.Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.

Анализ 2 строфы

Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.

Анализ 3 строфы

Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю.

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.  Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!  «Парус», являясь лирической новеллой по жанру . относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.  Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.

Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру . относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору ( что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию ( парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения ( ветер свищет, играют волны ), метафоры ( струя светлей лазури ), эпитеты ( луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе ( стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).  Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору ( что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию ( парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения ( ветер свищет, играют волны ), метафоры ( струя светлей лазури ), эпитеты ( луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе ( стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ поэтического произведения

Автор: СКЛЯРОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Анализ поэтического произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-poetichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "241561"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445268692"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Филологический анализ поэтического текста "
    ["seo_title"] => string(48) "filologhichieskii-analiz-poetichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "161309"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422200355"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация: «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола»"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiakomplieksnyianalizstikhotvorieniiavvysotskoghokupola"
    ["file_id"] => string(6) "291847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455191748"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "статья на тему "Принципы школьного анализа лирического произведения." "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-printsipy-shkol-nogho-analiza-lirichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415910496"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Разные подходы к анализу поэтического текста""
    ["seo_title"] => string(46) "raznye_podkhody_k_analizu_poeticheskogo_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "489453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544194523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства