kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического произведения»

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. Дата написания.

2. Биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:

ведущая тема, основная мысль. эмоциональная окраска, преобладание интонации.

5. Структура стихотворения:

А) сопоставление и развитие основных словесных образов:

по сходству, по контрасту, по смежности; ассоциативно, по умозаключению,

б) основные изобразительные средства:

- метафора (переносное значение слова по сходству или контрасту = сравнительному обороту с как бы),

- метонимия (переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности),

например, читать Белинского,

сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим),

- аллегория (изображение отвлеченного через конкретное, например , весы -правосудие), символ (максимально обобщенный образ), гипербола (литературное преувеличение),

- литота (преуменьшение), ирония (отрицательная оценка явления или предмета через его осмеяние),

- сарказм (едкая, сатирическая насмешка),

перифраз (описательный оборот, чтобы избежать повторения: артиллерия – царица полей),

в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма. Г) основные ритмические особенности, размеры стиха, Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная; Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая, Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа. 6.Инструментовка: фонетические, языковые средства. 7.Черты лирического героя.

в)речевые интонационно-синтаксические особенности; эпитеты, повтор, антитеза, инверсия, эллипсис, параллелизм, риторический вопрос, обращение, умолчание, зевгма.

Г) основные ритмические особенности, размеры стиха,

Д) рифма: мужская, женская, дактилическая, точная - неточная, богатая, простая - составная;

Е) способы рифмовки: парная (смежная),перекрестная, кольцевая,

Ж) строфика: одностишие, терцет, катрен, секстина, септима, октет, сонет, онегинская строфа.

6.Инструментовка: фонетические, языковые средства.

7.Черты лирического героя.

Михаил Лермонтов  стихотворение  «Парус» Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом.  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?   Играют волны, ветер свищет,  И мачта гнется и скрипит;  Увы! - он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой:  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!  1932

Михаил Лермонтов стихотворение «Парус»

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

1932

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус»

Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов написал ещё в семнадцатилетнем возрасте в Петербурге в 1832 году. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива.

Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека – бабушки – он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу. В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь. Несмотря на юный возраст автора, стихотворение отличается яркой образностью, мелодичностью и поэтической красотой, а философский смысл и глубина чувств поражают своей серьёзностью и зрелостью.

Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса.

Поэт представляет нашему вниманию вид морского пейзажа с парусом и образ главного героя – автора, который стоит на берегу, смотрит вдаль и размышляет о своей жизни и маленькой лодочке, которую бури мотают по безбрежным морским просторам.

Анализ 1 строфы

В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус.Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.

Анализ 2 строфы

Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.

Анализ 3 строфы

Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю.

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.  Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!  «Парус», являясь лирической новеллой по жанру . относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.  Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.

Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!

«Парус», являясь лирической новеллой по жанру . относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору ( что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию ( парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения ( ветер свищет, играют волны ), метафоры ( струя светлей лазури ), эпитеты ( луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе ( стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).  Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору ( что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию ( парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения ( ветер свищет, играют волны ), метафоры ( струя светлей лазури ), эпитеты ( луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе ( стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).

Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ поэтического произведения

Автор: СКЛЯРОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Анализ поэтического произведения "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-poetichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "241561"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445268692"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Филологический анализ поэтического текста "
    ["seo_title"] => string(48) "filologhichieskii-analiz-poetichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "161309"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422200355"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Презентация: «Комплексный анализ стихотворения В.Высоцкого «Купола»"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiakomplieksnyianalizstikhotvorieniiavvysotskoghokupola"
    ["file_id"] => string(6) "291847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455191748"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "статья на тему "Принципы школьного анализа лирического произведения." "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-printsipy-shkol-nogho-analiza-lirichieskogho-proizviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415910496"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Разные подходы к анализу поэтического текста""
    ["seo_title"] => string(46) "raznye_podkhody_k_analizu_poeticheskogo_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "489453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544194523"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства