Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
1932
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Парус»
Стихотворение «Парус» Михаил Юрьевич Лермонтов написал ещё в семнадцатилетнем возрасте в Петербурге в 1832 году. Знаменитые строчки родились у него в момент его прогулки вдоль берега Финского залива.
Поэт попытался отразить в нём свои личные душевные переживания. Молодой человек хотел стать филологом, но по желанию единственного в мире родного для него человека – бабушки – он согласился переехать в Петербург для того, чтобы поступить учиться в юнкерскую школу. В этот ответственный в его жизни момент, он очень много думает и размышляет о своей прошлой жизни, о будущей своей судьбе, о смысле жизни и о месте человека в водовороте жизненных бурь. Несмотря на юный возраст автора, стихотворение отличается яркой образностью, мелодичностью и поэтической красотой, а философский смысл и глубина чувств поражают своей серьёзностью и зрелостью.
Композиция делит всё стихотворение на три строфы и при этом очень чётко разграничивает основные образы произведения образ паруса и лирического героя. В молодые годы Лермонтов в своей лирике часто использовал образы бурь, разгулявшейся морской стихии и мелькающего вдалеке паруса.
Поэт представляет нашему вниманию вид морского пейзажа с парусом и образ главного героя – автора, который стоит на берегу, смотрит вдаль и размышляет о своей жизни и маленькой лодочке, которую бури мотают по безбрежным морским просторам.
Анализ 1 строфы
В начале стихотворения поэт стоит на берегу и смотрит на виднеющийся парус.Эти два образа – образ паруса и лирического героя- непосредственно связаны с понятием «одиночество». Герой одинок, разочарован в жизни. Также и парус мечется по волнам в полном одиночестве. И ни тот, ни другой не могут достигнуть душевной внутренней гармонии.
Анализ 2 строфы
Здесь лирический герой начинает искать пути спасения от одиночества. И путь для этого выбирает неординарный – борьбу со стихией. Но встречи с бурями не приносят ему счастья. Не принесут и перемен в жизни. Счастье должно быть в самом человеке и не нужно от него бежать.
Анализ 3 строфы
Третья строфа – это описание картины умиротворения и гармонии мира. Но это длится недолго. Герой желает только одного – обретения душевного покоя, обновления жизни. Но этот процесс, как он считает, возможен только через очистительную бурю.
В стихотворении «Парус» Лермонтов помимо темы одиночества, поднимает ещё одну не менее важную и можно сказать, вечную тему – цель и смысл человеческой жизни. Поэт в отношении главного героя употребляет такие два эпитета, как «одинокий» и «мятежный». Лермонтов уверен, что одинокий человек не может быть счастливым.
Отсюда и ощущение лёгкой грусти в начале стихотворения. Но уже в конце мы ощущаем перемену в настроении не только автора, но и главного героя. Парус маленький, но он абсолютно не боится страшной бури. Он сильный по духу и не желает покориться судьбе. Он мятежный! И в этом находит своё счастье!
«Парус», являясь лирической новеллой по жанру . относится к пейзажно-символическим стихотворениям и имеет глубокий философский смысл. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки (первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма).
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору ( что ищет, что кинул ), синтаксический параллелизм, инверсию ( парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом ). Поэт широко использует олицетворения ( ветер свищет, играют волны ), метафоры ( струя светлей лазури ), эпитеты ( луч солнца золотой ). Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе ( стране далекой – краю родном, кинул – ищет ).
Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря (шум волн и свист ветра) передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч».