kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активные методы работы на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование активных методов работы на уроках литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы работы на уроках литературы»

Активные методы работы на уроках литературы

Мои наблюдения за студентами показывают, что современные студенты во многом похожи на тех молодых людей, что приходили в колледж 20 лет назад. Их занимают такие же проблемы, что и раньше: любовь, отношения, дружба, карьера, учеба. Но в то же время современная молодежь имеет свои особенности.

Передо мной всегда вставали эти вопросы, потому что мы с ними - представители  разных  поколений.  

Считаю, одним из самых важных условий успешной работы - взаимопонимание и доверие. Также, думаю, в этом сможет  помочь знание особенностей поколения Z и использование нетрадиционных воспитательных мероприятий.

Сегодня хотелось бы поделиться с вами опытом использования в своей работе воспитательных тренингов.

основные черты:

  • небольшая группа участников (от 8 до 25 человек)

  • специально подобранная или разработанная система упражнений

  • доверительность общения участников тренинга

  • наличие обратной связи на занятии

  • саморефлексия каждого участника тренинга

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович Макаренко, - поэтому стараюсь ребят приучать с первого курса к тренинговым занятиям, потому что данная форма имеет ряд достоинств:

  • не сковывают учебно-воспитательный процесс

  • активизируют молодежь

  • вносят разнообразие в студенческие будни

  • оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение

  • приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям

Таким образом, я как классный руководитель, понимаю, что важнее всего воспитать счастливую личность, поэтому, учитывая особенности современной молодежи, организую для них воспитательные тренинги по различным направлениям, например, тренинги общения, командообразования, семейных отношений и др.

Приведу пример элементов тренинга на развитие общения.

  1. Ритуал приветствия

Первый этап позволяет сплотить участников группы, создать атмосферу группового доверия, и конечно, познавать что-то новое), например, можно предложить всем встать в круг и поприветствовать друг друга, как это делают люди в разных странах (японской культуре (вай), на Тибете, Новой Зеландии)

Второй этап - сообщение цели, задач тренинга и помощь участникам в определении собственных целей (как краткосрочные так и долгосрочные, потому что в рамках одного тренинга нельзя добиться стабильного результата. Студенты для себя должны определить, зачем им это надо.)

Далее - сообщение правил работы, например,

- Будь активным!

- Слушай!

- Уважай мнение других! И т.д.



На 4 этапе через игру важно включить внимание каждого участника, зарядить энергией, сплотить команду) Для примера предложу вашему вниманию игру "Я люблю общаться"

Каждому участнику предлагаю присвоить какую-нибудь одну из социальных ролей, например, на первую букву своего имени (я Татьяна, мой новый социальный статус – тёща, Даша - дочь, Оля – однокурсница, Саша – студент и т.д.) Проговариваем по очереди вслух. Рассаживаемся по кругу, один стул оставляем не занятым.

Начинаем пересаживаться со словами: «Я люблю общаться», далее следующий: «А я тоже», третий: «А я с ними», четвертый: «А я… и называет запомнившуюся ему социальную роль, например, со студентом) Тот, кого назвали, перебегает со своего стула на свободный стул. Игра проходит в быстром темпе.

Основная часть проходит в виде групповой работы с помощью упражнений. Напомню, что на каждом этапе, с учетом его специфики, осуществляем:

  • постановку перед участниками определенных задач;

  • используем определенные материалы (тексты, информационные листы, отрывки из литературных произведений, рисунков, видеозарисовок, фотографий, музыкальных записей).

Виды тренинговых упражнений /в зависимости от их основной функции:

  • "Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;

  • Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний, умений;

  • Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;

  • Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность

Пример упражнения, с помощью которого мы можем тренировать навыки делового общения, выявлять различные стратегии достижения цели в деловом общении «Восточный базар»

Каждый участник получает восемь стикеров, на которых разборчиво пишет своё имя, складывает записку текстом внутрь, чтобы ничего не было видно. Складываем всё в одну коробку, перемешиваем.

Далее мы отправляемся на восточный рынок. Называем ассоциации, которые возникают при упоминании словосочетания «восточный базар». Каждый по очереди вытягивает по 8 бумажек. В течение 5 минут им необходимо уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все 8 листочков со своим именем. Первые два человека, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, будут считаться победителями.

Далее разбираем все вместе, какие стратегии тактики они использовали, чтобы добиться результата, м.б. взаимный обмен, активный поиск, обман? Что было успешно, что не получилось и почему. Вопросы победителям, что позволило вам так быстро справиться с заданием?

Упражнений за урок мы берем несколько, где студенты сами разыгрывают ситуации, например, клиент в автосервисе или общаемся с проблемным покупателем.

4. Рефлексия

В рамках последнего заключительного этапа можно задать вопросы, например, какие упражнения понравились? Какие чувства, мысли испытывали? Или Что было полезно? За что бы ты похвалил себя на этом тренинге?

Самое ценное в этой форме работы то, что обучающиеся сами пытаются методом проб и ошибок решать поставленную перед ними задачу, обсуждать, саморефлексировать, проговаривать выводы: что они делали, зачем, как у них это получалось, а если не получалось, то почему?

Эффективность такой формы обучения очевидна. Такие занятия приближают обучение к жизни, реальной действительности. Студенты охотно включаются в работу.

Приятно отметить результат - модель правильного общения постепенно приживается, так как со студентами мы организуем подобные тренинги еженедельно в рамках классных часов. Считаю, что в любом деле должна быть система.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активные методы работы на уроках литературы

Автор: Безденежных Татьяна Александровна

Дата: 04.03.2020

Номер свидетельства: 541893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МОДЕЛИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ"
    ["seo_title"] => string(78) "modielirovaniie-aktivnogo-obuchieniia-na-urokakh-litieratury-mietody-i-priiemy"
    ["file_id"] => string(6) "249718"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446966910"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока литературы  "Умеешь ли ты прощать друзей ?""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokalitieraturyumieieshlityproshchatdruziei"
    ["file_id"] => string(6) "322205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461523971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока литературы  "Умеешь ли ты прощать друзей ?""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokalitieraturyumieieshlityproshchatdruziei1"
    ["file_id"] => string(6) "322206"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461523979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Использование активных  методов обучения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "204057"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429603044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Основные формы и методы активного обучения на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(72) "osnovnyie-formy-i-mietody-aktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "127937"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415387746"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства