Урок литературы в 7 классе по теме «Абай. «Искандер». На этом уроке учащиеся смогут прочитать выразительно поэму, соотнести героев и их исторических прототипов, составить кластер, характеристику героев, высказать свое мнение по проблеме, поднятой автором в произведении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сквозная тема: Игры, песни, танцы, пословицы украинского народа.
Типi Тип: комбинированный
Мақсаты Цель: учащиеся смогут прочитать выразительно поэму, соотнести героев и их исторических прототипов, составить кластер, характеристику героев, высказать свое мнение по проблеме. поднятой автором в произведении.
Задачи: обеспечить усвоение учащимися понятий о герое и его прототипе на примере поэмы Абая «Искандер», образах Искандера и Аристотеля, формирование понятий о философском и морально-дидактическом смыслах поэмы, обличении нравственных и социальных пороков, формирование умений анализировать лиро-эпические произведения; развивать коммуникативные компетентности, умение рассуждать, сравнивать, делать выводы, содействовать воспитанию патриотизма, толерантности.
Прослушивание записи стихотворения. Кто автор этого стихотворения? Что вы о нем знаете?
IV.Усвоение нового материала. 20 м.
1.Рассказ учащегося с опорой на презентацию биографии Абая.
2.Слово учителя.
Образ греческого полководца Александра Македонского (IV в. до н. э.), покорившего многие страны Запада и Востока, с древнейших времен вызывал интерес у самых различных народов. После смерти Александра близкие к нему Клитарх и Онесекрит написали его биографию. По их материалам позднее Плутарх составил его жизнеописание. Рядом с реальной биографией полководца складывались легенды, первыми создателями и распространителями которых были воины Александра, распускавшие среди народов самые разнообразные, порою фантастические слухи о нем и рассказывавшие о чудесах дальних стран, где им довелось побывать.
3.Представление постеров. Аристотель и А.Македонский.
4.Слово учителя.
Мы услышали рассказ о реальных исторических личностях.
- Всегда ли автор художественного произведения достоверно описывает героя?
- Почему он может отойти от исторических фактов?
В сознании казахского народа сложилось определенное представление об Искандере.
Цикл сказок «Рогатый хан» («Чем побеждал Искандер Зулкарнаин своих врагов», «Предание об Искандер-хане» и др.) связан с популярным на Востоке сюжетом о рогатом Искандере. На Востоке Александра Македонского называют Искандер Зуль-Карнейн — Зулкарнеин двурогий’. Так он называется в Коране (гл. XVIII, стих 82). Насчет того, почему Искандер получил такой эпитет, существуют разные мнения. «Среди различных толкований интересно одно, приписываемое поэтом известному ученому Абу Машару (ок. 786—886), — писал Е.Э. Бертельс в книге «Низами».— Когда Искандер умер, в Руме было изготовлено его изображение, причем по бокам его были изображены два ангела, имевшие рога лазурные с золотом. Арабы, увидев изображение, приняли одного из этих ангелов за Искандера, отсюда и возникло прозвище». Происхождение и смысл этого прозвища до сих пор окончательно не установлены.
С отрицательным отношением казахов-кочевников к власти никак не мог ужиться пришедший к ним из восточных поэм идеальный образ Искандера. Вот почему в казахском фольклоре и в письменной литературе преобладает не восхваление Искандера, а, напротив, — критическое, порой отрицательное отношение к нему. Тенденция критического отношения к образу Искандера особенно ярко выражена в поэме «Искандер» Абая Кунанбаева.
5.Чтение поэмы Абая вслух.
6.Работа с текстом.
1) «Найди пару». Проверка понимания текста.
Чьим сыном был Александр Македонский?
Филипп
Как называли придворные Александра?
Владыка владык.
Куда попало войско царя?
Пустыня
Откуда царь пил воду?
Родник
Что было на воротах?
Замок
Кто вышел из ворот?
Старец
Куда вели ворота?
Бог
Что было в свертке?
Кость
Что перевесило кость?
Земля
2.Встаньте так, как появлялись эти существительные в тексте.
V.Закрепление. 15 м.
1.Работа в парах.
1)Запишите как можно больше понятий, которыми характеризуется Александр в тексте.
2)Составьте кластер, показав, как называли Александра герои поэмы (придворные, сам герой, старец). Сделайте вывод об их отношении к герою.
2. Работа в группах.
- Составление характеристики героя.
1)Александр в истории.
2)Александр в поэме.
3)Аристотель в истории.
4)Аристотель в поэме.
- Подберите украинскую пословицу, которую вы могли бы отнести к своему герою. Объясните свой выбор.
Збагатів Кіндрат — забув, де його брат.
Разбогател Кондрат — забыл, где его брат.
Казав Наум: візьми на ум!
Говорил Наум: возьми на ум!
Скільки вовка не годуй, а він усе в ліс дивиться! .
Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит!
Вік живи — вік вчись.
Век живи — век учись!
Свій розум май і людей питай.
Свой ум имей и у людей спрашивай.
Розуму не позичиш. Розум за гроші не купиш.
Ум не одолжишь, ума за деньги не купишь.
Перед розумом і сила поступається.
Уму и сила уступает.
Правда очі коле.
Правда глаза колет.
Не шукай у інших правди, як у тебе її нема.
Не ищи у других правды, если у тебя её нет.
Не той товариш, хто медом маже, а той, хто правду каже.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.
- Прочитайте конец поэмы. Запишите в виде памятки или правил, как нужно жить, по мнению Абая. Согласны ли вы с ним?
3.Подведение итогов.
- Какие исторические факты отражены в поэме Абая?
- Какой была мечта Александра?
- Каким видит Абай своего героя?
- Стали ли страдания уроком для Искандера? Докажите свое мнение.
- В чем смысл подарка старца?
- В чем смысл и цель поэмы Абая? ( с одной стороны, в обличении нравственных и социальных пороков — зла и насилия, проявляющихся в различных формах: то в виде жестоких завоеваний и истребления народов, то в поддержке таких злодеяний бесчестными льстецами, глупцами; а с другой стороны, в проведении гуманистической идеи, в надежде на улучшение общества путем его просвещения).
- Зло, присущее Искандеру, осталось ли только в прошлом? Прочитайте заключительные строки.
- Каковы достижении Абая в освещении образа Искандера? (Решительно преодолевая условность в освещении темы Искандера, характерную для средневековой восточной поэзии, Абай внес в традиционное понимание ее новую струю, приблизил поэзию к истории, дал образ своего героя в развитии. Постепенное раскрытие образа Искандера — сначала молодого, тщеславного, уже покорившего соседние страны и стяжавшего славу «владыки владык», «царя царей», затем жестокого истребителя народов, алчного, ненавистного правителя-завоевателя, который не может отречься от злодейских замыслов даже тогда, когда испытывает страдание, создание образа мудрейшего Аристотеля, применение традиционного материала для проведения современных поэту идей — это то новое, что принадлежит Абаю в трактовке традиционной темы восточной литературы.
В оценке жизни и деятельности Искандера проявилась проницательность великого казахского поэта и мыслителя. Удивительно, что абаевская оценка Македонского-полководца совпадает в некоторых чертах со взглядами писателей более позднего времени, например В. Г. Яна (1875—1954), который в романе «Огни на курганах» (1936) показал вторжение Александра Македонского в Среднюю Азию.
Говоря о сложности этой исторической темы, вызванной тем, что в многочисленных произведениях об Александре Македонском его образ был идеализирован, он изображался как прекраснодушный монарх, добродетельный, мужественный В. Г. Ян писал: «Между тем точные исторические данные, Устанавливаемые при внимательном изучении тех же авторов и Других источников, свидетельствуют, что Александр был таким же беспощадным завоевателем и истребителем народов, какими были позднее Чингисхан, Тамерлан, испанские кондотьеры в Америке, англичане в Индии и другие хищники, создатели Колониальных империй. Он оставлял за собой дымящиеся Развалины, разрушенные города, целые народы обращал в рабство и продавал, как товар, как рабочую скотину на рынках).
VI. Этап информации о домашнем задании. 2 м.
Эссе «Что бы я хотел сказать герою» или «На какого героя я хотел бы быть похожим и почему».