kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе на тему: "А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл представляет собой разработку урока литературы на тему: "Философский и морально-дидактический смысл поэмы Абая Кунанбаева "Искандер"". Цель этого урока: раскрытие этического смысла поэмы, воспитание нравственных качеств личности учащихся, обличение нравственных и социальных пороков. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе на тему: "А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы"»

Урок литературы в 7 классе

Тема урока: А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.

Цель урока:

знакомство учащихся с биографией и творчеством А. Кунанбаева на примере поэмы «Искандер».

Задачи урока: 1. образовательная: познакомить учащихся с содержанием поэмы, с ее образами; раскрыть философский и морально-дидактический смысл поэмы;

2. развивающая: способствовать развитию навыков анализа поэмного текста, расширять активный словарь учащихся, развивать кругозор;

3. воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств личности учащихся: учить видеть пороки других людей, учиться на чужих ошибках, прививать интерес к изучению литературы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Основная работа по теме урока.

Фронтальный опрос по пройденной на прошлом уроке теме:

-Что вам известно о биографии и творчестве Лермонтова?

-Какие исторические образы интересовали поэта?

-В чем особенность изображения Лермонтовым великого полководца – Наполеона? Каким он предстает перед нами?

Слово учителя:

-Что вам известно из курса казахской литературы о жизни и творчестве Абая Кунанбаева? (сообщение ученика о творчестве А. Кунанбаева).

- Назовите героев поэмы «Искандер». Что это за личности? Известно ли вам,чем они прославились в мире? Как вы думаете, почему Абай Кунанбаев обратился к этим образам? (сообщения учащихся об Александре Македонском и об Аристотеле).

- Почему поэма названа именем сына македонского царя Филиппа? Каким он был?

- В каком возрасте он вступил на трон?

- Почему ни один другой царь, по мысли поэта, не может сравниться с Искандером?

- О чем мечтал тщеславный Искандер? Кто еще из известных исторических личностей имел подобные планы? Смогли ли они их осуществить? Как вы думаете, почему?

Работа в группах

1 группа

2 группа

3 группа

Работа с толковым и этимологическим словарями над понятиями «слава» и «тщеславие».


Работа с толковым словарем над понятием «подхалимство».


Работа с толковым и этимологическим словарями над понятиями «злодей» и «праведник».


Искандер и его пороки

Мудрость Аристотеля

Советы Абая людям

Составление кластеров.

Выступление групп.

  • Какой человек заслуживает славы, а какой – тщеславия?

  • Как прозвали Искандера дрожащие от страха подхалимы?

  • Как это отразилось на самовлюбленном Искандере?

  • Как вы думаете, что бы произошло, если бы Искандеру удалось завоевать весь мир? Дальше планам разрастаться некуда. На что бы направил свои мысли и деяния Искандер?

  • Хорошо ли быть подхалимом? Почему?

  • Какой вода оказалась в ручье? Что означает выражение «живая влага»? Какой у этой воды был вкус и запах?

  • Правильно ли истолковал Искандер божье предзнаменование? Что помешало ему сделать правильные выводы?

  • Что за ворота встретились войску Искандера у высоких скал? Почему войско не могло в них войти?

  • Почему, не видя человека, царь называет его «слепцом»?

  • Искандер называет себя всемогущим и великим. Так ли это? На чью роль он претендует? Кем он себя возомнил?

  • Почему царя не впустили в ворота?

  • Подарок, выпрошенный Искандером у праведника, оказался символичным. В чем же заключается его смысл?

  • Кому из приближенных Искандера удалось разгадать загадку праведника?

  • Чем удалось перетянуть кость? Как это объясняет Аристотель?

  • Что, по Абаю, уравнивает бедных и богатых?

  • Что изменилось в жизни полководца после этого случая?

  1. Подведение итогов урока.

  • Понравилась ли вам поэма Абая? Чем?

  • Как вы считаете, имеет ли она актуальность в наши дни?

Прием «Цепочка ассоциаций».Каждый ученик записывает одно слово или словосочетание, с которым у него ассоциируется данный урок. Затем по очереди дети выходят к доске и записывают свое слово (слова не долджны повторяться). Затем из всех написанных на доске слов дети составляют по предложению, пока не получится связный текст.

  1. Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Что самое важное в человеческой жизни?», нарисовать эпизод поэмы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Нечаева Елена Николаевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258638


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства