Урок литературы в 7 классе на тему: "А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы"
Урок литературы в 7 классе на тему: "А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы"
Файл представляет собой разработку урока литературы на тему: "Философский и морально-дидактический смысл поэмы Абая Кунанбаева "Искандер"". Цель этого урока: раскрытие этического смысла поэмы, воспитание нравственных качеств личности учащихся, обличение нравственных и социальных пороков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе на тему: "А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы"»
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: А. Кунанбаев. Поэма «Искандер». Философский и морально-дидактический смысл поэмы, обличение нравственных и социальных пороков.
Цель урока:
знакомство учащихся с биографией и творчеством А. Кунанбаева на примере поэмы «Искандер».
Задачи урока: 1.образовательная: познакомить учащихся с содержанием поэмы, с ее образами; раскрыть философский и морально-дидактический смысл поэмы;
2. развивающая: способствовать развитию навыков анализа поэмного текста, расширять активный словарь учащихся, развивать кругозор;
3. воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств личности учащихся: учить видеть пороки других людей, учиться на чужих ошибках, прививать интерес к изучению литературы.
Ход урока:
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Основная работа по теме урока.
Фронтальный опрос по пройденной на прошлом уроке теме:
-Что вам известно о биографии и творчестве Лермонтова?
-Какие исторические образы интересовали поэта?
-В чем особенность изображения Лермонтовым великого полководца – Наполеона? Каким он предстает перед нами?
Слово учителя:
-Что вам известно из курса казахской литературы о жизни и творчестве Абая Кунанбаева? (сообщение ученика о творчестве А. Кунанбаева).
- Назовите героев поэмы «Искандер». Что это за личности? Известно ли вам,чем они прославились в мире? Как вы думаете, почему Абай Кунанбаев обратился к этим образам? (сообщения учащихся об Александре Македонском и об Аристотеле).
- Почему поэма названа именем сына македонского царя Филиппа? Каким он был?
- В каком возрасте он вступил на трон?
- Почему ни один другой царь, по мысли поэта, не может сравниться с Искандером?
- О чем мечтал тщеславный Искандер? Кто еще из известных исторических личностей имел подобные планы? Смогли ли они их осуществить? Как вы думаете, почему?
Работа в группах
1 группа
2 группа
3 группа
Работа с толковым и этимологическим словарями над понятиями «слава» и «тщеславие».
Работа с толковым словарем над понятием «подхалимство».
Работа с толковым и этимологическим словарями над понятиями «злодей» и «праведник».
Искандер и его пороки
Мудрость Аристотеля
Советы Абая людям
Составление кластеров.
Выступление групп.
Какой человек заслуживает славы, а какой – тщеславия?
Как прозвали Искандера дрожащие от страха подхалимы?
Как это отразилось на самовлюбленном Искандере?
Как вы думаете, что бы произошло, если бы Искандеру удалось завоевать весь мир? Дальше планам разрастаться некуда. На что бы направил свои мысли и деяния Искандер?
Хорошо ли быть подхалимом? Почему?
Какой вода оказалась в ручье? Что означает выражение «живая влага»? Какой у этой воды был вкус и запах?
Правильно ли истолковал Искандер божье предзнаменование? Что помешало ему сделать правильные выводы?
Что за ворота встретились войску Искандера у высоких скал? Почему войско не могло в них войти?
Почему, не видя человека, царь называет его «слепцом»?
Искандер называет себя всемогущим и великим. Так ли это? На чью роль он претендует? Кем он себя возомнил?
Почему царя не впустили в ворота?
Подарок, выпрошенный Искандером у праведника, оказался символичным. В чем же заключается его смысл?
Кому из приближенных Искандера удалось разгадать загадку праведника?
Чем удалось перетянуть кость? Как это объясняет Аристотель?
Что, по Абаю, уравнивает бедных и богатых?
Что изменилось в жизни полководца после этого случая?
Подведение итогов урока.
Понравилась ли вам поэма Абая? Чем?
Как вы считаете, имеет ли она актуальность в наши дни?
Прием «Цепочка ассоциаций».Каждый ученик записывает одно слово или словосочетание, с которым у него ассоциируется данный урок. Затем по очереди дети выходят к доске и записывают свое слово (слова не долджны повторяться). Затем из всех написанных на доске слов дети составляют по предложению, пока не получится связный текст.
Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Что самое важное в человеческой жизни?», нарисовать эпизод поэмы.