kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;
  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;
  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А.С. Пушкин «Зимнее утро»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7















Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

«А.С. Пушкин «Зимнее утро»





подготовила:

учитель начальных классов

Герасимиди Татьяна Сергеевна







ст. Переправная,2017 г.





Тема: « А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Задачи:

  • учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;

  • учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

  • учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение,  звукопись, ее выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство – тема «Картина родной природы»

Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные  УУД:

– развивать навыки беглого, выразительного  чтения с постепенным переходом на чтение про себя;
– развивать  словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную  доказательную речь;
– находить средства художественной выразительности в читаемом тексте.

Регулятивные УУД:
– умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи  и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Познавательные УУД:
– формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари;
– через  лирическое  произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы на картинах, в музыке, через фотографию.
Коммуникативные УУД:
– научить определять главную мысль(идею) произведения;
– формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретно – речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание;
– развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог;
– развивать умение работать в парах, группах.

– проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
– учить «видеть», «открывать» для себя многоцветие мира, эмоционально отзываться на ее красоту, устанавливать связь между поэзией и музыкой;
– гордиться своей природой, страной, людьми, проживающими   на ее территории, их талантом;
– воспитывать нравственные качества личности: способность к взаимопониманию, уважению к мнению других, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический    комментарий

Формируемые УУД

1. Организационный момент

 – Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.

– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь дарят? 
– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

Учащиеся выбирают карточку и показывают.

Психологический настрой

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

2. Речевая разминка

– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить. 
– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других? 
– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем три раза.
– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.
– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался  темп чтения.
– Прочитайте стихотворение  с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с грустной.)
– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.
Слайд  3:   

На деревья, на кусты 
С неба падают цветы. 
Белые, пушистые, 
Только не душистые. (Снежинки)

Высказывания детей.

 

 

Упражнения для постановки правильного речевого дыхания.

Правильное чтение предложения, постановка ударения и увеличение темпа чтения.

Речевая деятельность: учить правильно управлять дыханием во время разговора.

 

 

 

 

 

Работа с карточками

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

3. Актуализация знаний. Введение в тему

 

 

Постановка проблемы

Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года» (слайд 4)
– Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка? Почему? 
– Да, слушая эту музыку, мы представляем сильный ветер, сильный снегопад, метель. Композиторы при помощи музыки могут передать то, что видят и хотят донести до своего слушателя.
– Что вы можете сказать об этих явлениях природы? 
–  Как думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? 
– На каждой парте лежит задание, расшифруйте тему сегодняшнего урока. 
– Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

 

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

(Слышали ветер, снег, метель, завывание вьюги).

Высказывания детей.

Предположения учащихся.

 

Работа по карточкам

Мотивация к предстоящей деятельности

Портрет

 

 

 

Работа в парах (по карточкам)

Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД

4. Первичное  восприятие произведения

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением 
Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». 
(слайды 5-20)
– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? 
– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

Высказывания учащихся.

(Звучит аудиозапись, видеоряд.)

Коммуникативные УУД

6. Физкультминутка

Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам – 
Снега хватит нам и вам!

Дети выполняют движения.

 

 

7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

Чтение учащимися про себя.

Самостоятельное чтение.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

8. Словарная работа

– Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32).
Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон
мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек
нынче – сейчас
бурый – оттенок коричневого
вечор – чтение в толковом словаре
предадимся – чтение в толковом словаре
Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называют планету Венеру.

Дети делятся на группы
и получают инструкционный лист.
После выполнения – презентация выполненной работы

Работа в группах
(со словарями)

 

Словарная работа

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

9. Анализ лирического стихотворения

– Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33).
– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?
СТРОФА (греч. strophe – поворот)  – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?

 

Работа над текстом стихотворения

Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

– Сколько строф в стихотворении?

Ответы детей. (5)

– В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?

 

– Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. 
– Как герой обращается к своей собеседнице?

(«Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)

– Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице?

(Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)

– Какие настроения испытывает герой Пушкина? (Настроения радостного ожидания, бодрости.)

(Настроения радостного ожидания, бодрости.)

– Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? 
– Каким настроением окрашена вторая строфа?

(Печальное, тревожное)

– Докажите словами из текста.

(«Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)

– Как называется этот приём, используемый автором?

(Олицетворение, сравнение.)

– Герой наблюдает за природой из окна.Прочитаем следующую строфу. 
– Какое настроение у героя?

(Радостное, весёлое.)

– Какие приёмы использует автор, чтобы передать состояние природы. 
– Приведите примеры.

 

– Что можете сказать о настроении героя?

(Мечтательное, восторженное.)

– Мы заметили, что в одном стихотворении могут уживаться разные настроения, не только близкие, но и противоположные, контрастные.

 

– Как понимаете «янтарный блеск»?

(Тёплый, уютный, жёлтый свет.)

– Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…

Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.

– Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
– Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? 
– Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
– Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?

Ответы детей.

– Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)

 

– Какой вывод можно сделать:

  • это стихотворение о красоте зимнего утра;

  • это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком?

 

11.Выразительное чтение стихотворения

– Как это помогает передать его настроение? 
Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему классу.
(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это стихотворение).

Дети работают в парах. Читают стихотворение друг другу
Выразительное чтение стихотворения
(чтение в парах).

Дети читают стихотворение друг другу выразительно.
Работа в парах
Развитие навыков выразительного чтения.
Учитель организует конкурс чтецов, коллективно предлагает оценить выразительность чтения по критериям: четкость, логические ударения, интонация.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

11. Игра «Художники»

– Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета (слайд 34).
– Почему выбрали именно эти цвета? 
Ответы:
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес
один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)

Презентация работ: палитры вывешиваются на доске.

Работа в парах

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

13. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение  стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина

 

 

 

12. Итог урока

– С каким автором мы сегодня познакомились?
– Какое произведение читали?
– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.

 Оценки







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Автор: Герасимиди Татьяна Сергеевна

Дата: 26.10.2017

Номер свидетельства: 434806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "«А.С. Пушкин. «Зимнее утро» "
    ["seo_title"] => string(27) "a-s-pushkin-zimnieie-utro-2"
    ["file_id"] => string(6) "152345"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420824853"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-a-s-pushkin-zimnieie-utro"
    ["file_id"] => string(6) "242017"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445359387"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация на тему :"А.С. Пушкин.Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia_na_tiemu_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "355836"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478429372"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства