Цель урока: Обучение анализу художественного произведения.
Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни.(Связь с казахской литературы)
Задачи:
Общеобразовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести;совершенствовать навыки с литературными терминами; формировать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: развивать логическое мышление, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания.
Тип урока: урок анализ художественного произведения.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с иллюстрациями из произведения, фонограмма.
Ход урока
Организационный момент
Ознакомление с целью и задачами урока (Слайды-форзац книги)
Работа по теме
Запись в тетради темы урока, словарьная работа:
Притча – в старинной литературе иносказательный рассказ с нравоучениями. Например: Евангельская притча.
Блудный (сын) - о непочтительном сыне, ушедшем из родителького дома и затем вернувшемся(из евангельской притчи), а также вообще о человеке, раскаявшемся в чём-нибудь после постигших его неудач.
Антитеза – прием в литературе: противопоставление, контраст между славами, образами, персонажами.
Повесть «Станционный смотритель очень актуальна, привлекательна и интересна.
Аудиозапись: Кто такой станционный смотритель?
- Вопрос: Что, по Вашему, тяжелее всего в положении этих людей, судя по прослушанной информации (унижение, бесправие, беззащитность)
- Запись ключевых слов, характеризующие станционных смотрителей: «сущий мученик», люди мирные, услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести, не слишком сребролюбивые.
- Назовите главных героев повести (Самсон Вырин, Дуня, Минский).
вопрос:
- На сколько частей можно разделить текст (3 части)
1 часть - встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью
2 часть – рассказ Вырина о судьбе Дуни
3 часть - автор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.
вопросы
- Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече? (зачитать).
- Как выглядело жилище станционного смотрителя?
- Как относился Вырин к дочери?
- Какой была Дуня?
- Счастливы ли Вырин и Дуня?
- Была у них семья?
Ассоциация «Семья»
Вывод: Рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность.
- Вопрос: А что за история представлена в картинках украшающих комнату (история блудного сына «қанғыбас»)
Это касается Дуни?
Чем схожи и чем различаются судьбы Дуни и героя библейской притчи? (оба уходят из дома против воли отца, на обоих отец прощает, герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения и тем горше её слезы)
Прошло три года «Автор вновь попадает на забытую богом станцию
- Вопрос: Что изменилось в портрете Самсона Вырина ? Чем вызваны эти перемены? (Антитеза) запись
Обвиняете вы Дуню или защищаете? (возможные дискуссии)
- Вопрос: Над чем заставляет задуматься судьба Дуни? (об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми – родителями)
Вывод: Через 3 года рассказчик не узнал станционного смотрителя, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл.
Солнышко теперь освещает жизнь другого – молодого гусара Минского, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой (фрагмент фильма)
- Вопрос: Счастлива ли Дуня? (дискуссия :Да или нет -, Счастлива, но счастье не безоблачно – думает об отце, её мучает совесть.)
Иллюстрация: Дуня на могиле отца.
Рефлексия
Как нужно относиться к родителям? Синквейн - Родители
Что дал вам урок? (Мнение учащихся)
Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это:»
Любить их истинно и чистосердечно.
Говорить о родителях уважительно.
Вставать перед ними.
Стоять перед сидящими родителями.
Предоставлять им лучшее место.
Не перебивать родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.
Не начинать никакого дела без согласия на то родителей
Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.
Песня «Помолимся за родителей» Сосо Павлиашвили (3-4 мин.)
Тест
Домашнее задание: эссе: Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом ( Если да, то в чем?)