Урок внеклассного чтения в 6 классе
«Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Тема урока: Общечеловеческая тема «блудных детей» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
«Блудный сын» - это сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении: человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях.
Цель урока:
сопоставить евангельское решение темы «блудного сына» и пушкинское переосмысление этой тематики;
привить любовь и уважение к родителям;
отрабатывать навыки выразительного чтения художественного текста
Знания на уроке:
эпиграф, притча, тема «маленького человека»
Эпиграф (от древнегреч. epigraphe – надпись, заглавие, оценка)
Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.
«Маленький человек» - простой человек, без чинов и званий.
Словарная работа:
станционный смотритель, ирония, аллегория
Ирония (от греч. eironeia – притворство, насмешка)
Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю)
Станционный смотритель – чиновник 14 разряда в табеле о рангах.
Ход урока.
1.Учитель. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Ирония в эпиграфе, в имени главного героя: маленький бессильный человек назван именем библейского богатыря.
Абзац с рассказом о содержании картинок – горькая ирония по поводу современных вариантов библейских историй .
Все дело в этом «чудесном» превращении Дуни: оно ведь лишь усугубляет горемычное положение смотрителя. Да, Дуня стала богатой и любимой, Но отец навсегда потерял любовь, а вместе с нею и саму жизнь. Да, Дуня стала богатой барыней, но отца не пустили даже на порог столичного дома, куда Минский поместил Дуню.
Бедняк не просто остался бедняком; его оскорбили, растоптано его человеческое достоинство.
А зримое посторонними семейное, женское, материнское счастье дочери лишь усугубляет в глазах читателей горе старика- отца. Да ведь и она – то в конце повести явно сгибается под тяжестью запоздалого раскаяния.
2. Беседа.
А. Как начинается повесть?
Б. Что такое станционный смотритель? «Сущий мученик 14 класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».
В. Почему автор так хорошо знает многих смотрителей? Что даёт этот приём? Достоверность. Первая встреча- 1816 год.
Г. Будьте внимательны, автор рассматривает картинки на стенах. На них изображена история блудного сына. Намек (несколько картинок).
Д. Вспомним « Притчу о блудном сыне» .
Е. Что такое притча?
Притча – жанр литературы, представляет собой поучительный рассказ с элементами аллегории, близкий к басне, но в отличие от неё отличается тяготением к глубинной «премудрости» религиозного или моралистического порядка. «Притча о блудном сыне»
была рассказана Иисусом Христом (Евангелие от Луки, гл. 15) .
1 группа- содержание притчи-презентация «Притча о блудном сыне»
Было у отца два сына. Однажды подошел к нему младший сын и потребовал от дать часть наследства, которая ему причитается. Ушел из родного дома- бросил отца и старшего брата. Жил в чужой стране в безделье и праздности и вскоре прокутил все наследство, терпел голод и нужду. Нанялся на самую грязную, унизительную работу- пасти свиней. Мечтал есть с ними одну пищу, да никто не давал ему даже рожки, которыми кормили свиней. И решил вернуться домой, просить у отца прощение. Понимал, что недостоин называться его сыном, надеялся,что возьмет его отец хотя бы в работники Но радостно встретил отец младшего сына, простил и пир устроил.
Но старший сын обиделся и начал упрекать отца, что тот простил беспутного брата и радуется встрече так, как ему, праведнику, никогда не покидавшему отца, не радовался.
3. Учитель. Христос рассказывал не о какой-то конкретной, далекой от нас семье, а о каждом из нас, обо всех на свете, как и в любой другой притче . Сына простил отец, простил Бог, принял как родного сына, как готов принять и простить любого грешника,
Если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться .
4. Беседа.
А. Как вы думаете, случайно ли сюжет притчи о блудном сыне показан нам в повести ? В чем отличие, в чем сходство?
Б. Вспомним, кто является главным героем повести. Презентация «Музей в д. Выра Гатчинского района»
В. Как представляет отец будущее своей дочери?
Г. Чем закончилась история смотрителя? Зачитаем по ролям эпизод возвращения Дуни.
Д. Вернемся к «Притче о блудном сыне». Какова в притче позиция отца и позиция Самсона Вырина?
5. Вывод. Позиция отца и позиция Самсона Вырина одинакова. А дети? Кто оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Сын, потому что он был прощен отцом, а Дуня- нет.
Как важно успеть сказать родителям, что мы их любим, принести им не одни неприятности, а хоть немного счастья. Подумайте об этом.
6. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»