kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока №Капитанская дочка" была в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».»


 
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел.

Цели:  продолжить изучение творчества А.С.Пушкина, выяснить какое место занимает повесть «Капитанская дочка» в творчестве писателя .

Задачи урока: 1) учащиеся познакомятся с историей создания  произведения; усвоят содержание 1  лавы повести; 2) будут развивать познавательный интерес; 3) будут воспитывать нравственные качества. 

Ход урока

I Оргмомент.

1. Приветствие.

2. Знакомство с темой и целью урока.

        

II Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос.

- Когда появился реализм?

- Что означает это слово в переводе с латинского?

- Каковы литературные истоки реализма?

- Чем отличается реализм от других литературных направлений?

- Что такое «синкретический реализм»?

III Работа по основной теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

        Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания повести «Капитанская дочка», которую также называют романом.

2. Просмотр ролика «История создания повести».

3. Сообщение учащегося (дополнительная информация). 
        Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. 
Работа над повестью продвигалась с трудом. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович (или Шванвич)– офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием. 
Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, 19 летний юноша. 
Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны» 

4. Сообщение учащегося об эпохе.

          18 век – век царствования Екатерины 2, урождённой Софии Фредерики Августы принцессы Ангальт – Цербской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина 2 пришла к власти, свергнув с престола Петра 3, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы становились могущественными вельможами. 
Екатерина 2 правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы её правления расширилась территория государства. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения и искусства требовало денег. 
Екатерина 2 была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая ,что законы создаются «для воспитания граждан». В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками её власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие ,нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. 
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр 3 появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено. 

5. Сообщение учащегося о работе автора с архивом.

- С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам. 
         Утром 17 августа Пушкин выехал из Петербурга. 
- Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. (А.С. Пушкин – Н.Н. Пушкиной, 8 сентября 1833 г 

- Осенью 1833 года А.С. Пушкин приехал в Оренбург для сбора сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду… мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева. 
При входе в комнату Пушкин сел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка, современница Пугачева, много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил, раздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург. (Н. Кайдалов. Воспоминания) 

В письме Наталье Николаевне от 2 октября Пушкин писал об Уральске: «… Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, наперерыв давали мне известия, в которых я нуждался». В Уральске Пушкин встретил казака Михаила Пьянова, который лично встречал Пугачева. На вопрос поэта: «Расскажи мне… как Пугачев был у тебя посаженым отцом?»- последовало: «Он для тебя Пугачев,.. а для меня он был великий государь Петр Федорович 

.Физминутка 
Раз - подняться, потянуться. 
Два - нагнуться, разогнуться. 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире. 
Пять - руками помахать. 
Шесть - на место тихо сесть. 
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз. 
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз. 
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль. Повторить 1-2 раза. 

6. Анализ 1 главы. 
«Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём. 
И вот перед нами её текст. Откроем начало и прочитаем строки, которые стали эпиграфом: «Береги честь смолоду» .

- Какой смысл несут в себе эти строки? 
Эпиграф помогает понять замысел автора, то, что он хотел сказать читателю. “Береги честь смолоду” — это пословица , а пословица – это народная мудрость. Отмечаем, что предложение это побудительное, значит, содержит совет или требование. 
- К кому оно обращено? (Не только к героям повести, но и к каждому человеку). 
- Что же советует нам Пушкин из своего времени? Обращаемся к словарю для уточнения значения слова честь. 

- Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Дети отмечают, что слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего в первом. 
- Часто ли употребляют дети это слово в своей речи. (Ответ отрицательный.) Так, может быть, это понятие устаревшее? Историзм? (Дети не согласны, но затрудняются ответить, почему.) 
- Это понятие историческое? А какое это понятие? (Нет, моральное, нравственное.) 
- Пушкин даёт нам возможность на примере вымышленных персонажей посмотреть, можно ли сберечь честь, т.е. достойные уважения и гордости моральные качества и принципы, в беспощадной буре исторических событий, что помогает человеку и что мешает в этом процессе (вывод, к которому мы приходим в результате анализа эпиграфа). 
- Гл. I «Сержант гвардии». 
- Почему первая глава называется «Сержант гвардии»? 

- Кто является главным героем в 1 главе повести? 
Прочитайте эпиграф: 

Эпиграф предает дух рассказа, его тональность. 
- «Да кто его отец?» (Княжнин) – 

- Чья позиция обозначена в эпиграфе? В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству. 
-Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…») 
- Мы видим, что эпиграф намечает судьбу главного героя . 
Воинская служба почетна, говоря современным языком, престижна. Высказывание Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.» 

6. Проверка знания текста. 
-Вспомните, каким героям повести принадлежат эти имена и фамилии, что они значили в судьбе героя: Савельич, мосье Бопре, Авдотья Васильевна.(Имена героев напечатаны на специально приготовленных листах, учащимся раздаются таблички с вариантами ответов: дядька, гувернер, отец, мать, няня, мать Маши Мироновой).Приклейте таблички напротив имен героев, представитель команд выходит к доске и рассказывает о героях 
- Каким предстает перед читателем Петр Гринев? ( Если судить по первой главе, можно подумать, что Гринев не получил образования, но он лукавит, отзываясь иронично о своем образовании, впоследствии мы убедимся, что он достаточно образован для своего времени). 
( Выводы записать в тетрадь на отдельной странице, которую озаглавить «Петр Гринев»). 

IV. Подведение итогов урока. 
- Давайте вспомним, с чего мы начинали урок. 
- Что нового вы узнали на этом уроке? 
- Что вам было известно? 
- Что вы хотели бы узнать? 

V Выставление поурочного балла.

VI Домашнее задание. Прочитать 2-5 главы.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

Автор: Магомедова Майрусат Исагаджиевна

Дата: 12.07.2019

Номер свидетельства: 516695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок  Историческая основа повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-istorichieskaia-osnova-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "150273"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420459012"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русской литературе "А. С. Пушкин «Капитанская дочка»" в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-po-russkoi-litieraturie-a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "211317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431600184"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока по литературе " Гуманизм и историзм в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-gumanizm-i-istorizm-v-proizviedienii-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "162463"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422360026"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "А. С. Пушкин «Капитанская дочка»"
    ["seo_title"] => string(33) "a-s-pushkin-kapitanskaia-dochka-1"
    ["file_id"] => string(6) "305134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457876784"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Тема чести и милосердия в повести   А. С .Пушкина «Капитанская дочка» "
    ["seo_title"] => string(72) "tiema-chiesti-i-milosierdiia-v-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka"
    ["file_id"] => string(6) "164190"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422605934"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства