Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».»
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Историческая основа романа. Причины обращения к теме пугачевского восстания. Историческая правда и художественный вымысел.
Цели: продолжить изучение творчества А.С.Пушкина, выяснить какое место занимает повесть «Капитанская дочка» в творчестве писателя .
Задачи урока: 1) учащиеся познакомятся с историей создания произведения; усвоят содержание 1 лавы повести; 2) будут развивать познавательный интерес; 3) будут воспитывать нравственные качества.
Ход урока
I Оргмомент.
1. Приветствие.
2. Знакомство с темой и целью урока.
II Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
- Когда появился реализм?
- Что означает это слово в переводе с латинского?
- Каковы литературные истоки реализма?
- Чем отличается реализм от других литературных направлений?
- Что такое «синкретический реализм»?
III Работа по основной теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания повести «Капитанская дочка», которую также называют романом.
2. Просмотр ролика «История создания повести».
3. Сообщение учащегося (дополнительная информация). Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. Работа над повестью продвигалась с трудом. В пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берётся Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович (или Шванвич)– офицер, подпоручик 2-го гренадёрского полка, перешедший на сторону Пугачёва. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не восторгался крестьянским восстанием. Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачёвым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, 19 летний юноша. Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет главным в окончательном тексте романа – Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в «сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны»
4. Сообщение учащегося об эпохе.
18 век – век царствования Екатерины 2, урождённой Софии Фредерики Августы принцессы Ангальт – Цербской. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина 2 пришла к власти, свергнув с престола Петра 3, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы становились могущественными вельможами. Екатерина 2 правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть Екатерининской эпохой, так как в годы её правления расширилась территория государства. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения и искусства требовало денег. Екатерина 2 была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая ,что законы создаются «для воспитания граждан». В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками её власти. Поэтому в годы правления императрицы появилось два типа дворянства. Положение крепостных крестьян в это время ещё более ухудшилось, их можно было продавать как скот, как вещи. Бесправие ,нищета толкала крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр 3 появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.
5. Сообщение учащегося о работе автора с архивом.
- С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам. Утром 17 августа Пушкин выехал из Петербурга. - Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону. (А.С. Пушкин – Н.Н. Пушкиной, 8 сентября 1833 г
- Осенью 1833 года А.С. Пушкин приехал в Оренбург для сбора сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Берду… мы отправились с вечера, чтобы к утру собрать стариков и старух, помнящих Пугачева. При входе в комнату Пушкин сел к столу, вынул записную книжку и карандаш и начал расспрашивать стариков и старух, и их рассказы записывал в книжку. Одна старушка, современница Пугачева, много ему рассказала и спела или проговорила песню, сложенную про Пугачева, которую Пушкин просил повторить. Наконец расспросы кончились, он встал, поблагодарил, раздал несколько серебряных монет, и отправился в Оренбург. (Н. Кайдалов. Воспоминания)
В письме Наталье Николаевне от 2 октября Пушкин писал об Уральске: «… Тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, наперерыв давали мне известия, в которых я нуждался». В Уральске Пушкин встретил казака Михаила Пьянова, который лично встречал Пугачева. На вопрос поэта: «Расскажи мне… как Пугачев был у тебя посаженым отцом?»- последовало: «Он для тебя Пугачев,.. а для меня он был великий государь Петр Федорович
.Физминутка Раз - подняться, потянуться. Два - нагнуться, разогнуться. Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - на место тихо сесть. - Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз. - Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз. - В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль. Повторить 1-2 раза.
6. Анализ 1 главы. «Капитанская дочка» — книга, в которой Пушкин говорит с читателем обо всём. И вот перед нами её текст. Откроем начало и прочитаем строки, которые стали эпиграфом: «Береги честь смолоду» .
- Какой смысл несут в себе эти строки? Эпиграф помогает понять замысел автора, то, что он хотел сказать читателю. “Береги честь смолоду” — это пословица , а пословица – это народная мудрость. Отмечаем, что предложение это побудительное, значит, содержит совет или требование. - К кому оно обращено? (Не только к героям повести, но и к каждому человеку). - Что же советует нам Пушкин из своего времени? Обращаемся к словарю для уточнения значения слова честь.
- Какое из значений слова имеет в виду Пушкин, используя эту пословицу в качестве эпиграфа? Дети отмечают, что слово может быть использовано во всех значениях, но больше всего в первом. - Часто ли употребляют дети это слово в своей речи. (Ответ отрицательный.) Так, может быть, это понятие устаревшее? Историзм? (Дети не согласны, но затрудняются ответить, почему.) - Это понятие историческое? А какое это понятие? (Нет, моральное, нравственное.) - Пушкин даёт нам возможность на примере вымышленных персонажей посмотреть, можно ли сберечь честь, т.е. достойные уважения и гордости моральные качества и принципы, в беспощадной буре исторических событий, что помогает человеку и что мешает в этом процессе (вывод, к которому мы приходим в результате анализа эпиграфа). - Гл. I «Сержант гвардии». - Почему первая глава называется «Сержант гвардии»?
- Кто является главным героем в 1 главе повести? Прочитайте эпиграф:
Эпиграф предает дух рассказа, его тональность. - «Да кто его отец?» (Княжнин) –
- Чья позиция обозначена в эпиграфе? В эпиграфе обозначена позиция отца Петра Гринева, верного служаки при графе Минихе. Каждый дворянин, по мнению Андрея Петровича, должен служить Отечеству. -Найдите в тексте слова, подтверждающие это.( «…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», «Служи верно, кому присягнешь…») - Мы видим, что эпиграф намечает судьбу главного героя . Воинская служба почетна, говоря современным языком, престижна. Высказывание Петра Гринева: «Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.»
6. Проверка знания текста. -Вспомните, каким героям повести принадлежат эти имена и фамилии, что они значили в судьбе героя: Савельич, мосье Бопре, Авдотья Васильевна.(Имена героев напечатаны на специально приготовленных листах, учащимся раздаются таблички с вариантами ответов: дядька, гувернер, отец, мать, няня, мать Маши Мироновой).Приклейте таблички напротив имен героев, представитель команд выходит к доске и рассказывает о героях - Каким предстает перед читателем Петр Гринев? ( Если судить по первой главе, можно подумать, что Гринев не получил образования, но он лукавит, отзываясь иронично о своем образовании, впоследствии мы убедимся, что он достаточно образован для своего времени). ( Выводы записать в тетрадь на отдельной странице, которую озаглавить «Петр Гринев»).
IV. Подведение итогов урока. - Давайте вспомним, с чего мы начинали урок. - Что нового вы узнали на этом уроке? - Что вам было известно? - Что вы хотели бы узнать?