Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами 1773 г., на основании которых была создана повесть;
указать причину обращения А. С. Пушкина к теме восстания Емельяна Пугачева, объяснить сомнения автора в выборе героя повествования;
дать новые биографические сведения о жизни и творчестве Пушкина;
повторить изученное ранее понятие об историческом романе, пополнить знания учащихся новыми фактами истории пугачёвского восстания;
воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка темы и целей.
- Ребята, сегодня мы приступаем к изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Работая над темой, нам необходимо ответить на несколько вопросов:
1. Когда и как возник замысел и сюжет повести «Капитанская дочка»?
2. Как Пушкин работал над своим замыслом?
3. Какие события легли в основу повести?
4. Каким представил себе Пушкин Емельяна Пугачева?
5. А. С. Пушкин и Казахстан
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя:
- Для того, чтобы было легче понять
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин «Капитанская дочка»»
9 класс Русская литература Тема урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Цели урока: ознакомить учащихся с историческими фактами 1773 г., на основании которых была создана повесть; указать причину обращения А. С. Пушкина к теме восстания Емельяна Пугачева, объяснить сомнения автора в выборе героя повествования; дать новые биографические сведения о жизни и творчестве Пушкина; повторить изученное ранее понятие об историческом романе, пополнить знания учащихся новыми фактами истории пугачёвского восстания; воспитывать познавательный интерес учащихся к учебному предмету.
План урока: I. Организационный момент. II. Постановка темы и целей. - Ребята, сегодня мы приступаем к изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Работая над темой, нам необходимо ответить на несколько вопросов: 1. Когда и как возник замысел и сюжет повести «Капитанская дочка»? 2. Как Пушкин работал над своим замыслом? 3. Какие события легли в основу повести? 4. Каким представил себе Пушкин Емельяна Пугачева? 5. А. С. Пушкин и Казахстан
III. Изучение нового материала. 1. Слово учителя: - Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период. После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей. Именно их подвиг заставил его обратиться к истории своей родины, народа, к теме восстаний народа против угнетателей. Александра Сергеевича волновал вопрос – почему все бунты крестьян всегда заканчивались неудачей? Возможно ли достичь благоденствие страны ненасильственным путем? Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. Он посвятил ему историческое исследование «История Пугачева», а впоследствии развил свой замысел до художественного произведения.
Пушкин приступил к сбору материала о предводителе восстания. Он прочитал все, что было издано в России об истории бунта, исследовал архивы, но материалов было слишком мало. В 1833 году он берет отпуск на службе и отправляется по местам крестьянских волнений. Пушкин надеялся воочию увидеть те места, где когда - то пылали усадьбы помещиков и стояли войска мятежных пугачевцев. Может быть, еще живы свидетели тех страшных лет. Он побывал в Оренбургской и Казанской губерниях, где записывал воспоминания стариков. Пушкин сделал вывод, что к восстанию привело ухудшение положения крестьян – к ним относились как к товару, вещи – продавали, дарили, наказывали. Бесправие, крайняя нищета толкали их на сопротивление произволу помещиков.
Тут - то и пронеслись слухи, что император Петр III, свергнутый и убитый в результате дворцового переворота, совершенного Екатериной II, жив. Он скрывался от гонителей, а теперь вернулся, чтобы установить справедливость и дать бедным людям волю и землю. В народе распространяются названия от имени императора. Императором себя назвал яицкий казак Пугачев Емельян Иванович. Народ под его предводительством поднял бунт, который охватил большую часть страны и длился полтора года, после чего восстание подавили правительственные войска, а Пугачев был казнен. 2. Работа с учебником. Чтение фрагмента записи дневника Пушкина. - Прочитайте, ребята, этот отрывок из дневника и скажите, что так заинтересовало и взволновало поэта? (Вывод по прочитанному фрагменту записываем в тетради) 3. Работа с учебником. - Прочитайте материал о том, как Пушкин работал над повестью. Задание по рядам: 1 ряд. Создает план работы поэта над повестью. 2 ряд. Готовит письменный ответ на вопрос, каким представлял себе поэт Емельяна Пугачева? 3 ряд. Готовит рассказ о том, как Пушкин искал главного героя для повести. Ответы учеников по произведенным исследованиям. - Мы видим, ребята, на основании ваших выводов, что работа над повестью «Капитанская дочка» давалась поэту нелегко. 4. Слово учителя Через несколько месяцев после окончания работы над повестью А. С. Пушкин погиб на дуэли. Но эта книга осталась нам, его потомкам, как завещание поэта – хранить честь и быть верным своему долгу. Подробнее эти проблемы мы рассмотрим на следующих уроках.
IV. Домашнее задание. Написать сочинение – эссе: «Образ Е. Пугачева в повести Пушкина», перечитать 1, 2 главы повести.