Анализ стихотворения традиционно считается одной из самых сложных тем в литературе. Данная разработка поможет провести качественный урок по анализу стихотворения Пушкина "Бесы". Система вопросов выстроена так, что детям будет интересно и несложно подойти к смыслу стихотворения, а сопоставления с живописным аналогом усилят впечатление от произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Бесы"»
Александр Сергеевич Пушкин
Стихотворение «Бесы»
Цель урока - познакомить с произведением А.С. Пушкина «Бесы»; обогатить словарный запас, работать над овладением учащимися художественными средствами языка; формировать навыки анализа стихотворения, воспитать отношение к тексту как к произведению искусства.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками;
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения и анализа;
овладение приёмами смыслового чтения.
Предметные результаты:
понимание содержания прочитанных художественных текстов и их устное воспроизведение;
освоение приёмов анализа и характеристики текстов художественного стиля;
использование приёмов изучающего чтения;
создание устных монологических высказываний.
Домашнее задание к данному уроку:
выписать из словаря значение слова «бесы», подобрать к нему ряд синонимов;
найти ключевые образы стихотворения и охарактеризовать их.
Оборудование:
портрет А. Пушкина;
репродукция картины Д. Тёрнера «Метель».
Ход урока
Выразительное чтение стихотворения.
Ваши ощущения от стихотворения. Каково настроение стихотворения?
С помощью лексики, она тесно связана с фольклором: «чисто поле», «мутно небо».
С помощью языческих образов (бесы, домовые, ведьмы). Какими они показаны? («Бес водит да кружит по сторонам», «играет, дует, плюет,… в овраг толкает коня»; «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают».)
Какую роль играет обращение автора к древним поверьям, язычеству? (Это делает стихотворение ещё более загадочным.)
Более подробно остановимся на образах бесов. Кто они? В толковом словаре можно прочесть, что «бес – в религии и народных поверьях злой дух, искушающий, хитрый, умный». Подтвердите это текстом. (В конце стихотворения бесы кружатся вокруг героя, жалобно поют, «мчатся ... рой за роем», «надрывая сердце» человеку.) Каково отношение человека к ним? («Бесконечны, безобразны…».)
Докажите, что бесы не сон, не мираж, увиденный путником. (По народным поверьям, мёртвых и нечистых могут почувствовать два животных – кошка и лошадь. В стихотворении чётко описан образ коней: сначала «одичалый конь», затем «кони стали», далее «кони чуткие храпят», в конце «кони снова понеслися»; всё это доказывает присутствие бесов.)
Что ещё может означать такое поведение коней? (Они предчувствуют смерть человека.)
Таинственен и пейзаж в стихотворении. Какие образы в окружающей героев природе можно выделить? (Мутная ночь, летучий снег, мчащиеся тучи,
луна-невидимка). Что объединяет эти образы? (Они показаны в движении, кажется, что мир переворачивается с ног на голову.)
Образ вьюги – самый интересный из природных образов. С помощью какого художественного средства она изображена? (С помощью олицетворения: «вьюга злится, вьюга плачет, слипает очи».) Положительный или отрицательный она персонаж? (Ответ на этот вопрос может быть разным, так как из контекста невозможно сделать однозначного вывода.)
Помогает или мешает человеку природа в этом стихотворении? (Мешает, она на стороне бесов, ведь действие происходит тёмной ночью, при луне – постоянном спутнике «нечисти».)
4) Создают атмосферу страха повторы. («Мчатся тучи, вьются тучи»; «мутно небо, ночь мутна»; «страшно, страшно поневоле» и др.)
5) Какими показаны люди? Сколько их? (Двое: ямщик и путешественник, скорее всего, дворянин. Они оба боятся, ведь страх не выбирает, бесы не выбирают себе жертву.)
Какие звуки в ночи придают мистический оттенок всему происходящему? (Одинокий звук колокольчика, затем в тишине – плач вьюги, храп коней, снова колокольный звон, пение, визг, вой бесов. Видно, как нарастают страшные звуки, бесов становится всё больше, в 6 строфе возникает ощущение конца света.) Что происходит с людьми в концовке? (Путешественник, очевидно, погибает, судя по многоточию. Ямщик исчезает.)
Странный, загадочный образ возникает в 5 строфе.
Кто «он», чьи «глаза во тьме горят»? Кони реагируют на бесов, но бес из начала стихотворения «пропал во тьме пустой». Бес уже исчез, а откуда взялись другие? (Большой простор для детской фантазии, в самом же стихотворении нет чёткого ответа: пень, волк, бес или кто-то другой.)
6) Как цвет влияет на атмосферу стихотворения? (Цветовая гамма тусклая: «мутно», «будто листья в ноябре», «тучи», «невидимкою луна», даже белый снег «летучий», равнина не белая, а «белеющая».)
7) Какие способы защиты от нечистой силы вы знаете? (Один из приёмов – очертить круг.) Проследите по стихотворению, как показана символика круга. Какую роль она выполняет? («Вьются тучи», бес «кружит по сторонам», лошади кружат по равнине, бесы «в мутной месяца игре закружились», неоднократно упоминается луна. Символика круга показывает, что природа и бесы обступили людей со всех сторон, но последним вряд ли удастся спастись, для них круг станет замкнутым. Хотя финал стихотворения открытый, и дети могут сделать разные выводы.)
Теперь можно сравнить стихотворение с картиной Тёрнера «Метель». Довольно легко обнаружить сходство в трактовке природы, губящей человека. И на картине, и в стихотворении виден круг, видны движение и беспомощность человека.
8) Как рифма и размер стихотворения помогают выразить его содержание?
( Перекрёстная рифма и 4-стопный хорей придают произведению особый ритм, стремительность, передают движение, которым пронизано всё стихотворение.)
Стихотворение построено на антитезе. Найдите её и объясните смысл. (Бесы – люди, ночь мутна – поле чисто. Перед нами стихотворение о вечной борьбе человека и природы, добра и зла.)
Домашнее задание:
Сравнить стихотворение «Бесы» с «Зимним вечером» А. Пушкина.