kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературный огонек "Болдинская осень" (по творчеству А.С. Пушкина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                         ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОГОНЕК «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ».

                                                                                                                  Автор-составитель Чернявская В.В.,

                                                                                                                  учитель русского языка и литературы.

    Цели: развить творческие способности

     учащихся, развить навыки выразительного

     чтения, вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

  ВЕДУЩИЙ:  (Чтение стихотворения на фоне музыки)

                     Унылая пора! Очей очарованье

                     Приятна мне твоя прощальная краса-

                     Люблю я пышное природы увяданье,

                     В багрец и золото одетые леса,

                     В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

                     И мглой волнистою покрыты небеса,

                     И редкий солнца луч, и первые морозы,

                     И отдаленные седой зимы угрозы.

       В сентябре 1830 года Пушкин выехал в село Болдино Нижегородской губернии, принадлежавшее отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю женитьбы - надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить все быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось задержаться в деревне.

                       (Музыка)

       Пушкин был в подавленном настроении. Не случайно первым стихотворением  этой осени было одно из самых тревожных – «Бесы».

   УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Бесы»).

   ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

      Однако настроение скоро изменилось, все складывалось к лучшему: пришло прелестное письмо  от невесты, которое вполне успокоило.

   УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Мадонна»).

   ВЕДУЩИЙ:

       9 сентября 1830 года Пушкин из Болдина  пишет своему другу Петру Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

       Пушкина захватила волна вдохновения, творческой энергии. Он работал целыми днями, с шести часов утра. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни приятно называть « болдинской осенью».

      (Колокольный звон)

       Воскресенье. Веселый перезвон церковных колоколов. Из церкви, со всех улиц верхнего порядка, к базару идет разряженный народ. По базару не спеша идет Пушкин, в поддевке, в плисовых шароварах, заправленных в сапоги, в старой шапке с козырьком и с неизменной железной тростью. Неожиданно навстречу ему детина, вдвое выше, с простодушным лицом. Борода всклокочена. Бредет, не зная куда, слоняется. Хорош детина! Чисто – Балда! А не понапрасну, видать, прозвище у села! Так родился замысел  «Сказки о попе и работнике его Балде».

        (Инсценировка сказки)

    ВЕДУЩИЙ:

       В Болдино создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись  из Болдина, Пушкин подведет итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «… я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез: 2 последние главы «Онегина». Повесть, написанную октавами (Стихов 400). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий…  Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Написал я прозою 5 повестей».  Вот «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

     УЧЕНИК: (Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Сон Татьяны»).

    ВЕДУЩИЙ:

        В повести «Метель» запутанные отношения между героями! Загадочное исчезновение жениха и венчание с неизвестным молодым человеком разрешаются просто и счастливо.

    (Инсценировка отрывка из повести)

    ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

         Накануне женитьбы Пушкин пишет стихотворение «Прощание», посвященное Елизавете Воронцовой. Любовь к этой женщине долго не затухала, память о ней сохранилась в явных или с трудом разгадываемых сегодня строк стихотворений, прозы, писем, в многочисленных портретах Воронцовой на полях рукописей. «Дальняя подруга» никогда больше не увидит своего поэта; кажется, только один раз она напишет ему, но до конца дней будет перечитывать пушкинские стихи и послания, а в глубочайшей старости прикажет их уничтожить.

    УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Прощание»).

    ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

         Стихотворение «Прощание» было написано 5 октября, а 6 октября настроение меняется, и Пушкин пишет озорное, жизнерадостное стихотворение «Паж, или пятнадцатый год». Это стихотворение – воспоминание о собственной молодости, о веселии и проказах пятнадцатилетнего лицеиста.

     УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Паж, или пятнадцатый год»).

      ВЕДУЩИЙ:

          Почти всю свою жизнь Пушкин внимательно изучал язык народа, его песни и сказки. Интерес его к фольклору особенно усилился в Болдине, осенью 1830 года он писал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

      УЧЕНИКИ: (Исполнение русских народных песен).

      ВЕДУЩИЙ:

          В конце ноября 1830 года Пушкин выезжает из Болдина.

          Он забирается в тяжело груженую карету. «Пошел!»- возница тряхнул поводьями. Звякнули бубенцы, и экипаж ускорил ход, покатился вниз по косогору.

        УЧЕНИК:

                                      Безумных лет угасшее веселье

                                      Мне тяжело, как смутное похмелье,

                                       Но, как вино – печаль минувших дней

                                       В моей душе чем старее, тем сильней.

                                       Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

                                       Грядущего волнуемое море,

                                       Но не хочу, о други, умирать;

                                       Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,

                                       И ведаю, мне будут наслажденья

                                       Меж горестей, забот и треволненья:

                                       Порой опять гармонией упьюсь,

                                       Над вымыслом слезами обольюсь,

                                       И может быть – на мой закат печальный

                                        Блеснет любовь улыбкою прощальной.

       (Музыка).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературный огонек "Болдинская осень" (по творчеству А.С. Пушкина) »

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОГОНЕК «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ».

Автор-составитель Чернявская В.В.,

учитель русского языка и литературы.

Цели: развить творческие способности

учащихся, развить навыки выразительного

чтения, вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

ВЕДУЩИЙ: (Чтение стихотворения на фоне музыки)

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В сентябре 1830 года Пушкин выехал в село Болдино Нижегородской губернии, принадлежавшее отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю женитьбы - надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить все быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось задержаться в деревне.

(Музыка)

Пушкин был в подавленном настроении. Не случайно первым стихотворением этой осени было одно из самых тревожных – «Бесы».

УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Бесы»).

ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

Однако настроение скоро изменилось, все складывалось к лучшему: пришло прелестное письмо от невесты, которое вполне успокоило.

УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Мадонна»).

ВЕДУЩИЙ:

9 сентября 1830 года Пушкин из Болдина пишет своему другу Петру Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Пушкина захватила волна вдохновения, творческой энергии. Он работал целыми днями, с шести часов утра. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни приятно называть « болдинской осенью».



(Колокольный звон)



Воскресенье. Веселый перезвон церковных колоколов. Из церкви, со всех улиц верхнего порядка, к базару идет разряженный народ. По базару не спеша идет Пушкин, в поддевке, в плисовых шароварах, заправленных в сапоги, в старой шапке с козырьком и с неизменной железной тростью. Неожиданно навстречу ему детина, вдвое выше, с простодушным лицом. Борода всклокочена. Бредет, не зная куда, слоняется. Хорош детина! Чисто – Балда! А не понапрасну, видать, прозвище у села! Так родился замысел «Сказки о попе и работнике его Балде».

(Инсценировка сказки)

ВЕДУЩИЙ:

В Болдино создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись из Болдина, Пушкин подведет итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «… я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез: 2 последние главы «Онегина». Повесть, написанную октавами (Стихов 400). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий… Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Написал я прозою 5 повестей». Вот «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».

УЧЕНИК: (Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Сон Татьяны»).

ВЕДУЩИЙ:

В повести «Метель» запутанные отношения между героями! Загадочное исчезновение жениха и венчание с неизвестным молодым человеком разрешаются просто и счастливо.

(Инсценировка отрывка из повести)

ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

Накануне женитьбы Пушкин пишет стихотворение «Прощание», посвященное Елизавете Воронцовой. Любовь к этой женщине долго не затухала, память о ней сохранилась в явных или с трудом разгадываемых сегодня строк стихотворений, прозы, писем, в многочисленных портретах Воронцовой на полях рукописей. «Дальняя подруга» никогда больше не увидит своего поэта; кажется, только один раз она напишет ему, но до конца дней будет перечитывать пушкинские стихи и послания, а в глубочайшей старости прикажет их уничтожить.

УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Прощание»).

ВЕДУЩИЙ: (Музыка)

Стихотворение «Прощание» было написано 5 октября, а 6 октября настроение меняется, и Пушкин пишет озорное, жизнерадостное стихотворение «Паж, или пятнадцатый год». Это стихотворение – воспоминание о собственной молодости, о веселии и проказах пятнадцатилетнего лицеиста.

УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Паж, или пятнадцатый год»).







ВЕДУЩИЙ:

Почти всю свою жизнь Пушкин внимательно изучал язык народа, его песни и сказки. Интерес его к фольклору особенно усилился в Болдине, осенью 1830 года он писал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».

УЧЕНИКИ: (Исполнение русских народных песен).

ВЕДУЩИЙ:

В конце ноября 1830 года Пушкин выезжает из Болдина.

Он забирается в тяжело груженую карету. «Пошел!»- возница тряхнул поводьями. Звякнули бубенцы, и экипаж ускорил ход, покатился вниз по косогору.

УЧЕНИК:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье,

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море,

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

(Музыка).




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературный огонек "Болдинская осень" (по творчеству А.С. Пушкина)

Автор: Чернявская Вера Викторовна

Дата: 14.09.2015

Номер свидетельства: 230695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства