ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОГОНЕК «БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ».
Автор-составитель Чернявская В.В.,
учитель русского языка и литературы.
Цели: развить творческие способности
учащихся, развить навыки выразительного
чтения, вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
ВЕДУЩИЙ: (Чтение стихотворения на фоне музыки)
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В сентябре 1830 года Пушкин выехал в село Болдино Нижегородской губернии, принадлежавшее отцу поэта. Сергей Львович выделил часть имения сыну по случаю женитьбы - надо было вступить во владение имением. Пушкин думал устроить все быстро и вернуться в Москву, но с юга надвигалась холера, учреждены были карантины, и поэту пришлось задержаться в деревне.
(Музыка)
Пушкин был в подавленном настроении. Не случайно первым стихотворением этой осени было одно из самых тревожных – «Бесы».
УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Бесы»).
ВЕДУЩИЙ: (Музыка)
Однако настроение скоро изменилось, все складывалось к лучшему: пришло прелестное письмо от невесты, которое вполне успокоило.
УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Мадонна»).
ВЕДУЩИЙ:
9 сентября 1830 года Пушкин из Болдина пишет своему другу Петру Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Пушкина захватила волна вдохновения, творческой энергии. Он работал целыми днями, с шести часов утра. Этот короткий, но чрезвычайно плодотворный период жизни приятно называть « болдинской осенью».
(Колокольный звон)
Воскресенье. Веселый перезвон церковных колоколов. Из церкви, со всех улиц верхнего порядка, к базару идет разряженный народ. По базару не спеша идет Пушкин, в поддевке, в плисовых шароварах, заправленных в сапоги, в старой шапке с козырьком и с неизменной железной тростью. Неожиданно навстречу ему детина, вдвое выше, с простодушным лицом. Борода всклокочена. Бредет, не зная куда, слоняется. Хорош детина! Чисто – Балда! А не понапрасну, видать, прозвище у села! Так родился замысел «Сказки о попе и работнике его Балде».
(Инсценировка сказки)
ВЕДУЩИЙ:
В Болдино создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись из Болдина, Пушкин подведет итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: «… я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез: 2 последние главы «Онегина». Повесть, написанную октавами (Стихов 400). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий… Сверх того написал 30 мелких стихотворений. Написал я прозою 5 повестей». Вот «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы».
УЧЕНИК: (Чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Сон Татьяны»).
ВЕДУЩИЙ:
В повести «Метель» запутанные отношения между героями! Загадочное исчезновение жениха и венчание с неизвестным молодым человеком разрешаются просто и счастливо.
(Инсценировка отрывка из повести)
ВЕДУЩИЙ: (Музыка)
Накануне женитьбы Пушкин пишет стихотворение «Прощание», посвященное Елизавете Воронцовой. Любовь к этой женщине долго не затухала, память о ней сохранилась в явных или с трудом разгадываемых сегодня строк стихотворений, прозы, писем, в многочисленных портретах Воронцовой на полях рукописей. «Дальняя подруга» никогда больше не увидит своего поэта; кажется, только один раз она напишет ему, но до конца дней будет перечитывать пушкинские стихи и послания, а в глубочайшей старости прикажет их уничтожить.
УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Прощание»).
ВЕДУЩИЙ: (Музыка)
Стихотворение «Прощание» было написано 5 октября, а 6 октября настроение меняется, и Пушкин пишет озорное, жизнерадостное стихотворение «Паж, или пятнадцатый год». Это стихотворение – воспоминание о собственной молодости, о веселии и проказах пятнадцатилетнего лицеиста.
УЧЕНИК: (Чтение стихотворения «Паж, или пятнадцатый год»).
ВЕДУЩИЙ:
Почти всю свою жизнь Пушкин внимательно изучал язык народа, его песни и сказки. Интерес его к фольклору особенно усилился в Болдине, осенью 1830 года он писал: «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка».
УЧЕНИКИ: (Исполнение русских народных песен).
ВЕДУЩИЙ:
В конце ноября 1830 года Пушкин выезжает из Болдина.
Он забирается в тяжело груженую карету. «Пошел!»- возница тряхнул поводьями. Звякнули бубенцы, и экипаж ускорил ход, покатился вниз по косогору.
УЧЕНИК:
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье,
Но, как вино – печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море,
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
(Музыка).