kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволяет организовать работу по анализу текста И.С. Тургенева "Муму"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературы»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе Учитель:Субботина Е.Н.



Тема


И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Исторический контекст рассказа. Портрет Герасима


Цель


Познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму»,проследить изменения, произошедшие в главном герое в течение повествования;


Планируемый


Предметные умения



Формировать УУД



результат


Познакомиться с жизнью и

Личностные

Регулятивные


Коммуникативные

Познавательные




творчеством И.С.Тургенева. Знать

Соотносить описания быта и

Уметь определять и


Уметь оформлять

Вычитывать разные




содержание рассказа Тургенева, уметь

нравов крепостнической России в

формулировать цель на


свои мысли в

виды информации




определять тему произведения,

рассказе со знаниями об этом

уроке; уметь высказывать


устной форме;

(фактуальную,




выделять проблемы.и героев

периоде из истории.

своѐ предположение на


слушать и понимать

концептуальную),




изученных произведений (героев и

Совершенствование духовно-

основе работы с материалом


речь других;

преобразовывать




события в их взаимосвязи);

нравственных качеств личности,

учебника; осуществлять


учиться работать в

информацию из одной




Ум ет ь находить элементы сюжета

воспитание чувства любви к

самоконтроль за


паре,

формы в другую (текст в




(экспозиции, завязки, кульминации

многонациональному Отечеству,

произношением отдельных


формулировать

схему), анализировать,




и развязки)

и объяснять их роль

уважительного отношения к

слов и звуков в потоке речи.


собственное мнение

сравнивать, делать




в изученном

произведении;

русской литературе, к культурам




и позицию.

выводы.






других народов;








Основные


Образ героя, рассказ, повесть, эпизод.








понятия












Межпредметные

Окружающий мир, речь и культура речи, история








связи












Ресурсы:


Методическое пособие, наглядный материал, учебник










презентация










Тип урока


Урок открытия нового знания.









Организация


Работа фронтальная, индивидуальная, групповая








пространства
























Структура

Деятельность учителя



Деятельность учеников


УУД



урока












Организаци

Приветствие учителя



Запись в тетрадь


1) Регулятивные:


онный

Сообщение темы урока: «И.С. Тургенев: детство, начало литературной





- волевая саморегуляция;


момент

деятельности. «Муму». Исторический контекст рассказа. Портрет





2) Личностные:


Цель -

Герасима.»







- смыслообразование (Я должен


Включение









посмотреть...)



в деят-ть









3) Коммуникативные:











- планирование учебного











сотрудничества с учителем и со











сверстниками



Целеполаган

Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства


Активно участвовать в





ие. Цель

Тургенева. Понять, как автор создает образ немого Герасима. Какие


уроке понять, что думают





подведение к

средства для этого использует.



мои одноклассники о…,





определению

Определите ваши цели урока?



разобраться с…




содержательн


узнать, почему Герасим


ых рамок


утопил Муму


урока




Проверка

Выскажите свое отношение к рассказу.

Что произвело на вас самое

1) Познавательные:

домашнего

Как вы думаете о ком эти слова? (Рядом с портретом)

сильное впечатление в

- общеучебные умения

задания

«Добрый великан»

рассказе?

структурировать знания, контроль и

Цель :

«Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением


оценка процесса и результатов

выявление

русского богатыря», с серебристой прядью волос на широком


деятельности.

уровня

полуотвесном лбу» -Тургенев


- анализ, сравнение, синтез.

усвоения



3) Регулятивные:



- контроль и оценка прогнозирования

информации





(при анализе учебного действия).




Изучение

Биография Тургенева

Презентация о И.С.

1) Познавательные:

нового

Рассказ о Варваре Петровне Лутовиновой (Использование проектно-

Тургеневе, выполненная

- общеучебные умения

материала

исследовательского материала, собранного в кабинете)

заранее подготовленным

структурировать знания, контроль и

Цель:

Заочная экскурсия в Спасское -Лутовиново

учеником.

оценка процесса и результатов

знакомство

«Атмосфера барской усадьбы XIX века».

Детские впечатления И.С.

деятельности.

с писателем,

Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска,

Тургенева, повлиявшие на

2) Регулятивные:

бытом и

уездного города Орловской губернии. В имении был и роскошный

его мировоззрение.

- контроль и оценка прогнозирования

двухэтажный дом с колоннами, почти в 40 комнат, и уютные уголки


(при анализе учебного действия).

укладом


огромного парка с тенистыми аллеями и прудами, и великолепные



семьи



цветники. Около дома — «службы»: постройки для дворни (крепостных



Тургеневых



слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры,







портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше — скотный,




конный и птичий дворы Спасское принадлежало Лутовиновым.




Варвара Петровна Лутовинова, мать Будщего писателя И.С. Тургенева




была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и




еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.




Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря




на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-




крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные




крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в




дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не




успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех




садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый




цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца.



Работа в

Запись на доске

Работа в группах по

1) Регулятивные:

группах

1852 год - рассказ написан

карточкам- Задание

- целеполагание как постановка

Работа в

1861г –отмена крепостного права

прочитать и ответить на

учебной задачи,

микрогруппа

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа «Муму

вопрос

- планирование,

х (в парах) по


Что же такое крепостное

- прогнозирование.

рядам


право? Что вас поразило в

2) Познавательные:

Цель:


этом явлении российской

- умение структурировать знания,

организовать


действительности?

постановка и формулировка проблемы,

работу над


Как вы считаете, что

умение осознанно и произвольно

совершенств


послужило поводом для

строить речевые высказывания.

ованием


создания рассказа «Муму»?


знаний о


Кого напоминают герои этой


рассказе


истории?


Закрепление

Прослушивание фонохрестоматии. 4 мин

Настоящий богатырь,

1) Регулятивные:

нового

Анализируем начало рассказа:

работает за четверых:пашет,

- целеполагание как постановка

материала

Сам Герасим о себе рассказать ничего не может, поэтому представление о

косит, молотит

учебной задачи,

Цель:

нем будет сладываться из анализа текста

Не знает усталости,

- планирование,

организовать

Чем он выделяется из окружающих?

Крестьянский труд ему по

- прогнозирование.

работу над

Работу Герасима автор называет неистомной. Какой смысл он вкладывает

сердцу.

2) Познавательные:

совершенств

в это понятие?

«Барыня взяла его из

- умение структурировать знания,

ованием

Как сказано в тексте о том, как нарушается привычный ход жизни? Какой

деревни

постановка и формулировка проблемы,

знаний о

силой должна обладать старушка!

Она –помещица, а Герасим –

умение осознанно и произвольно

рассказе

Чем был для Герасима переезд в Москву, с точки зрения барыни?

крепостной.

строить речевые высказывания.


Читателю трудно судить о том, сравнения что думает об этом сам

Повышение по службе



Герасим, поэтому он вводит целый каскад сравнений. Какую тайну несут



Запись на


Итоги работы в группах

1) Коммуникативные:

доске:

– В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его

«Он вырос, как дерево

Планирование учебного

Герасим- (

судьбой распоряжаются другие).

растет на плодородной

сотрудничества

после


почве».

2) Познавательные:

анализа

Есть сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле

Хватит ли у него сил пустить

- поиск и выделение необходимой

начала

крепостного. «Степенный гусак».

корни в новой почве?

информации

текста).

– Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте?

«Скучал и недоумевал, как

- смысловое чтение

Трудолюбив

(Гусь, - птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним

молодой здоровый бык,

- построение логической цепи

ый,

уважение)

которого только что взяли с

рассуждения

ответственн

Запись на доске:

нивы, поставили на вагон


ый,

Важный- горделиво-величественный, надменный.

железной дороги и мчат, а


страдающий

Надменный – высокомерный,кичливый.

куда – Бог весть


,

Кичливый –выражающий самомнение,заносчивый.

группа


чувствующи

А разве Герасим такой?

Пойманный зверь».


й себя

И важность и надменность в нем связаны с чувством превосходства над

– А что должен чувствовать


неуютно).

окружающими. Где его истоки?

пойманный зверь? (Страх,


После

Может быть эти понятия связаны с чувством собственного достоинства

ужас от неизвестности,


«ГУСАКА»

человека, которому есть за что уважать себя, т.к. он трудолюбивый,

близость смерти).


2. честный,

честный, надежный

3 группа


надежный


«как лев» Итак, каким мы


3.смелый,


видим Герасима?


способный


Вывод: Он уже не


на поступок


пойманный зверь, а лев –




царь, хозяин положения.




Сравнение со львом




помогает ощутить мощный




прилив сил, делающих его




неуязвимым для опасностей.


Рефлексия.

Изменилось ли ваше отношение к рассказу?

Что так изменило

1) Познавательные:

Проблемный

Выполнили ли вы ваши цели на уроке?

Герасима? Что он стал

- оценка процессов и результатов

вопрос


другим, непохожим на

деятельности

Цель:


пойманного зверя?

2) Регулятивные:

зафиксирова



- осознание того, что уже усвоено и что

ть новое


Высказывание по модели:

ещѐ подлежит усвоению

содержание


Я сегодня узнал…






Подведение

Оценки за урок


1) Познавательные:

итогов

Дом.задание: По выбору учащихся:


- оценка процессов и результатов

занятия,

1.подготовить рассказ о герое : о Татьяне, о Капитоне (портрет, история


деятельности

информация

жизни )


2) Регулятивные:

о домашнем

2. написать синквейн


- осознание того, что уже усвоено и что

задании



ещѐ подлежит усвоению



Приложение

Карточки


1 группа

3 группа

2 группа

Всѐ население России делилось на несколько

Много лет назад в дальней господской деревне

История создания рассказа

групп, называемых сословиями: дворянство,

Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело

духовенство, купечество, мещанство (мелкие

имени Андрей. Но приметила его барыня

пережил смерть писателя. Рыдая составлял

купцы, ремесленники, мелкие служащие),

(маменька Тургенева, Варвара Петровна),

некролог. (НЕКРОЛОГ-Статья по поводу смерти

крестьяне. Человек мог перейти из одного

восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей

какого-нибудь человека с сообщением сведений о

сословия в другое в очень редких случаях.

силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при

его жизни и деятельности)

Дворянство и духовенство считались

московском доме в дворниках. Пусть колет дрова

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в

привилегированными сословиями. Дворяне имели

для кухни и комнат, возит в бочке воду из

печати. А за напечатанную статью в «Московских

право владеть землей и людьми — крепостными

Александровского фонтана, обхаживает и

ведомостях» царь лично приказал посадить

крестьянами .Больше половины крестьянского

сторожит барский двор. Ни у кого не будет во

Тургенева под арест и через месяц выслать на

населения Центральной России было крепостным.

всей Москве такого гиганта-дворника, как

родину под присмотр. Под арестом в полиции

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог

дворник вдовы полковника Екатеринославского

Тургенев жил по соседству с помещением, где

назначать им какие угодно наказания, мог

полка. А что нем да глух как пробка — и того

секли присылаемых владельцами крепостных

продавать крестьян, например, продать мать

лучше!

слуг.. Каждый день Тургенев слышал хлест розг

одному помещику, а еѐ детей — другому.

Для мужика городская работа — легкая, скучная.

и их крики.

Крепостные крестьяне считались по закону

Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь,

Как вы считаете, что послужило поводом для

полной собственностью господина. По сути, это

при барыне до самой ее смерти, службу справлял

создания рассказа «Муму»?

была форма рабства. Крестьяне должны были

аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не


работать на помещика на его поле (барщина) или

перечил.


отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Однажды приглянулась немому тихая дворовая


Что же такое крепостное право? Что вас

девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее


поразило в этом явлении российской

замуж за другого — он это стерпел. И собачонку


действительности?

свою, по кличке Муму, любимицу, из речки



Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и



утешение, безропотно утопил сам, коли барыня



приказала.



Всѐ вынес…



Кого напоминают герои этой истории?



ПРОТОТИП, 1. Реальное лицо как источник для



создания литературного образа




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта к уроку литературы

Автор: Субботина Елена Николаевна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Технологическая карта урока литературы /7 класс/ "
    ["seo_title"] => string(53) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieratury-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "232118"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442755178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Технологическая карта урока литературы в  5 классе. Тема урока: И. А. Крылов. «Свинья под Дубом». Повествование и мораль в басне."
    ["seo_title"] => string(111) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturyv5klassietiemaurokaiakrylovsviniapoddubompoviestvovaniieimoralvbasnie"
    ["file_id"] => string(6) "257295"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448297645"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Технологическая карта урока литературы для 5 класса по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" . Формы и методы обучения на современном учебном занятии"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_literatury_dlia_5_klassa_po_rasskazu_v_p_astafeva"
    ["file_id"] => string(6) "599364"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643730004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "340788"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139265"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературы на тему: "Н.А.Некрасов "Крестьянские дети""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaiakartaurokalitieraturynatiemunaniekrasovkriestianskiiedieti1"
    ["file_id"] => string(6) "340789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472139282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства