Просмотр содержимого документа
«Школьный этап олимпиады по литературе для 9 класса»
Олимпиада по литературе для 9 класса (Максимум: 86 баллов)
Знание текста художественного произведения
1. Назовите имена героев, которых описывает А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» (3 б.).
1) «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали».
2) «Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостью. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времён Анна Иоановны, а в речи его сильно отзывался немецкий выговор».
3) «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…»
2. Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Три мушкетёра» А. Дюма, «Зверобой» Ф. Купера, «Айвенго» В. Скотта, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Полтава» А.С. Пушкина. (5 б.)
3. Перед вами грустный финал повести русского писателя XIX в. Назовите автора и произведение: «Домик барский уже сделался вовсе пуст. Предприимчивый приказчик вместе с войтом перетащили в свои избы все оставшиеся старинные вещи и рухлядь, которую не могла утащить ключница. …Избы, почти совсем лежащие на земле, развалились вовсе…» (2 б.)
4. Назовите автора, жанр и само произведение английского поэта по отрывку. (3 б.):
2. Вспомните название самой ранней древнерусской летописи, охватившей период истории с библейских времён до XII в. (1 б.)
3. Представителями какого литературного направления являются В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, ранний М.Ю. Лермонтов? (1б.). Основные черты этого направления. (3 б.)
4. Самый известный памятник древнерусской литературы, рассказавший о военной неудаче и одновременно о славе русского воинства, проникнутый языческими и христианскими мотивами, настолько совершенен, что заставил усомниться в своей подлинности. (2 б.)
5. Соотнесите место с автором. Напиши имена, фамилии авторов (полностью). (12 б.):
1. Михайловское
А. Толстой
Спасское - Лутовиново
Б. Цветаева
Ясная Поляна
В. Пушкин
Елабуга
Г. Есенин
Сростки
Д. Тургенев
Спас-Клепики
Е.Шукшин
III Теория литературы
Какие художественные средства использованы: В сто сорок солнц закат пылал. Омск говорит. Заледенелая мгла. Читал всего Пушкина. Душа моя – поле безбрежное. Души сиреневая цветь. (6 б.)
Найдите лишнее: гипербола, парцелляция, метафора. (1 б.) Объясните. (2 б.)
Дайте определение понятиям: метафора, эпитет, антитеза. Приведите примеры. (3 б. + 3 б.)
Какими темами, образами объединены стихотворения «Звезда полей», «Выхожу один я на дорогу», «Помню – долгий зимний вечер… »? Назовите авторов этих стихотворений. (6 б.)
Соотнесите род и жанры литературы (3 б.). Приведите свои примеры жанров. (3 б.)
эпос комедия; лирика послание; драма роман.
Напишите литературоведческую статью на тему «Художественная деталь». Приведите примеры. (5 б.)
IV Анализ художественного текста.
А) Сравните стихотворения: А.С. Пушкин «Пророк» и М.Ю. Лермонтов «Пророк»:
Тема стихотворений: общее и различное.
2) Образ пророка: общее и различие.
3) Общество и пророк: общее и различие. Где есть конфликт? Почему?
4) Основной композиционный приём в стихотворении Лермонтова.
5) Позиция автора.
6) Сравни лексику обоих стихотворений.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он город был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
М.Ю. Лермонтов (1841 г.)
(10 б.)
Б) Какие русские поэты XIX-XX веков писали о весне? Назвать поэтов, их стихотворения, выделите общие мотивы. (10 б.)