Данный вид работы может быть предложен на начальном этапе изучения творчества великого русского поэта. В качестве справочного материала можно предложить имеющийся, а можно дать работу в качестве самосоятельной домашней с условием использования различной дополнительной литературы, в том числе интернета. Решение кроссворда оптимизирует мыслительную деятельность учащихся, вызывает интерес и способствует концентрации внимания на данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Жизненный и творческий путь А. А. Фета»
Афанасий Афанасьевич Фет.
В XIX веке жил и творил человек, который считал, что настоящая жизнь не в привычном, будничном мире, она - в царстве грез, в царстве красоты. Там - чистый, свободный воздух, а здесь - «душно - зловонная псарня».
В 1820 году в небольшом германском городке появился русский помещик Афанасий Шеншин, небогатый, не красавец, не первой молодости. Трудно понять, чем пленил он молодую немку Шарлотту Фет, но она бросила мужа, отца, годовалую дочь, все родное и близкое и бежала с Шеншиным в Россию, в его имение.
А 29 октября 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии родился будущий поэт. Детство было нерадостным, вспоминалось впоследствии невесело. Самым близким другом Фета был с детских лет и навсегда остался Иван Борисов - мальчик из соседнего поместья.
Вот что писал Фет другу в 1850 году: «С тобой, мой друг, я люблю окунаться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с твоей любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником и ухающим земляникой и клубникой, по крутым тропинкам, с которых спускали нас деревенские лошадки, но один я никогда не уношусь в это детство - оно представляет мне совсем другие образы - интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживание в страхе изо дня в день».
Когда Афанасию исполнилось 14 лет, его отвели в немецкий пансион в Лифляндию (сейчас - Эстония). А вскоре мальчик оказался «без фамилии». Власти постановили, что «означенного Афанасия сыном г. ротмистра Шеншина признать не можно» (поскольку Шарлотта Фет обвенчалась с Шеншиным после рождения сына, а приехала в Россию за 2 месяца до появления ребенка). Мальчик получил «честную фамилию», ставшую для него источником бесчестья и несчастья. Фет лишался всего: прав дворянина, права быть помещиком, называть себя русским. Но самое главное: лишался возможности без позора объяснить свое происхождение.
Всю жизнь Фет считал свое переименование тяжелейшей катастрофой. Тридцать лет проносив имя Фет и прославив его, он пишет жене: «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет».
В 1838 году Фет поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Увлечение поэзией, возникшая вера в свое поэтическое признание были, конечно, причиной выбора факультета. Впрочем, «словесные науки» мало захватывали Фета: учился он плохо и вместо полагавшихся тогда 4 провел в университете б лет. Но эти годы были периодом большой поэтической работы и быстрого роста поэта. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи», - вспоминал впоследствии Фет об этом времени.
В 1840 года девятнадцатилетний поэт выпускает сборник своих стихов «Лирический пантеон», а со следующего года систематически начинает печататься в московских и петербургских журналах.
Талант молодого поэта оценил Белинский. "Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет",-пишет он в 1843 году, а в следующем году отзывается о стихах Фета как «истинно поэтических».
1843 год. Фет покидает Москву. Позади университет, кружок А. Григорьева. Впереди - провинциальный полк в Херсонской губернии, куда Фет поступает на военную службу нижним чином. Что за странный поступок? Сам поэт дал впоследствии точное объяснение этому. На военной службе скорее, чем на какой-нибудь другой, он мог начать осуществление своей цели - дослужиться до потомственного дворянства, тем самым хотя бы частично вернуть утраченное. Однако покупалось это весьма дорогой ценой - полная оторванность от привычной среды, литературной жизни, новых книг, материальные трудности. «Как Сизиф, - пишет он в это время, - тащу камень счастья на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из моих рук». Во имя поставленной цели Фет терпит все мучения 13 лет.
В этой безотрадной жизни вспыхнул было солнечный луч: произошло одно из самых радостных и самых трагических ее событий. Фет знакомится с несколькими семействами херсонских помещиков, которые ценили его как поэта. Среди них помещик и третьестепенный поэт А.Ф. Бржеский. Через семейство Бржеских Фет знакомится с дочерью бедного окрестного помещика 20-летней девушкой Марией Лазич. В своих письмах-мемуарах он называет ее вымышленным именем: Елена Ларина. Это не случайно. Как и пушкинская Татьяна, была исключением в той среде, к которой принадлежала, - натурой незаурядной, талантливейшей музыкантшей, заслужившей похвалу самого Листа, страстной любительницей поэзии. «Я встретил существо, которое люблю - и, что еще, глубоко уважаю», - пишет Фет другу.
Можно с большим основанием думать, что именно сближением с Лазич подсказано одно из самых благоуханных созданий мировой любовной лирики, сотканное из лунных лучей, соловьиных трелей, зыбкой и таинственной ночной светотени и торжествующей утренней зари - стихотворение «Шепот, робкое дыхание...» Строчки эти вдохновили многих композиторов. Одним из многих романсов на стихи Фета считается романс М. Балакирева.
В 1850 году — второй сборник Фета, положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».
Но любовь эта не принесла счастья. М. Лазич была бесприданницей. И ни чувство, ни сознание того, что он встретил женщину, способную понять его и осветить жизнь его любовью, не смогли победить убеждения Фета в том, что он окончательно погибнет, женившись на бедной. Отвердевшая под непрестанными ударами судьбы навязчивая идея не допускала шага, который мог бы закрыть и без того ненадежный путь к цели. И во имя этой идеи-страсти Фет отказывается от любви. А вскоре М. Лазич умерла ужасной смертью, тайна которой до конца не раскрыта. Как рассказывали поэту, в тот трагический час она лежала в белом кисейном платье, читала книгу. Закурила, спичку бросила на пол. Спичка продолжала гореть. От нее загорелось платье. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Спасти ее не удалось.
Воспоминание об этом трагическом романе во всю жизнь не утратила для поэта своей остроты, и ряд замечательных стихотворений связан с этими воспоминаниями. До глубокой старости он писан стихи-обращения к ней, к своей загубленной любви. Воспоминаниям о Марии посвящена поэма «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и многие другие его стихи.
С пера поэта срывались слова любви, раскаянья, тоски, часто удивительные по бесстрашной откровенности. М. Лазич посвящено одно из лучших стихотворений Фета, написанное им уже на склоне лет - «Alter Ego».
Судьба Фета круто меняется в 1853 г. Ему удается перейти в гвардейский лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом, и Фет получает возможность часто бывать в Петербурге, встречаться с писателями. Его стихи печатаются в «Современнике», его имя становится все более известным. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др.
1856 — третий сборник Фета. Редактор — И. С. Тургенев.
В 1857 г. Фет женился на Марье Петровне Боткиной, дочери крупного чаеторговца и сестре критика В.Ф. Боткина. Марья Петровна была женщиной образованной, хорошей музыкантшей. Она стала помощницей мужа и в литературных, и в хозяйственных делах. Но самое главное, она была сердечно предана мужу, привязана к нему. Это Фет всегда чувствовал и не мог не быть благодарным.
Но судьба и сейчас не дает ему насладиться счастьем! Как было понять Чернышевскому и Добролюбову, этим «столпам» революционной критики, мысли о том, что искусство не может быть «дидактическим», что оно должно быть «чистым» от всякой «злободневности»: искусство - поэзия в особенности - связано лишь с «вечным идеалом красоты».
1858 — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.
А что вообще может быть вечным в этом мире? Природа и любовь... Таких «реактивных» взглядов революционеры-демократы потерпеть не могли. Они быстро «подобрали» Фету место в русской поэзии. Добролюбов в знаменитой статье «Темное царство» пишет: «... г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и, однако ж, отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе». Фет был отлучен от «Современника» в 1859 г.
И поэт бежал от города, от света, от журналов, от литературной среды, от чиновников - бежал в глубь внутренней губернии, в глубь России. На два десятилетия Фет становится деятельным помещиком. Но Степановка не только земля, но и почва, на которой смогло произрастать все, что посажено Фетом, здесь-то и поднялась многоветвистая крона его лирического древа.
Природа - мудрый советчик человека. Она тесно связана с ним. Она помогает решать загадки тайны человеческого бытия. Человек глядится в природу и создает свои законы и возможности. Но это невозможно без зоркости души! По мысли Фета, «поэт - тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». И Фет в полной мере обладал этим свойством истинного художника.
1863 — выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
В 70-е годы Фет сближается со Л. Толстым. Сестру Софьи Андреевны Толстой - Татьяну Андреевну Кузьминскую - Фет впервые увидел, когда ей было 15-16 лет. Она так вспоминала о первом впечатлении от Фета: « Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором и, веселым остроумием, и своим оригинальными суждениями». Потом были еще встречи, для Фета очень памятные. Татьяна Андреевна была женщиной живой, обаятельной, с хорошим голосом. В историю русской литературы она вошла не только благодаря посвященному ей стихотворению Фета. Она была одним из прототипов толстовской Наташи Ростовой. Вот что она вспоминала: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасиевич подошел ко мне и попросил повторить... Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная, большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует гак же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было 2 часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за чайным круглым столом, вошел Фет и за ним Марья Петровна с сияющей улыбкой. Афанасий Афанасиевич, поздоровавшись со старшими, подошел ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги: «Это Вам в память вчерашнего Эдемского вечера».
1873 — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.
1883—1891 — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».
Так что же это за человек, который всю жизнь стремился к богатству, к славе, к удовлетворению тривиального честолюбия, а получив все это в конце жизни, так и не успокоился, так и не перестал мучиться? По рассказу секретаря поэта, перед смертью Фет продиктовал ей записку: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписавшись под запиской и поставив дату 21 ноября 1892 г, Фет взял со стола стилет, служивший ему разрезальным ножиком. Секретарь вырвала у него нож, порезав себе руку. Тогда Фет пустился быстро бежать по комнатам в столовую и попытался открыть шифоньерку, в которой лежали столовые ножи, но упал на стул и умер от разрыва сердца.
Как понять Фета, который всю жизнь был пессимистом и на вопросы «Альбома признания» отвечал так: - Где бы желали жить?
- Нигде.
- К какому народу желали бы Вы принадлежать?
- Ни к какому.
- Долго ли бы Вы хотели жить?
- Как можно короче.
Его тайна - это поэзия. Здесь была его настоящая жизнь, здесь его любовь, его душа. Упоение природой, любовью, искусством, женской красотой, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Его лирическая миссия - певец любви и природы.
Кроссворд по теме «Жизненный и творческий путь А. А. Фета»
По горизонтали:
3. Фамилия отца будущего поэта.
5. Фамилия дочери крупного чаеторговца, жены Афанасия Афанасьевича.
6. Композитор, автор романса на стихи А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…».
8. Название села, где родился будущий поэт.
11. Редактор третьего сборника стихов Фета, вышедшего в 1856 году.
15. Название сборника стихов начинающего девятнадцатилетнего поэта.
17. Восполните пробел в высказывании Афанасия Афанасьевича: «Как _______ тащу камень счастья на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из моих рук».
18. Название факультета Московского университета, куда поступает Фет в 1838 году.
19. Кому принадлежит это высказывание о поэте: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, и веселым остроумием, и своими оригинальными суждениями»?
21. Название журнала, в котором Фет, дал интервью, показав себя глубоким пессимистом.
22. Одна из основных тем творчества поэта.
По вертикали:
1. Фамилия молодой немки, пленённой русским помещиком Афанасием Шеншиным.
2. Название одного из журналов, в котором были опубликованы положительные отзывы критиков о втором сборнике стихов А. Фета.
4. Имя матери будущего поэта.
7. Название сборника стихов поэта, опубликованного после того, как Фету возвратили дворянский титул и фамилию отца.
9. Местоположение немецкого пансиона, куда отправили четырнадцатилетнего Афанасия на учебу.
10. Имя мальчика из соседнего поместья, самого близкого друга Фета с детских лет.
12. Название губернии, где располагался полк, в котором на протяжении тринадцати лет служил Афанасий Афанасьевич.
13. Кому принадлежат строки, написанные в 1843 году: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г. Фет»?
14. Имя дочери бедного помещика, в которую был влюблен поэт и которой посвящает одно из лучших стихотворений, написанных на склоне лет.
16. В каком городе селится Фет после выхода в отставку в 1858 году?