kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Коллизии судьбы Фета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта; рассмотреть мотивы поэзии и особенности художественного мира А.А.Фета.

 

Задачи урока:

- дать представление о жизни поэта, загадочном и таинственном в его судьбе;

- развивать умение характеризовать систему нравственных ценностей автора, опираясь на                        факты биографии и литературные произведения;

- продолжить освоение текстов художественных произведений;

- развивать умение анализировать текст, понимать замысел автора;

- продолжить работу над художественно-выразительными средствами создания              поэтического образа.   

 

Основополагающий вопрос урока: Почему жизнь и творчество Фета настолько противоречивы?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Коллизии судьбы Фета »

Коллизии судьбы А.А.Фета Я между плачущих Шеншин, И Фет я только средь поющих… © МОУ СОШ № 32 Учитель Морозова Наталья Алексеевна А . А . Фет . Портрет работы Н. Рачкова. 1880-е гг.  город Рыбинск, 2014

Коллизии судьбы А.А.Фета

Я между плачущих Шеншин,

И Фет я только средь поющих…

© МОУ СОШ № 32

Учитель Морозова Наталья Алексеевна

А . А . Фет . Портрет работы Н. Рачкова. 1880-е гг.

город Рыбинск, 2014

Цели работы

Цели работы

  • Исследовать биографию А.А.Фета,
  • Выявить основные противоречия между событиями в жизни поэта и его творчеством.
Гипотеза исследования

Гипотеза исследования

  • Некоторые обстоятельства жизни А.А.Фета оказали существенное влияние на его мировоззрение, мироощущение, основные мотивы поэзии.
  • В одном человеке сочетались черты тончайшего лирика и прозаического, суетного человека.
Объекты исследования

Объекты исследования

  • Биографические сведения
  • Воспоминания современников
  • Автобиография, переписка с друзьями
  • Лирические произведения
  • Пародии на произведения Фета
«Диалектика души»  «Как человек я - одно, а как поэт – совершенно другое»  А.А.Фет А . А . Фет . Портрет работы И. Репина 1882

«Диалектика души»

«Как человек я - одно, а как поэт – совершенно другое»

А.А.Фет

А . А . Фет . Портрет работы И. Репина 1882

«Диалектика души»  «Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет» А . А . Фет на службе.

«Диалектика души»

«Если спросить: как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет»

А . А . Фет на службе.

Загадка рождения

Загадка рождения

  • Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком, ротмистром в отставке.
  • Мать Афанасия Фета, Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию. Каролина Шарлотта оставила на родине мужа и дочь. Их сын Афанасий, будущий поэт, был записан на фамилию отца. Это не соответствовало законам того времени, так как ребенок родился до венчания родителей. Позже у Каролины Шарлотты и Шеншина родилось еще два сына и две дочери.
  • 1834 год – семья переезжает в город Верро в Лифляндии (ныне Выру, Эстония). Чтобы подготовиться к поступлению в Московский университет, Афанасий отдан в частный пансион профессора Погодина. Здесь и проявляется незаконность его записи на фамилию Шеншин. Приходится брать фамилию матери. Будущий поэт становится Афанасием Фетом и одновременно лишается всех привилегий потомственного дворянина. Афанасий много переживает по этому поводу, и в результате вернуть себе утраченное положение становится целью всей его жизни.
Тайны творчества

Тайны творчества

  • Бодрая
  • Жизнеутверждающая
  • Светящаяся счастьем жизни
  • Переполненная радостью любви, наслаждением природой,
  • Светлыми надеждами на будущее,
  • Благодарной памятью о прошлом
Любовная трагедия

Любовная трагедия

  • Любовная трагедия: Фет не мог жениться на своей возлюбленной Марии Лазич из-за обоюдной бедности
  • Влюбленные расстались, а вскоре Лазич погибла
  • Но память сердца оказалась настолько сильна, что стихотворения, посвященные Марии Лазич, Фет писал до самой смерти
Ирония судьбы

Ирония судьбы

  • В 14 лет будущий поэт теряет титул дворянина
  • С 1844 служба кавалерийским офицером в расчете как можно скорее получить потомственное дворянство. Путь к дворянству открывал первый же офицерский чин
  • Через год он получил звание офицера, но поздно: с 1845г. Право на дворянство давал лишь чин майора.
  • В 1856г. Накануне присвоения Фету долгожданного «дворянского» чина майора, стало известно, что по указу АлександраII дворянская грамота дается лишь полковникам.
А.А.Фет Ценитель природы Романтик Суггестивность поэзии Музыкальность стиха Поэзия – воплощение красоты и нежности Передача мимолетных ощущений души

А.А.Фет

Ценитель природы

Романтик

Суггестивность поэзии

Музыкальность стиха

Поэзия – воплощение

красоты и нежности

Передача мимолетных

ощущений души

Шеншин Женитьба на немолодой  дочери богатого купца 13 лет военной Потеря возлюбленной жертва к достижению службы цели Консервативная 38 лет добивался общественная дворянства  позиция Расчетливый помещик

Шеншин

Женитьба на немолодой

дочери богатого купца

13 лет военной

Потеря возлюбленной

  • жертва к достижению

службы

цели

Консервативная

38 лет добивался

общественная

дворянства

позиция

Расчетливый

помещик

Фет или Шеншин?

Фет или Шеншин?

  • Незаконнорожденный сын
  • Майор в отставке
  • Жалобы на расстройство порядка в России после отмены крепостного права
  • Разрыв с «Современником»
  • Друг Л.Н.Толстого, А.Григорьева, И.С.Тургенева
  • Переводчик Гейне,
  • Поклонник «чистого искусства»
  • Более 170 произведений переложены на музыку
«Имя всех страданий – Фет»

«Имя всех страданий – Фет»

  • 1873г. Прошение Фета на имя царя «О разрешении мне восприять законное имя отца моего Шеншина»
  • Распоряжение АлександраII вернуть Фету наследственные права за заслуги его на литературном поприще
  • 1889г. Фет становится тайным советником
Невыразимость Божьего мира в слове  Осень   Как грустны сумрачные дни         Беззвучной осени и хладной!         Какой истомой безотрадной         К нам в душу просятся они!                 Но есть и дни, когда в крови         Золотолиственных уборов         Горящих осень ищет взоров         И знойных прихотей любви.                 Молчит стыдливая печаль,         Лишь вызывающее слышно,         И, замирающей так пышно,         Ей ничего уже не жаль.                

Невыразимость Божьего мира в слове

Осень

  Как грустны сумрачные дни        Беззвучной осени и хладной!        Какой истомой безотрадной        К нам в душу просятся они!               Но есть и дни, когда в крови        Золотолиственных уборов        Горящих осень ищет взоров        И знойных прихотей любви.               Молчит стыдливая печаль,        Лишь вызывающее слышно,        И, замирающей так пышно,        Ей ничего уже не жаль.              

«Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор» Он в мире грезы и мечты, Любя игру лучей и тени, Подметил беглые черты Неуловимых ощущений Невоплотимой красоты. И пусть он в старческие лета Менял капризно имена То публициста, то поэта – Искупят прозу Шеншина Стихи пленительного Фета.  А.М.Жемчужников.

«Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор»

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительного Фета.

А.М.Жемчужников.

Выводы

Выводы

  • Из угловато сложившейся жизни, из мрачной души, странной системы взглядов возникла лирика, которую можно назвать чудом.
  • Мы обнаруживаем, что несовпадение человека и поэта, или - точнее – личности поэта и его лирического героя принципиально.
Библиография

Библиография

  • Фет.А.А.Избранное. –М.: Издательство «Детская литература» 1985. – 175с.
  • Энциклопедия для детей.Т.9. Русская литература Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века/Глав. Ред. М.Аксенова. – М.: Аванта +, 2004. – 672с.
  • http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102404 - «Литература».Издательский дом «Первое сентября» (23.08.2007). УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Коллизии судьбы Фета

Автор: Морозова Наталья Алексеевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136312


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства