kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы для формирования УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовясь к очередному уроку, каждый раз нужно задавать себе вопрос- что важнее для учеников: выучить правило, термин или осознать себя, своё место в окружающем мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику, побудили ли к творчеству, к активному их применению. Все эти вопросы потребовали от меня поиска новых приёмов и средств обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы для формирования УУД.»

Тема: Здоровье сберегающие технологии на уроках литературы для формирования УУД.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз нужно задавать себе вопрос- что важнее для учеников: выучить правило, термин или осознать себя, своё место в окружающем мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику, побудили ли к творчеству, к активному их применению. Все эти вопросы потребовали от меня поиска новых приёмов и средств обучения.

Осознание этих задач привело к применению в образовательном процессе элементов технологии критического отношения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана учёными и преподавателями США Хобартом и Вильямом Смит, Дженни Л. Стелл, Чарльзом Темплом.

Данная технология является общепедагогической, надпредметной и представляет собой целостную систему, формирующую навыки с работы с информацией.

Технология РКМ относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель, состоящая из трех этапов: стадии, вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.

На своих уроках я использую как традиционные способы и приёмы, так и специфические, разработанные авторами данной технологии.

Главная цель учителя- состоит в воспитании вдумчивого читателя, развитии читательского вкуса и умении видеть текст.

В процессе работы стало очевидным, что наиболее эффективным при решении данной учебной задачи будет использование Приёма чтения с остановками.

Чтение с остановкам- это организация чтения с использованием различных вопросов.

Суть приёма состоит в следующем: учитель читает текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития дальнейшего сюжета. Приём помогает смоделировать сюжет, написать финальную сцену.

Следующий приём на стадии вызова -это приём прогнозирование.

Прием формирует учение выдвигать гипотезу и обосновать её.

Н-р: При изучении рассказа Л. Н. Толстого «После бала» прошу поработать с заголовком и ответить на вопросы.

Какие ассоциации возникают со словом бал? Что можно увидеть, услышать на балу? Какие события могут последовать «после бала»?

Приём «ключевые слова и выражения»

Предлагает групповую работу, ученикам будет предложено по ключевым опорным словам, записанным на доске, спрогнозировать сюжетную канву произведения. Достоинства данного приёма сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предложения о дальнейшем развитии сюжета.

Прием «синквейна»

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, построенные по определённым правилом. Приём позволяет учащимся проявить своё творчество и выразить своё отношение к изучаемому явлению. Синквейн на литературных героев часто служит поводом для дискуссии.

На заключительном этапе работы с текстом использую приёмы карта текста (или ментальная карта, в её основу положена методика Тони Бьюзена) и карта памяти.

Это способ организации материала, который позволяет сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Популярным становится при работе над сочинением у старшеклассников приём ассоциативный ряд.

Даётся задание: собрать 16 ключевых слов, характеризующих худ. мир поэта, …… (или явление обобщающего хар-ка или понятие)

Приём «сводная таблица»

Используется при сравнительной характеристике героев, сопоставлении эпизодов произведения. Гораздо интереснее, когда линии сравнения выделяют ребята сами.

Приём «схема кластер»

Кластер- это графический приём в систематизации материала. Система кластер позволяет охватить большое количество информации.

Приём «древо мудрости» (древо познания)

Относится к визуальным формам подачи материала.

Ствол- тема текста,

Корни- идея произведения,

Ветви- выводы в ходе прочтения,

Листья- ключевые слова.

Используется при подготовке к домашнему сочинению, создаётся в паре или группе.

Приём «верные и неверные утверждения»

Чаще провожу в виде знакового диктанта. Используется как на стадии вызова, когда предполагается несколько утверждений по ещё не изученной теме, так и на стадии рефлексии- способствует формированию умения критически оценивать результаты.

Приём «толстые и тонкие вопросы»

Таблицу «толстых» и «тонких» вопросов использую на любой из трёх фаз урока. Тонкие вопросы- это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно невозможно (так называются толстые вопросы)

При работе с текстом дети в каждую колонку таблицы заносят сформулированные вопросы.

Интересным приёмом является «двухчастный дневник»

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, озадачили, вызвали протест или восторг, цитаты, на которых они «споткнулись». Справа ученики должны дать комментарий, что заставило их выписывать именно эти цитаты.

Объединяя парами слова и выстраивая их в ряды по ассоциациям, ученик приходит к одному слову, которые и становится темой сочинения.

Н-р: при работе над романом И. Гончарова «Обломов» берём понятие Обломовщина, по рассказу А. Чехова «Человек в футляре» понятия Беликовщина, по повести М. Булгакова «Собачье сердце» понятия Шариковщина.

Достоинство приёмов технологии развития критического мышления трудно переоценить- они развивают ребёнка через изучаемый материалом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы для формирования УУД.

Автор: Шешадская Лариса АНатольевна

Дата: 24.11.2023

Номер свидетельства: 640565

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Оценочная  деятельность на уроке литературы в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(73) "otsienochnaia-dieiatiel-nost-na-urokie-litieratury-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "207319"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430400612"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока  на тему  "Растения" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rastieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "123183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414427844"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация к уроку "Растения" 1 класс "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-k-uroku-rastieniia-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "123186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414428372"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Полный самоанализ уроков в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(47) "polnyi-samoanaliz-urokov-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "198566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428419739"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства