Воспитание младших школьников на традициях национальной культуры и малых форм фольклора
Воспитание младших школьников на традициях национальной культуры и малых форм фольклора
В статье даётся описание методов приобщения детей к русскому эпосу. Автор излагает приёмы воспитания любви к Родине, используя русские народные сказки, песни, былины, загадки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание младших школьников на традициях национальной культуры и малых форм фольклора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Щербаковская
средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области
Мощёнская Александра Григорьевна,
учитель начальных классов
МОУ Щербаковская СОШ
Алексеевского района
Белгородской области
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Из опыта работы
В новых стандартах образования четко выделен национально-региональный компонент. Следуя мировой тенденции, мы рассматриваем образование как часть общечеловеческой культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах. Мировая культура является продуктом творческой деятельности человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических укладов. Национально-региональный компонент содержания образования осуществляется на этнометодологической основе.
Н.С. Булгаков писал: «Национальность проявляется в культурном творчестве. Самое могучее древо культуры, в котором отпечатывается душа национальности, есть язык...» Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа - все это открывает путь к сердцу и уму маленького читателя. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горький. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Белгородская область по своему фольклору однаиз интереснейших областей России, одна из «многих, сохранивших богатейший песенный материал».
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале XIX века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.
Издавна смена времен года отмечалась народным праздником. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание березки (семик), праздник урожая осенью - дожинки (Осенины).
В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Важную роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы.
Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето - теплым летечком, траву - шелковой травушкой-муравушкой, птиц - пташечками, жавороночками.
Поэтому при изучении песенного жанра даю детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина-земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова-обращения, слова-пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Многие изученные на уроках чтения и музыки песни затем звучали на наших праздниках.
Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся.
Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: Век живи, век учись; Жить - Родине служить; Не красна жизнь днями, а красна делами.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое дело. И всему этому надо учиться.
На уроках «Литературного чтения» тексты соотносим с пословицами и поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы в соответствии с возможностями класса.
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы Труд кормит, а лень портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто хорошо трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы Снегу надует - хлеба прибудет. Дети отвечают: «Большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».
Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки-малышки.
Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загадки, скороговорки, считалки.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огненные реки и др.
Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.
Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей детей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: "Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?"
Присутствие сказочного героя на уроке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математического материала, так и литературного.
Обучающиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь составлять их. Эту работу провожу в течение всего периода изучения математики. Сначала ребята ставят вопрос к данной задаче. Например:
работая над текстом сказки «Колобок», ученик может составить следующие вопросы и задания: "Сколько зверей встретил колобок? Помогите колобку посчитать, сколько раз он смог уйти".
Затем предлагаю обучающимся задачу с недостающими данными. Например: "Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошел старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришел невод с тиною морскою. Еще раз старик закинул свой невод, пришел невод с ... рыбками морскими. И последний раз закинул он невод. Пришел невод, а там еще 4 морские рыбки. Сколько всего рыбок поймал старик? Сколько раз он закинул невод?"
После такой подготовки дети составляют задачи на заданную тему или зависимость, используя текст заданной сказки. Так, после изучения темы «Задачи на движение» мы устроили конкурс составителей сказки «Иван – Царевич и Елена Прекрасная», в которой ребята составили задачи на движение, на вычисление площади фигуры, нахождение дроби числа.
На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это — залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.
Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и др.
При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.
Дети работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвященных устному народному творчеству России, ребята любят загадывать друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков разучиваем русские народные игры «Горелки», «Каравай», «Лапта», «Садовник» и др. А как же здесь обойтись без считалки?
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивали, собирали загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисовали на темы сказок, составляли небольшие книжки-самоделки, посвященные определенному жанру устного народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» я провожу обобщающие уроки - уроки-праздники, чтобы дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи, верования.
Во II классе мы провели праздник встречи весны. День сорока мучеников 22 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» с хохолком и крылышками. Утром в день праздника раздают их детям. К этому празднику собрали дети сказки, загадки, пословицы, поговорки о весне, оформили книжки-малышки о весне, разучили песни, выучили заклички и считалки, разучили игры. На уроках труда сделали фигурки птиц из картона, фанеры, прибили их к шестам. Комнату оформили: украсили рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах.
Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки исполнили русскую народную песню «Посев льна». Затем на празднике звучала хороводная песня «Приглашение на улицу». Дети слушали в грамзаписи русскую народную песню «Галочка-ключница». И в заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерских изделий с изображением птиц. Их пекли родители детей.
Во III классе подготовили и провели праздник урожая - осенины. Родители сшили сарафанчики и блузки. На уроках труда мы сделали вышивки на рукавах блузок. Мамы помогли украсить классную комнату вышитыми рушниками, столы покрыли льняными расшитыми скатертями, напекли блинов, печенье.
Праздник начался с заклички. Ребята звали осень с «обильными хлебами», «листопадом и дождем». Затем они чествовали молодых жней «с золотыми серпами», пели хороводные песни о «земелюшке», «ржице зернистой», «пшеничке колосистой». Инсценировали сказку «Мужик и медведь», любимые небылицы. Задорно звучали частушки. Девочки исполнили русские народные песни «Я на горку шла», «На лугу». Принимая участие в празднике, дети с удовольствием работали, проявили полнейшую активность, их переполняло радостное чувство.
Ни одного воспитанника не было в стороне от подготовки к празднику.
Он получился веселым - с песнями, прибаутками, играми, частушками, инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков.
Не обошлось на празднике без танцев, русской кадрили. К этому торжеству родители испекли торт, бублики, печенье, пирожки. Праздник закончился чаепитием.
Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа.
К празднику Рождества Христова мы с ребятами решили подготовить костюмированное представление «С Рождеством Христовым» - познакомить детей нашего села с народными обрядами, колядками, рассказать о святках, о традиции празднования Рождества Христова на Руси. Было подготовлено инсценирование сказки Ольги Высоцкой «Золотое яичко».
Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным.
В IV классе дети увлеклись чтением русского былинного эпоса. Возникла идея провести состязания среди мальчишек «Забавы молодецкие» — состязание смекалистых молодцев. Придумали костюмы богатырей. Для девочек школа искусств предложила сарафаны «красных девиц». Были приглашены папы, дедушки, пришли и мамы полюбоваться на лихих удальцов. Ребята демонстрировали смекалку, находчивость, ловкость и удаль молодецкую.
Мальчики сочинили поздравления в былинном духе, вручили подарки и произнесли поздравления.Далее проводился музыкальный турнир, танцевальный конкурс и мальчики предложили на суд зрителей сценку из жизни современных «богатырей».
Девочки постарались украсить праздник исполнением мелодичных старинных песен. Мальчики ни в чём не уступали сверстницам, пели песни о подвигах, о храбрости, о доблести русских воинов - богатырей. Мероприятие способствовало воспитанию патриотизма, гордости за героический русский народ, уважения к славным сынам земли русской – богатырям, храбрым воинам – защитникам своего Отечества; развитию интереса к истории своего народа, стремления быть достойными потомками великих людей славной земли русской, желания вырасти настоящими мужчинами.
Все это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.