kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание младших школьников на традициях национальной культуры и малых форм фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даётся описание методов приобщения детей к русскому эпосу. Автор излагает приёмы воспитания любви к Родине, используя русские народные сказки, песни, былины, загадки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание младших школьников на традициях национальной культуры и малых форм фольклора»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Щербаковская

средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области

Мощёнская Александра Григорьевна,

учитель начальных классов

МОУ Щербаковская СОШ

Алексеевского района

Белгородской области



ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Из опыта работы

В новых стандартах образования четко выделен национально-региональный компонент. Следуя мировой тенденции, мы рассматрива­ем образование как часть общечеловеческой куль­туры в философско-методологическом, историче­ском, национальном и мировом аспектах. Мировая культура является продуктом творчес­кой деятельности человеческих сообществ, при­сущих им культурно-исторических укладов. Национально-региональный компонент содержания образования осуществляется на этнометодологической основе.

Н.С. Булгаков писал: «Национальность про­является в культурном творчестве. Самое мо­гучее древо культуры, в котором отпечатыва­ется душа национальности, есть язык...» Нравственная чистота и притягательность на­родных идеалов, воплотившихся во многих ге­роях сказок и былин, народная мудрость по­словиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа - все это открывает путь к сердцу и уму маленького чи­тателя. «Собирайте наш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его, - говорил А. М. Горь­кий. - Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».

Белгородская область по своему фольклору одна из интереснейших областей России, одна из «многих, сохранивших богатейший песенный материал».

Народное творчество во всем своем богат­стве бытовало в начале XIX века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа назван народной календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков.

Издавна смена времен года отмечалась народным праздником. Устраивали проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание березки (семик), праздник урожая осенью - дожинки (Осенины).

В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали загадки.

Приобщая детей к нашему русскому эпосу, пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Важную роль в этом процессе играют уроки литературного чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жа­нра. В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы.

Разговоры эти были ласко­выми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето - теплым летечком, траву - шелковой травушкой-муравуш­кой, птиц - пташечками, жавороночками.

Поэтому при изучении песенного жанра даю детям подумать, перед каким важным со­бытием в жизни крестьянина-земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях упо­требляются слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова-обращения, слова-пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон. Многие изученные на уроках чтения и музыки песни затем звучали на наших праздниках.

Очень важно влияние пословиц на воспи­тание и развитие учащихся.

Пословица - прекрасное средство для вос­питания нравственных чувств у детей, своеоб­разный моральный кодекс, свод правил пове­дения: Век живи, век учись; Жить - Родине служить; Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли - большое де­ло. И всему этому надо учиться.

На уроках «Литературного чтения» тексты соотносим с пословицами и поговорками, отражаю­щими основную мысль произведения: Кто ро­дителей почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л. Толстого «Старый дед и внучек»); На языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы посло­вицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами - это рас­крытие их смысла, прямого и переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы Труд кормит, а лень портит. Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудится. За труд ему платят деньги. Кто хорошо трудится, того уважают. Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. Лень портит человека». Рас­крываем смысл пословицы Снегу надует - хлеба прибудет. Дети отвечают: «Большой урожай будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а вес­ной на поле будет много влаги. Поэтому хлебо­роб получит хороший урожай».

Практически работу с пословицами прово­жу по всем предметам. Дети собирают посло­вицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки-малышки.

Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загад­ки, скороговорки, считалки.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой не­повторимый мир, в котором все удивляет: зве­ри разговаривают, люди понимают язык жи­вотных, герои отправляются в путешествие, где их подстерегают опаснейшие испытания - борьба с чудовищами, переходы через огнен­ные реки и др.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усили­вает их занимательность. В. Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепля­ет моральные чувства, будит любознатель­ность, развивает воображение, формирует эс­тетические чувства.

Задачи со сказочным сюжетом помога­ют увязать приобретенные знания с окру­жающей детей действительностью, позволяют применять их при решении раз­личных жизненных проблем, своим кон­кретным содержанием способствуют фор­мированию более глубоких и ясных пред­ставлений о числах и смысле производи­мых над ними действий. Например: "Крас­ная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирож­ка, а с грибами — 2. Сколько всего пирож­ков принесла девочка своей бабушке?"

Присутствие сказочного героя на уро­ке математики придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способству­ет более эффективному усвоению как математического материала, так и лите­ратурного.

Обучающиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь составлять их. Эту работу провожу в течение всего периода изучения математики. Сначала ребята ставят вопрос к данной задаче. Например:

работая над текстом сказки «Колобок», ученик может составить следующие вопросы и задания: "Сколько зверей встретил коло­бок? Помогите колобку посчитать, сколь­ко раз он смог уйти".

Затем предлагаю обучающимся за­дачу с недостающими данными. Например: "Жили-были старик со старухой у са­мого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Пошел старик к морю ловить рыбу. Раз закинул свой невод, пришел невод с тиною мор­скою. Еще раз старик закинул свой не­вод, пришел невод с ... рыбками морски­ми. И последний раз закинул он невод. Пришел невод, а там еще 4 морские рыб­ки. Сколько всего рыбок поймал старик? Сколько раз он закинул невод?"

После такой подготовки дети составляют задачи на заданную тему или зависимость, используя текст задан­ной сказки. Так, после изучения темы «Задачи на движение» мы устроили конкурс составителей сказки «Иван – Царевич и Елена Прекрасная», в которой ребята составили задачи на движение, на вычисление площади фигуры, нахождение дроби числа.

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это — залог успешной работы. Сказка несет в се­бе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.

Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в вос­питании и обучении детей, испытываю­щих трудности в усвоении математичес­ких знаний о числах, величинах, геомет­рических фигурах и др.

При работе со сказкой использую вырази­тельное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповтори­мость.

Дети работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках, посвященных устному на­родному творчеству России, ребята любят за­гадывать друг другу загадки, играют в скоро­говорки. На переменах и после уроков разучи­ваем русские народные игры «Горелки», «Ка­равай», «Лапта», «Садовник» и др. А как же здесь обойтись без считалки?

Знакомясь с произведениями устного на­родного творчества на уроках, дети параллель­но отыскивали, собирали загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, ба­бушек, дедушек. Ребята рисовали на темы ска­зок, составляли небольшие книжки-самодел­ки, посвященные определенному жанру устно­го народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество русского народа» я провожу обобщающие уроки - уроки-празд­ники, чтобы дети лучше запоминали, пред­ставляли себе русскую старину, обряды, обы­чаи, верования.

Во II классе мы провели праздник встречи весны. День сорока мучеников 22 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с пол­ным основанием можно назвать детским пра­здником. Накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков» с хохолком и крылышками. Утром в день праздника разда­ют их детям. К этому празднику собрали дети сказки, загадки, пословицы, поговорки о вес­не, оформили книжки-малышки о весне, разу­чили песни, выучили заклички и считалки, ра­зучили игры. На уроках труда сделали фигур­ки птиц из картона, фанеры, прибили их к ше­стам. Комнату оформили: украсили рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах.

Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки исполнили рус­скую народную песню «Посев льна». Затем на празднике звучала хороводная песня «Пригла­шение на улицу». Дети слушали в грамзаписи русскую народную песню «Галочка-ключни­ца». И в заключе­ние праздника пили чай с печеньем и различ­ного вида кондитерских изделий с изображе­нием птиц. Их пекли родители детей.

Во III классе подготовили и провели празд­ник урожая - осенины. Родители сшили сарафанчики и блузки. На уроках труда мы сделали вышивки на рукавах блузок. Мамы помогли украсить классную комнату вышиты­ми рушниками, столы покрыли льняными расшитыми скатертями, напекли блинов, печенье.

Праздник начался с за­клички. Ребята звали осень с «обильными хлебами», «листопадом и дождем». Затем они чест­вовали молодых жней «с золотыми серпами», пели хороводные песни о «земелюшке», «ржице зернистой», «пшеничке колосистой». Инсце­нировали сказку «Мужик и медведь», любимые небылицы. Задорно звучали частушки. Девочки исполнили русские народные песни «Я на горку шла», «На лугу». Принимая участие в празднике, дети с удовольствием работали, проявили пол­нейшую активность, их переполняло радост­ное чувство.

Ни одного воспитанника не было в стороне от подготовки к празднику.

Он получился веселым - с песнями, прибаутками, играми, частушками, инсцени­рованием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков.

Не обошлось на празднике без танцев, русской кадрили. К этому торжеству родители испекли торт, бублики, печенье, пирожки. Праздник закончился чаепитием.

Состоя­лось подлинное общение детей с искусством своего народа.

К празднику Рождества Христова мы с ребятами решили подготовить костюмированное представление «С Рождеством Христовым» - познакомить детей нашего села с народными обрядами, колядками, рассказать о святках, о традиции празднования Рождества Христова на Руси. Было подготовлено инсценирование сказки Ольги Высоцкой «Золотое яичко».

Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с прекрасным.

В IV классе дети увлеклись чтением русского былинного эпоса. Возникла идея провести состязания среди мальчишек «Забавы молодецкие» — состязание смекалистых молодцев. Придумали костюмы богатырей. Для девочек школа искусств предложила сарафаны «красных девиц». Были приглашены папы, дедушки, пришли и мамы полюбоваться на лихих удальцов. Ребята демонстрировали смекалку, находчивость, ловкость и удаль молодецкую.

Мальчики сочинили поздрав­ления в былинном духе, вручили подарки и произнесли поздрав­ления. Далее проводился музыкальный турнир, танцевальный конкурс и мальчики предложили на суд зрите­лей сценку из жизни современных «богатырей».

Девочки постарались украсить праздник исполнением мелодичных старинных песен. Мальчики ни в чём не уступали сверстницам, пели песни о подвигах, о храбрости, о доблести русских воинов - богатырей. Мероприятие способствовало воспитанию патриотизма, гордости за героический русский народ, уважения к славным сынам земли русской – богатырям, храбрым воинам – защитникам своего Отечества; развитию интереса к истории своего народа, стремления быть достойными потомками великих людей славной земли русской, желания вырасти настоящими мужчинами.

Все это формирует у ребят чув­ство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

А. Г. Мощёнская


2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мощенская Александра Григорьевна

Дата: 01.07.2016

Номер свидетельства: 336810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Национально-региональный компонент в работе творческих объединений МУ ДО " Центр эстетического воспитания детей""
    ["seo_title"] => string(80) "natsionalno_regionalnyi_komponent_v_rabote_tvorcheskikh_obedinenii_mu_do_tsentr_"
    ["file_id"] => string(6) "558883"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1601509838"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Воспитание этнокультурной компетентности у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "vospitaniie-etnokul-turnoi-kompietientnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "198671"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428429996"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "История родного края" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-istoriia-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "194333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427751661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства