kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина «По тропинкам сказок» (Мир вокруг нас)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
  2. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  3. Учить узнавать сказку по заданию.
  4. Развивать умение действовать согласованно. Развивать речь, воображение, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, бережное отношение к книге.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «По тропинкам сказок» (Мир вокруг нас)»





Викторина

«По тропинкам сказок»

(Мир вокруг нас)

Цели:

  1. Развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; формировать дружеские отношения внутри коллектива.

  2. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

  3. Учить узнавать сказку по заданию.

  4. Развивать умение действовать согласованно. Развивать речь, воображение, мышление.

  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, бережное отношение к книге.

Подготовила и провела

Жульнитова Н. С.



Ход мероприятия:

Воспитатель: Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель: Испокон века книга растит человека. Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель: Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.

  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель:

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка».

  1. Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса)

  2. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: бабка, дедка, внучка? (Жучка)

  3. Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

  4. У кого избушка была ледяная? (Лиса)

  5. В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)

  6. Какое животное первое обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

  7. Как звали младшего сына царя? (Иван)

  8. Хозяйка избушки на курьих ножках? (Баба-яга)

  9. Чем угощала лиса журавля? (Кашей)

  10. Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? (Петушок)

  11. Сколько человек тянуло репку? (Три)

  12. Кто разбил и сломал теремок? (Медведь)

  13. Скажите, из какой сказки эти слова: «Твои вершки, а мои корешки?» (Мужик и медведь)

  14. Какого героя провели с пирожками? (Медведя)

  15. Кто тянул репку последним? (Мышка)



Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадываю загадки, а дети отгадывают их)



1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)



2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)



3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)



4. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была. (Репка)



5. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей. (Колобок)



6. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята)



7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка)



8. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)

9. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

10. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)



Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?



«Перевертыши»

«Иван царевич и зеленый волк»;

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

«Лапша из топора».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.



Воспитатель: В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!



Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)



Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание

«Загадки из сундучка»

  1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

  2. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

  3. Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)

  4. Кого величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса)

  5. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)

«Вопрос-ответ»

  1. По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)

  2. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)

  3. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

  4. Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)

  5. Из какого инструмента солдат сварил кашу? (Топор)

  6. Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)

  7. Что потерял ослик Иа? (Хвост)

  8. Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)

  9. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

  10. Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)

  11. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д.? (Кощей Бессмертный)

  12. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)

  13. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)

  14. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

Конкурс «Волшебные слова»

Ребята, угадайте, кто так говорит.

1. По щучьему велению, по моему хотению... (Емеля)

2. Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок)

3. Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли - быть по-моему вели. (Женя из сказки «Цветик-семицветик»)

4. Раз, два, три! Горшочек, вари! (Девочка из сказки «Горшочек каши»)

5. Крекс, фекс, пекс! (Буратино)

6. Кара-барас. (Мойдодыр)

Конкурс «Кто это?»

Вспомните, ребята, кто есть кто (например, человек, удав, лисенок, игрушка).

1. Мойдодыр (Умывальник)

2. Дядя Федор (Мальчик)

3. Тянитолкай (Олень с двумя головами)

4. Рикки-Тикки-Тави (Мангуст)

5. Страшила (Чучело из соломы)

6. Матроскин (Кот)

7. Гена (Крокодил)

8. Сиропчик. (Коротышка)

Конкурс «Цветные вопросы»

Ребята, я вам буду задавать «цветные» вопросы, вам нужно продолжить название сказки или повести.

1. Сказка Ш. Перро «Синяя... (Борода)».

2. Сказка М. Метерлинка «Синяя... (птица)».

3. Сказка Ш. Перро «Красная... (Шапочка)».

4. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная... (курица)».

5. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый... (туман)».

6. Сказка Д. Мамина-Сибиряка «Серая... (Шейка)».

Конкурс «Узнайте сказку!»

Сказки просят: «А ейчас вы, друзья, узнайте нас!» Вам нужно будет угадать название сказки, имя персонажа или фамилию писателя.

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И, за что, не знаю,

Повезло лентяю. («По щучьему велению»)

А дорога далека,

А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок... («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя - простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет, бедняжка! (Снегурочка)

Какая сказка, нам секрет открой,

Где говорилось:

«Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка»)

Вот дева юная в объятьях сна,

Лежит она уж сотню лет

И ждет, а принца нет, и нет, и нет.

Скажите мне, друзья, кто же она? (Спящая красавица)

Он много жен имел, но всех

Постигла участь злая –

Лишил он жизни их...

Каков злодей!

Так кто же он?

Мне назовите поскорей. (Синяя Борода)

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзиночку,

Посланную ей. (Красная Шапочка)

Смышленость этого мальчишки

Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал он, да удал.

Так кто из вас о нем читал? («Мальчик-с-пальчик»)

Вы любите котов? Я - да!

А говорящих вы встречали?

Способных петь, и танцевать,

И короля очаровать,

Хозяину жилье найти,

Его от бедности спасти,

На трон с принцессой вознести? («Кот в сапогах»)

Он на свете всех добрей,

Он известен, знаменит,

Лечит всех больных зверей добрый... (доктор Айболит)

Не котенок, не сурок,

Не волчонок, не щенок,

Очень милая мордашка,

А зовется... (Чебурашка)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына,

Шалунишку... (Буратино)

А про ключик золотой

Написал для нас... (Толстой)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется... (Чиполлино)

Конкурс «Сказочные предметы»

Друзья, я буду перечислять вам предметы, а вы называйте сказочных героев, связанных с ними.

1. Золотое яичко (Курочка Ряба)

2.   Колпак (Буратино)

3.   Шляпа и сапоги (Кот в сапогах)

4.   Горошина (Принцесса на горошине)

5. Желтые брюки и оранжевая рубашка (Незнайка)

Вопросы по сказкам:

  • Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»)

  • Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка, вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!», Иванушка-Дурачок)

  • Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок...»)

  • Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня)

  • Из какой сказки эти слова? Кто ее автор? «Вечно вы опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» («Приключения Буратино», А. Толстой)

  • Вставить в текст нужное слово. «Жили-были дед да баба и грустили иногда. Только курочка, что … утешеньем им была» (Курочка Ряба)

  • Назовите заглавие сказок.

Ах, отец, я очарован

Незнакомкой молодой.

На балах среди придворных

Не встречал красы такой. (Золушка)



Иду на ногах, в красных сапогах,

Несу косу на плечах.

Хочу лису посечи,

Пошла, лиса, с печи. (Заюшкина избушка)



Бабушка внученьку очень любила,

Бабушка…ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Кто отгадает, как звали ее? (Красная шапочка)



Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

Меня … зовут. (Дюймовочка)



А я родился странной

Игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

И никому не мил.

Один меня заметил

И ласково приветил

А это был, ребята,

Гена крокодил. (Чебурашка)

Был я в море в бочке брошен

И отцом своим забыт,

Но на остров неизвестный

Был волной морской прибит.

И на острове на том теперь правит… (Князь Гвидон)



По сказкам А. С. Пушкина

  • Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане...»? (33)

  • Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)

  • В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой? (Сказка о рыбаке и рыбке)

  • Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне...»)

  • Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)

  • В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)

  • Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)

  • Из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей. (Сказка о спящей царевне»)

  • Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)

  • На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)

  • В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)

«Удивительные превращения»

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).

Чудище из сказки Аксакова “Аленький цветочек” (в принца).

2. Братец Иванушка (в козлёнка).

Василиса Прекрасная (в лягушку).

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена “Дикие лебеди” (в лебедей).

«Волшебные средства»

Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво).

У Буратино (золотой ключик).

У Незнайки (волшебная палочка).

2. У Золушки (хрустальная туфелька).

У Снежной королевы (волшебное зеркало).

У Бабы-Яги (метла).

«Друзья литературных персонажей»

У Маугли (Багира, Балу, Каа).

У Малыша (Карлсон).

У Винни-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа).

У Герды (Кай).

У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот).



Загадки

1. Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

2. В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

3. Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади – сынок
Удивительный конёк
По прозванью… (Горбунок)



Воспитатель: Чем отличается сказка от других произведений? Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!

Подведение итогов:

Учитель: 

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.


Литература: 

  1. Лысаков В. Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006г.

  2. Перекатьева О. В. «Школьная фабрика звёзд». – Ростов н/Д: Феникс, 2005г.

  3. Шульгина В. П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: «Школа радости». – Ростов н/Д: Феникс, 2001г.

  4. Интернет ресурсы.

  5. Журнал «Педсовет». – М: 2005г.(6),2008г.(4),2011г.(9),2013г(10).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Викторина «По тропинкам сказок» (Мир вокруг нас)

Автор: Жульнитова Наталья Сергеевна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Интеллектуальная игра-викторина «Всё обо всём»."
    ["seo_title"] => string(50) "intielliektual_naia_ighra_viktorina_vsio_obo_vsiom"
    ["file_id"] => string(6) "441121"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1511858748"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Безопасность дома и на улице" в предшкольной группе"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_organizovannoi_deiatelnosti_po_oznakomleniiu_s_okruzhaiushchim_mirom_be"
    ["file_id"] => string(6) "647642"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1711007849"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Внеклассное мероприятие "На лесной полянке" "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-liesnoi-poliankie"
    ["file_id"] => string(6) "166594"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422975440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства