Интеллектуальная игра-викторина «Всё обо всём».
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Егорова Н. С.
учитель начальных классов.
Цель: расширение кругозора детей, их знаний учащихся 1-4 классов по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы.
Задачи:
образовательная: расширить знания детей о природе;
развивающая: формировать у детей положительное отношение к природе, нормы поведения в природе;
воспитательная: воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов и окружающей среды.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Все обо всем», карандаши и бумага, шарфы, аудиозапись, разрезные картинки, картинки с изображением «грибы», лукошко – 2 шт., дипломы.
Ход игры:
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
Дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом. (Л. Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: в поле, в лесу, на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы, задания, игры, загадки. На уроках по окружающему миру, вы, наверное, уже многое изучили о природе, знаете ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру-викторину «Всё обо всём»
(Слайд № 1). Для этого разделимся на 2 команды:
1-я команда (уч-ся 1, 3 классы) – «Пчёлки»,
2-я команда (2, 4 классы) – «Бабочки».
Оценивать ваши знания в ходе соревнования будет жюри. За правильные ответы жюри будет ставить баллы. За подсказки и шум, команды могут лишиться заработанных баллов. Итак, начнем игру - викторину!
1-й конкурс «Царство растений» (слайд 2)
Растения – это деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. Благодаря им нашу Землю называют Зелёной Планетой.
Каждой команде я буду задавать вопросы по очереди. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника, на раздумье даётся 5 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.
1-я команда: (слайд 3)
1. Назовите растение, цветы которого появляются первыми и без листьев?
(мать –и –мачеха)
2. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка). (слайд с вылетом)
3. В России, как и во многих странах, это растение называют «цветком солнца», а из его семян изготавливают полезное масло? (подсолнух) (слайд с вылетом)
2-я команда: (слайд 4)
1. Из этого растения плетут весенние венки, а когда оно отцветет - разлетается на
все стороны? (одуванчик) (слайд с вылетом)
2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну) (слайд с вылетом)
3. Назовите траву, которую на ощупь узнает даже слепой? (крапива) (слайд с вылетом)
2-й «Конкурс Художников».
Закрытыми глазами нарисовать цветок.
(По одному человеку из команды)
Игра со зрителями «Загадки»
На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит
Сядет и укусит. (Комар)
Зимой белый, летом серый. (Заяц)
Под соснами под елками
Лежит мешок с иголками. (Еж)
Рыжий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Живет в норке,
Грызет корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (Мышь)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт. (Петух)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Итоги викторины.
3-й конкурс «В мире животных» (слайд 5)
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения, животные и птицы. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись,
Без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела,
У кошки без мышки,
У мышки без кошки,
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то,
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети,
Запомнить должны!
«Угадать героев сказок».
- Какие это животные и из какой они сказки?
1-я команда:
1. Многодетная мать, у которой произошло покушение на детей. (Коза - «Волк и семеро козлят») (слайд 6)
2. Чьи это слова и из какой сказки? «Сяду на пенёк, съем пирожок». (Медведь – «Маша и медведь») (слайд с вылетом )
2-я команда:
1. Назовите зверька, который помог большой семье вытащить гиганта, выращенного на грядке. (Мышка - «Репка») (слайд 7)
2. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подруги. (Волк - «Лиса и волк») (слайд с вылетом)
5-й конкурс «Узнай животное и птицу по голосу» (слайд 8 с вылетом )
Кто первый узнает, быстро поднимает руку. Внимание! Приготовились!
Звучит фонограмма голосов:
1. баран - звук №1 (слайд )
2. воробьи - звук №2 (слайд )
3. лягушка - звук №3 (слайд )
4. ворона - звук №5 (слайд )
5. волк - звук №6 (слайд )
6. петух - звук №7 (слайд )
6 -й «Конкурс пантомимы».
Один из членов команды показывает животное, а команда соперников должна догадаться, какое животное изобразили соперники.
1-я команда: Заяц - (слайд 9),
2-я команда: Медведь - (слайд с вылетом)
Итоги викторины.
7-й конкурс «Собрать картинку».
Ребятам предлагаются разрезные картинки с животными (пазлы) по 1 каждой команде. Чья команда быстрее соберет картинку.
Игра со зрителями «Ребусы» (слайд 10 с вылетом)
8-й конкурс «Назвать детенышей у животных».
СЛОН – СЛОНЕНОК
ТИГР – ТИГРЕНОК
КОШКА – КОТЕНОК
СВИНЬЯ – ПОРОСЕНОК
КОРОВА – ТЕЛЕНОК
ЗАЯЦ – ЗАЙЧОНОК
ЛОШАДЬ – ЖЕРЕБЕНОК
ВОЛК – ВОЛЧОНОК
ОВЦА – ЯГНЕНОК
СОБАКА – ЩЕНОК
9-й конкурс Игра «Грибное лукошко».
- Ребята, а сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку. Что мы можем здесь найти, догадайтесь!
Загадка
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
- Но все ли грибы можно собирать?
- Кто знает правила сбора грибов?
(На поле разбросаны картинки грибов. Дети выходят по одному члену от команды, по загадке ищут отгадку-картинку гриба и собирают его в лукошко).
– Кто больше соберёт съедобных грибов.
Загадки (слайд 11 с вылетом )
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички).
Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).
Очень дружные ребята
У пенька живут. (Опята).
Где хвоинок многовато,
Поджидают нас. (Маслята).
Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый. (боровик).
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный… (груздь)
- Ребята, а какие грибы у нас остались? (Мухомор, бледная поганка и т. д.)
10 –й конкурс «Экологический».
Экология – наука, которая рассказывает нам о связи природы и человека. Главная цель экологии – охрана природы.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру “Если я приду в лесок”. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Игра “Если я приду в лесок”.
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Вот и подошла к концу наша встреча.
Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас.
Слово для подведения итогов предоставляется уважаемому жюри.
(Объявление победителей и вручение дипломов)