kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина по литературе "Два поэта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная викторина посвящена творчеству и взаимоотношениям русских поэтов и писателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина по литературе "Два поэта"»

Литература. 11 класс. «Два поэта» («Два писателя»)

1.Один был, пожалуй, самым известным российским поэтом и драматургом, сенатором, тайным советником. Другой был ещё школяром. Встретились они на экзамене по русской словесности, куда известный литератор был приглашён в качестве почётного гостя, а начинающий поэт читал своё стихотворение. Встреча эта оказалась памятной для обоих. «Я не умер, — воскликнул именитый гость. — Вот, кто заменит меня». И оказался прав. А выдержавший экзамен поэт вспоминал эту встречу и в своих записках и известнейшем романе в стихах.

Кто эти экзаменатор и экзаменующийся?



  1. Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин.

  2. Г.Р. Державин и А.С. Пушкин.

  3. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

  4. П.А. Вяземский и А.С. Пушкин.















Правильный ответ

Г.Р. Державин и А.С. Пушкин.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

II

И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

А.С. Пушкин. Из восьмой главы «Евгения Онегина».





2. Они оба были членами литературного общества «Арзамас», ведшего борьбу с консерватизмом классической поэзии. Старший, уже известный поэт, был прозван в обществе по названию самого известного своего произведения Светланой, а младший, ещё лицеист, имел прозвище Сверчок. Но очень скоро юный Сверчок стал догонять старших товарищей силой своего таланта, и однажды, после прочтения Светлане своей первой поэмы получил от него в подарок портрет с надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя..."

Кто эти Сверчок и Светлана?



  1. Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин.

  2. Г.Р. Державин и А.С. Пушкин.

  3. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

  4. П.А. Вяземский и А.С. Пушкин.





















Правильный ответ

В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

В.А. Жуковский, признав свое поражение в литературной борьбе, подарил Александру Сергеевичу свой портрет с дарственной надписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820, марта 26, Великая пятница". Теперь этот портрет висит в Музее-квартире Пушкина в его кабинете.















































3 « Я ехал по цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей, увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле, я приехал в армянскую деревню. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — . Это было тело убитого …, которое препровождали в Тифлис.

Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего …! Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, перед отъездом его в Персию».

Встреча А.С. Пушкина с телом этого писателя произошла 11 июня 1829г. по дороге из Тифлиса в Карс. Эту встречу он описал в своей статье «Путешествие в Арзрум». Встречу с кем описал А.С. Пушкин?

  1. А.М. Бестужев-Марлинский

  2. А.С. Грибоедов

  3. К.Ф. Рылеев

  4. А.И. Одоевский















Правильный ответ

А.С. Грибоедов.

«Несколько грузин сопровождали арбу. — Откуда вы? — спросил я их. — Из Тегерана. — Что вы везете? — Грибоеда. Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.

Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году, в Петербурге, перед отъездом его в Персию». А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».



























4. «Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна» - говорил о нём А.С. Пушкин.

Как погиб А.С. Грибоедов?

  1. В бою на Кавказской войне.

  2. На дуэли четырёх (между Завадовским и Грибоедовым, с одной стороны, и Шереметевым и Якубовичем, с другой).

  3. Был повешен после подавления восстания декабристов

  4. Будучи посланником в Персии, был убит при разгроме русской миссии в Тегеране























Правильный ответ

А.С. Грибоедов погиб, будучи посланником в Персии.

Он был убит при разгроме русской миссии в Тегеране.

«Он был печален, и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить, он мне сказал: «Вы ещё не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдёт до ножей». Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междуусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею». А.С. Пушкин «Путешествие в Арзрум».




















5.Русский учёный, писатель и лексикограф, автор одного из самых известных в России словарей очень помог этому великому писателю в создании его исторического труда и романа о бессмысленном и беспощадном русском бунте, сопровождая того по местам, когда-то охваченным восстанием. В свою очередь и тот высоко отзывался о трудах собирателя русских пословиц и составителя словаря: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!.. Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать — у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками!»

Кто эти лексикограф и писатель?



  1. А.А. Потебня и И.С. Тургенев

  2. Я.К. Грот и Г.Р. Державин.

  3. В.И. Даль и А.С. Пушкин.

  4. С.И. Ожегов и А. Н. Толстой

















Правильный ответ

В.И. Даль и А.С. Пушкин.

В.И. Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», был врачом и участвовал в лечении А.С. Пушкина от смертельной раны, полученной поэтом на последней дуэли. Когда Даль приехал к умирающему, тот радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» На что Даль ответил: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал облегчённо: «Ну, спасибо». Под руководством придворного лейб-медика Арендта, Даль вёл дневник истории болезни А.С. Пушкина, а позже проводил с домашним врачом Пушкиных вскрытие тела поэта и писал протокол вскрытия.






















6.Встречались ли эти два поэта? По словам их современника, графа Васильева, великий русский поэт не был лично знаком со своим последователем, но знал о нём и восхищался его стихами. "Далеко мальчик пойдёт", - говорил он. И их современница А.О. Смирнова-Россет пишет: "Я долго разговаривала с ... . Он очень собою недоволен, жалуется, что не может сосредоточиться, так как слишком много вращается среди беспечной, легкомысленной толпы. Конечно, в этом виноват он сам, но ведь он так молод. Жуковский просит меня взять его в руки, пожурить, а … говорил: "Если бы его сослали в деревню, это принесло бы ему такую же пользу, как и мне. Я сознаю, что моё изгнание сослужило мне большую пользу. Он должен работать. Очевидно, он не отдаёт себе отчёта в своём таланте". Но совершенно точно известно одно: в русскую поэзию молодой поэт ворвался, написав горькие и гневные строки на смерть своего кумира.

Кто эти два поэта?

  1. В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов.

  2. Н.С. Гумилёв и С.А. Есенин.

  3. А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин.

  4. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

















Правильный ответ

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

"Влад. Серг. Глинка, - пишет известный биограф Лермонтова П.А. Висковатов, - сообщил, как Пушкин, прочитав некоторые стихотворения Лермонтова, признал их "блестящими признаками высокого таланта".

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» о трагической гибели А.С. Пушкина и вине общества в гибели Поэта.























7. Поэт Евгений Баратынский, получив в подарок книгу этого писателя, в апреле 1832 года писал в Москву литератору Ивану Киреевскому: «Я очень благодарен Яновскому за подарок. Я очень бы желал с ним познакомиться. Ещё не было у нас автора с такою весёлою весёлостью, у нас на севере она великая редкость. Яновский — человек с решительным талантом. Слог его жив, оригинален, исполнен красок и часто вкуса. Во многих местах в нём виден наблюдатель, и поэт. Нашего полку прибыло: это заключение немножко нескромно, но оно хорошо выражает моё чувство к Яновскому».

Под какой фамилией Яновского знаем мы?


  1. М.Е. Салтыков-Щедрин.

  2. Д.Н. Мамин-Сибиряк.

  3. Н.В. Гоголь.

  4. А.М. Бестужев-Марлинский



















Правильный ответ

Н.В. Гоголь.

Вот как отозвался об этой книге А.С. Пушкин: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
























8.Вот как в своих «Записках о русской литературе» он вспоминал свою первую встречу с В.Г. Белинским: «Некрасов снес рукопись Белинскому в тот же день. Он благоговел перед Белинским и, кажется, всех больше любил его во всю жизнь… «Новый Гоголь явился!» – закричал Некрасов, входя к нему с «Бедными людьми». – «У вас Гоголи-то как грибы растут», – строго заметил ему Белинский, но рукопись взял. Когда Некрасов опять зашел к нему вечером, то Белинский встретил его «просто в волнении»: «Приведите, приведите его скорее!»

И вот (это, стало быть, уже на третий день) меня привели к нему».

Кого привели к В.Г. Белинскому, к «этому ужасному, этому страшному критику»?


  1. Ф.М. Достоевский.

  2. Л.Н. Толстой.

  3. И.А. Гончаров.

  4. И.С. Тургенев.

















Правильный ответ

Ф.М. Достоевский.

Ф.М. Достоевский далее вспоминает реакцию великого критика на свой первый роман: «Он заговорил пламенно, с горящими глазами: «Да вы понимаете ль сами-то, – повторял он мне несколько раз и вскрикивая по своему обыкновению, – что это вы такое написали!.. Вы только непосредственным чутьем, как художник, это могли написать, но осмыслили ли вы сами-то всю эту страшную правду, на которую вы нам указали?.. Вы до самой сути дела дотронулись, самое главное разом указали. Вот тайна художественности, вот правда в искусстве! Вот служение художника истине! Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!..»



















9.Они оба сотрудничали в журнале «Современник». Два тончайших русских писателя, два непримиримых идейных врага, два антипода: один - западник и материалист, другой – славянофил и христианин. Один – барин и богач, другой жил исключительно литературным трудом и был отмечен клеймом каторжника. Но при всех их идейно-философских разногласиях и личной неприязни, они умели ценить гений друг друга и учиться друг у друга.

Кто эти сотрудники «Современника»?

  1. Л.Н. Толстой и Н.А. Добролюбов.

  2. И.С. Тургенев и Ф.М. Достоевский.

  3. И.А. Гончаров и Н.А. Некрасов.

  4. А.И. Герцен и В.Г. Белинский



















Правильный ответ

И.С. Тургенев и Ф.М. Достоевский.

При их известной всем вражде особенно ценны те оценки, которые они давали друг другу. Так И.С. Тургенев пишет Ф.М. Достоевскому 18 марта 1862 года: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумленья — и удовольствия. Еще раз крепко, крепко жму Вам руку и говорю Вам спасибо». Несколько позже Тургенев заявил в известном письме к Константину Случевскому, что «Базарова совершенно поняли только Достоевский и Боткин».

А вот как у Ф.М. Достоевского звучит упоминание в «Преступлении и наказании» о И.С. Тургеневе. Излагая (перед сном о забитой лошади) свое понимание поэтики сновидений, Достоевский говорит: «Их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев». Тем самым он ставит Тургенева-художника вровень с Пушкиным!


















10. Их сближение в конце 80-х годов XIX века носило непростой характер. Один преклонялся перед величием другого, перед его гражданским мужеством, его бескомпромиссным обличением лицемерия, лжи, фальши. Вместе с тем он отвергал евангельскую проповедь своего учителя, его аскетизм, учение о непротивлении злу насилием, хотя идея о необходимости всеобщей любви как единственно возможной альтернативы господствующему злу и несправедливости на какое-то время его буквально завораживает и сказывается во многих его произведениях тех лет, особенно на пьесе «Леший». Однако вскоре после ее написания начался процесс освобождения от влияния философии учителя. После постановки «Лешего» он сам забраковал пьесу, отказался ее печатать, и она возродилась лишь в середине 90-х годов после решительной переработки и под новым названием («Дядя Ваня»). Стремление избавиться от нравоучительных схем, глубже познать жизнь народа и побудило его совершить путешествие на каторжный остров, которое не только дало материал для известной книги, но и ряд сюжетов для рассказов 90-х годов.

Кто этот писатель, и кто был примером ему в 80-ые годы?




И.С. Тургенев и М. Горький

Л.Н. Толстой и А.П. Чехов

И.А. Гончаров и М.А. Булгаков

А.Н. Островский и И.А. Бунин








Правильный ответ

Л.Н. Толстой и А.П. Чехов

Вернувшись в Москву из поездки на Сахалин, Чехов признается, что «Крейцерова соната» Л. Толстого, которая до поездки была для него событием, теперь ему «смешна и кажется бестолковой». В это же время по поводу захватившей его недавно толстовской идеи всеобщей любви он пишет: «Пьяный, истасканный забулдыга муж любит свою жену и детей, но что толку из этой любви? Мы, говорят в газетах, любим свою великую родину, но в чем выражается эта любовь? Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень, свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира“, мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых. Работать надо, все остальное к черту. Главное, надо быть справедливым, а остальное все приложится».

















11. 29 апреля 1899 года в связи со столетием со дня рождения Пушкина был учрежден разряд «изящной словесности» при втором отделении Императорской Академии наук. При отделении избирались почетные академики из выдающихся представителей литературы. В 1900 году, на первых же выборах, в почетные академики наряду с Л. Н. Толстым, В. Г. Короленко был выбран и он. Он к тому времени уже был мэтром, мастером малого эпического жанра, писателем, открывшим новую страницу в развитии реалистического искусства, одним из самых известных драматургов. На занавесе и на программках недавно созданного Московского Художественного театра эмблема его пьесы - широко раскинутые крылья летящей чайки. Но в 1902 году правительство исключило избрание Максима Горького в почётные академики, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции». И он в знак протеста отказался от звания академика.

Кто этот писатель и драматург?



Л.Н. Андреев.

М.А. Булгаков.

А.Н. Толстой.

А.П. Чехов.











Правильный ответ

А.П. Чехов.

Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия Наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика».





















12. Они оба были авторами одного театра, МХАТа. Только театр в тридцатые годы прошлого столетия относился к ним по-разному. Пьесы великого пролетарского писателя, «буревестника революции», основателя социалистического реализма ставились в ту пору постоянно: «Враги», «Дети солнца». Самую знаменитую его пьесу ставили в Художественном 800 раз.

Произведения второго автора подвергались жесточайшей цензуре, изымались из репертуара, несмотря на явный успех у публики. Так, после оглушительного успеха пьесы «Кабала святош. (Мольер)», в газете «Правда» вышла разгромная статья "Внешний блеск и фальшивое содержание" без подписи, и «Мольера» в тот же день сняли. Когда под опалу попала другая пьеса драматурга, «Бег», у автора потребовали вернуть три тысячи рублей на том основании, что она запрещена. В эти годы свой театр он с горечью называл так: «кладбище моих пьес».

Кто эти авторы Малого Художественного академического театра, описанного одним из них в двух его романах?




А.П. Чехов и Л.Н. Андреев.

К.А. Тренёв и Ф. Сологуб.

М. Горький и М.А. Булгаков

А.К. Толстой и З.Н. Гиппиус.













Правильный ответ

М. Горький и М.А. Булгаков

15 мая 1935 года Булгаков пишет своему брату Николаю Афанасьевичу в Париж:

"Ты спрашиваешь о "Мольере"? К сожалению, все нескладно. Художественный театр, по собственной вине, затянул репетиции пьесы на четыре года (неслыханная вещь!) и этой весной все-таки не выпустил ее. Станиславскому пришла фантазия, вместо того чтобы выпускать пьесу, работа над которой непристойно затянулась, делать в ней исправления. Большая чаша моего терпения переполнилась, и я отказался делать изменения. Что будет дальше, еще точно не знаю"  

Зато 11 или 12 июня Немирович-Данченко направляет Горькому очередную телеграмму: "Дорогой Алексей Максимович, рад сообщить Вам об очень большом успехе "Врагов" на трех генеральных репетициях. На последней публика поручила мне послать Вам ее горячий привет. Все участники и я испытывали глубокую радость в этой работе и теперь счастливы ее великолепными результатами. Немирович-Данченко"  


















13

О ком из поэтов А.А. Ахматова сказала:

Кто знает, что такое слава?..
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так нежно и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..


  1. Е.А. Баратынский

  2. А.С. Пушкин

  3. Н.С. Гумилёв

  4. А.А. Блок
































Правильный ответ

А.С. Пушкин.

Все, что связано с пушкинской жизнью и судьбой, любовью и гибелью, занимало огромное место в душах и творчестве практически всех русских поэтов, и именно поэтому в творчестве почти каждого из них есть своя пушкиниана как в лирике, так и в прозе.

























14.На заре своей литературной деятельности он состоял в рядах русских футуристов и вместе с Д. Бурлюком, В. Хлебни­ковым, А. Крученых участвовал в создании сборника «Пощечина общественному вкусу», в котором выдвигалось требование “бросить Пушкина с парохода современности”. Прошло двенадцать лет, и с горькой задушевностью он обращается к великому поэту напрямую: «Александр Сергеич, да не слушайте ж вы их! Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых». Он признаёт, что у Пушкина «хороший слог» и ему даже можно доверить агитки, более того, он готов «даже ямбом подсюсюкнуть, чтоб только быть приятней» великому предшественнику, с которым «после смерти нам стоять почти что рядом! Вы на Пе, а я на эМ».

О ком идёт речь?

  1. С.А. Есенин.

  2. В.Я. Брюсов.

  3. В.В. Маяковский.

  4. Б.Л. Пастернак.










Правильный ответ

В.В. Маяковский «Юбилейное»

…Нынче

наши перья —

штык

да зубья вил,—

битвы революций

посерьезнее «Полтавы»,

и любовь

пограндиознее

онегинской любви…




…Я люблю вас,

но живого,

а не мумию.

Навели

хрестоматийный глянец.

Вы,

по-моему,

при жизни

— думаю —

тоже бушевали.

Африканец!





15. М.И. Цветаева не была знакома с этим поэтом. Она видела его однажды во время его выступлений в Москве в 1920г. Но своё преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", воплощённым "духом", Цветаева пронесла через всю жизнь. Марина Ивановна создала цикл стихов о нём, заглавным в котором является стихотворение «Имя твое — птица в руке...», одно из самых своих из­вестных стихотворений. Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя поэта, но читатель, тем не менее, безошибочно определяет, о ком идет речь.

1. С.А. Есенин.

2. В.В. Маяковский.

3. А.А. Блок.

4. О.Э. Мандельштам




















Правильный ответ

А.А. Блок.

Из цикла «Стихи к Блоку»

Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движенье губ,

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.


Имя твое - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.











16. Этих двух поэтов связывает восемнадцатилетняя дружба-вражда (по определению одного из них). Они ровесники, оба родились в 1880 году, оба выросли в профессорских семьях, оба стали литераторами: один – величайшим поэтом, другой – прозаиком, теоретиком литературы, оба любили одну женщину, поклонялись ей как неземному существу, воплощению Прекрасной Дамы и Вечной Женственности. В их истории были моменты взаимного обожания и горячей дружбы, были ссоры и вызовы на дуэль. Вот отрывок из их переписки:

«Дорогой, милый, близкий Саша,

какая странная судьба. Мы вот опять перекликнулись. Читаю с трепетом Тебя. «Скифы» - огромны и эпохальны, как «Куликово поле». Всё, что ты пишешь, взмывает в душе вещие те же ноты: с этими нотами я жил в Дорнахе: я это знаю…»

Кто эти поэты?


  1. С.А. Есенин и А.Б. Мариенгоф.

  2. А.А. Блок и Андрей Белый.

  3. К.Д. Бальмонт и В.Я. Брюсов.

  4. Н.С. Гумилёв и Д.С. Мережковский.

















Александр Блок и Андрей Белый.

Своеобразный поэтический диалог Александра Блока и Андрея Белого о России, революции, поэзии сложно связан со всеми сторонами творческих и личных их взаимоотношений. Их личный конфликт, любовный треугольник так тесно переплелся с идейно-литературным расхождением, что подчас невозможно установить границу между тем и другим. Однако и после окончательного разрыва они отдавали должное таланту друг друга. «Он такой же, как всегда: гениальный, странный», — записывает Блок уже в 1920 году, в последний раз встретившись с Белым после долгих лет пламенной дружбы и ожесточенной вражды.
























17. Два самых ярких и скандальных поэта жили и творили в Москве в одно время. Один был хулиган и скандалист, покоритель девичьих сердец. Другой - оратор, горлан, бунтовщик. Один – имажинист, «деревенский» поэт, считавший политические стихи своего оппонента «агитезами». Второй, футурист, автор плакатов агитационно-массового искусства, в долгу не остался и припечатал стихам противника эпитет «кобылезы». Их столкновения на литературных диспутах (особенно в 1919-1921 годах) надолго запомнились современникам, причём у каждого была своя «армия» почитателей и поклонниц, которая считала своего кумира единственным достойным обожания.

Но, не смотря на все взаимные выпады, оба поэта понимали и уважали силу таланта друг друга. И когда один из них трагически погиб, другой написал такие строки:


Вы ушли,
как говорится,
в мир иной.
Пустота...
Летите, в звёзды врезываясь.
Ни тебе аванса,
ни пивной.
Трезвость.
Нет, …,
это не насмешка.
В горле горе комом - не смешок. ..

Навсегда теперь язык в зубах затворится.
Тяжело и неуместно разводить мистерии.
У народа, у языкотворца,
Умер звонкий забулдыга подмастерье.




























Кто эти поэты?

И. Северянин и А.А. Блок.

В.Я. Брюсов и Н.С. Гумилёв.

К.Д. Бальмонт и Б.Л. Пастернак.

С.А. Есенин и В.В. Маяковский.




Правильный ответ

С.А. Есенин и В.В. Маяковский.

Из воспоминаний современницы обоих поэтов Е.Н. Гусляровой: «Кстати, он (Есенин) с откровенностью проявлял своё отношение к Маяковскому. Таким же откровенным был с ним и Маяковский. Они, конечно, не были друзьями, они были полярны, но через год после смерти Есенина, по-моему, лишь один Маяковский высказал истинное отношение к поэту Есенину в стихотворении «Сергею Есенину». Мне подчас кажется, что стихи «Сергею Есенину» - не стихи… Это – воистину – «В горле горе – комом».

С.А. Есенин также отделял творчество Маяковского от творчества других: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».












18. Они познакомились в Царском Селе, пропитанном памятью о великом поэте. Ей было 14 лет, ему - 17. Увидев ее, стройную, с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос, некрасивый юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. Но стихи писал не только он. Она сама скоро сформировалась в большую талантливую поэтессу, у которой были не только почитатели, но и подражательницы.

Вскоре они поженятся, а в 1915 году она напишет страшные пророческие стихи:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Песенный дар останется у неё навсегда. А вот его, друга, отнимут. Его расстреляют в 1921 году за участие в Кронштадском восстании против большевиков. Трагически сложится судьба и у её ребёнка. Льва Николаевича дважды арестовывали, и в сталинских лагерях он провёл больше десяти лет своей жизни. А она семнадцать месяцев провела в тюремных очередях в Ленинграде, о которых написала потом пронзительную поэму.

Кто эта супружеская пара?


З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский

А.А. Ахматова и Н.С. Гумилёв

М.И. Цветаева и С.Я.Эфрон

И.В. Одоевцева и Г.В. Иванов


Правильный ответ

А.А. Ахматова и Н.С. Гумилёв

Вот как пишет о своих впечатлениях от поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» русский писатель и публицист Б.К. Зайцев: «Да, пришлось этой изящной даме испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «Окаянные дни»… Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей», но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых? Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое? Воистину «томов премногих тяжелей…».

















19. Дочь одной из этих поэтесс, Ариадна Эфрон, так писала об их отношениях: «…Одна была безмерна, другая — гармонична; отсюда разница их (творческого) отношения друг к другу. Безмерность одной принимала (и любила) гармоничность другой, ну а гармоничность не способна воспринимать безмерность; это ведь немножко не comme if faut с точки зрения гармонии».

Они и в жизни были совершенно не похожи друг на друга. Принадлежали разным городам: одна Ленинграду, другая Москве, одна писала под псевдонимом, другая под настоящим именем. Одна прожила всю жизнь в России, другая много лет провела в эмиграции. Одна умерла в глубокой старости, другая покончила с собой, когда ей было 49. Единственное, что их объединяло, так это чувство неприязни к давно почившей красавице Наталье Николаевне Гончаровой - Пушкиной. Вот как отзывалась о ней первая: «Было в ней одно: красавица. Только — красавица, просто — красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И — сразила…».

Вот как вспоминает современник об отношении другой к жене Пушкина: «Она так страстно восставала против нее, что порой мне казалось, что ею владеет просто чувство женской ревности».

Кто эти поэтессы?


И.В. Одоевцева и З.Н. Гиппиус.

А.А. Ахматова и М.И. Цветаева.

О.Ф. Берггольц и М.И. Алигер.

М.А. Лохвицкая и В.М. Инбер.












Правильный ответ

А.А. Ахматова и М.И. Цветаева.

Периодически предпринимаемые разными критиками попытки сравнения ахматовской и цветаевской поэзии ими обеими воспринимались как неоправданные и неудачные. "Такие сравнения ни у кого не выходят, даже у Марины не вышло: Пастернак и Маяковский. Один в таких случаях получается настоящий, а другой — набивная кукла" — так отозвалась Анна Ахматова об опубликованной в 1923 году в парижском еженедельнике "Звено" статье К. Мочульского "Русские поэтессы. Марина Цветаева и Анна Ахматова".
    Марина Цветаева еще уничижительнее отозвалась об этой статье: "…статья некоего Мочульского … Женская поэзия, об Ахматовой и мне. Если попадется — прочтите, посмейтесь и пожалейте!" (из письма А. В. Бахраху, 1923).





















20. Родились, росли и мужали они отдельно друг от друга. Один родился в семье банковского служащего и в своей жизни сменил много профессий, пока не стал редактором юмористического журнала «Синдетикон». Другой был сыном преподавателя и младшим братом известного советского писателя Валентина Катаева, и на заре своей профессиональной деятельности служил инспектором уголовного розыска, так что первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины. «Соединились» они в 1925 году и написали два романа, герой которых, великий комбинатор, по-прежнему является одним из самых любимых героев в нашей стране, и его афоризмы до сих пор злободневны:

Командовать парадом буду я!

Чем меньше город, тем длиннее приветственные речи.

Если бы устроили конкурс лжецов, то победить бы смог только тот, кто говорил бы правду.

Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний год

серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу.

Кто эти соавторы?


  1. Аркадий и Георгий Вайнеры

  2. Илья Ильф и Евгений Петров

  3. Аркадий и Борис Стругацкие.

  4. Эдмонд и Жюль Гонкуры.
















Правильный ответ

Илья Ильф и Евгений Петров.

Вот как они сами писали о себе в своей общей автобиографии: «Обычно по поводу нашего обобществленного литературного хозяйства к нам обращаются с вопросами вполне законными, но весьма однообразными: "Как это вы пишете вдвоем? "

Сначала мы отвечали подробно, вдавались в детали, рассказывали даже о крупной ссоре, возникшей по следующему поводу: убить ли героя романа "12 стульев" Остапа Бендера или оставить в живых? Не забывали упомянуть о том, что участь героя решилась жребием. В сахарницу были положены две бумажки, на одной из которых дрожащей рукой был изображен череп и две куриные косточки. Вынулся череп - и через полчаса великого комбинатора не стало. Он был прирезан бритвой.

Потом мы стали отвечать менее подробно. О ссоре уже не рассказывали. Еще потом перестали вдаваться в детали. И, наконец, отвечали совсем уже без воодушевления:

-- Как мы пишем вдвоем? Да - так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые».






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Викторина по литературе "Два поэта"

Автор: Иорданишвили Натела Георгиевна

Дата: 25.06.2016

Номер свидетельства: 336127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(43) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "303034"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380132"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок, посвящённый Году литературы"
    ["seo_title"] => string(44) "otkrytyiurokposviashchionnyigodulitieratury1"
    ["file_id"] => string(6) "303035"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457380140"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Внеклассное мероприятие по литературе "Мой любимый Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-moi-liubimyi-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "113492"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410328764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства