kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Термины по литературе для учащихся 9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Термины по литературе для учащихся 9 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Термины по литературе для учащихся 9 классов»

Термины по литературе 9 класс



Направления (периоды) в развитии литературы:

древнерусская литература – этап развития литературы от Крещения Руси до 17 века


классицизм - направление в литературе 18 века, в основе которого лежат идеи гражданственности, произведения имеют нравоучительный характер, герои делятся на положительных и отрицательных, в финале добро побеждает зло. (Ломоносов, Фонвизин)

Теория «трёх штилей»: высокий, средний, низкий (знать, в чем суть теории)


Сентиментализм - направление в литературе 18 века, в основе которого лежит интерес к личности человека, объектом изображения является эмоциональная жизнь героя. (Карамзин)


Романтизм - направление в литературе к. 18-н. 19 веков, в романтизме реальность изображается субъективно: такой, какой ее видит герой. Романтический герой – исключительная личность, он в конфликте с обществом и с самим собой, находится в поисках идеала. (Жуковский, раннее творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя)


Реализм - направление в литературе 19-20веков, в реализме реальность изображается объективно: такой, какая она есть.


Роды литературы: эпос (произведение записано в строчку, о событиях и героях), лирика (записано в столбик, о чувствах и эмоциях), драма (записано по ролям, для игры на сцене), лиро-эпос (записано в столбик, но о героях и событиях)


Жанры:

эпические:

роман (крупное эпическое произведение, в котором личность героя показана в своем развитии, во взаимоотношениях с другими героями, роман показывает полную картину жизни);

повесть (небольшое по объему эпическое произведение, занимает промежуточное место между романом и рассказом, охватывает несколько событий из жизни героя или жизненный этап);

рассказ (небольшое по объему эпическое произведение, в основе сюжета которого одно или несколько событий из жизни героя);


лирические: стихотворение

элегия (стихотворение грустного содержания, философские размышления часто на фоне природы

ода (торжественное стихотворение, посвященное историческим событиям или правителям)

послание

сонет (стихотворение, состоящее из 14 строк, 3 строфы по 4 строки, 2 строки -отдельно);


драматические: драма, комедия, трагедия;


лироэпические: поэма, баллада (лироэпическое произведение с острым, напряженным сюжетом, часто с фантастическими событиями и трагической развязкой).



Композиция – построение произведения

Эпиграф – строки перед произведением, помогающие понять его смысл

Пейзаж – изображение природы в художественном произведении

Портрет– изображение внешности героя в художественном произведении

Психологизм – изображение внутренних переживаний героя

Художественная деталь – значимая подробность

Сюжет- события, изложенные таким образом, который лучше отвечает замыслу автора.

Фабула- события, изложенные согласно их действительному расположению по времени. Это конфликт произведения, разворачивающийся в ходе событий.

Лирическое отступление – авторские рассуждения, не имеющие отношения к сюжету



Этапы сюжета:

Экспозиция (расстановка персонажей в драматическим произведении до действий) или пролог (в эпическом произведении предыстория)

завязка

развитие действий

кульминация – самый напряженный момент произведения

развязка

послесловие или эпилог



Герой-резонер – герой в произведениях классицизма, выразитель авторских идей

Внесценический персонаж – персонаж драматического произведения, который не появляется на сцене, о нем только упоминается


Внесюжетный герой - персонаж эпического произведения, который не появляется на повествовании, о нем только упоминается

Говорящая фамилия – прием, помогающий по имени или фамилии героя понять его характер

Монолог – речь одного героя

Внутренний монолог (внутренняя речь) – мысли героя

Диалог- обмен репликами

Реплика – одна фраза героя

Ремарка – авторские пояснения в драматическом произведении

Символ – условный образ, основанный на подобии, сходстве (Море – символ двойственной души романтического героя)


Средства изобразительности:

Аллегория – иносказание

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве признаков, качеств (зеркало озера)

Эпитет – яркое, красочное определение (спокойное море)

Олицетворение – вид метафоры, наделение неживого качествами живого (воет вьюга)

Сравнение – сопоставление (белый, как снег)

Гипербола – преувеличение (шел сто лет)

Литота –преуменьшение (сделал за секунду)

Ирония – насмешка

Метонимия – замена одного понятия на другое на основе смежности (хрусталь на столе – вместо посуда из хрусталя)

Синекдоха – перенос с части на целое или с целого на часть («Все флаги в гости будут к нам») (по численному признаку)

Оксюморон – сочетание несочетаемого (горячий снег)

Перифраз – замена слова описательным выражением (луна – ночное светило)

Символ – условный образ, основанный на подобии, сходстве (Море – символ двойственной души романтического героя)


Приемы:

Инверсия – нарушение порядка слов (небо голубое вместо голубое небо)

Анафора – единоначатие (Одно и то же слово в начале стихотворных строк или предложений)

Эпифора – одинаковые слова в конце строк или предложений

Антитеза - противопоставление

Лексический повтор – повтор одного слова

Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа


Лексические средства:

Синонимы – слова с близким лексическим значением

Антонимы– слова с противоположным лексическим значением

Фразеологизмы – устойчивые выражения, по значению равные одному слову или целому предложению (сгореть со стыда, обвести вокруг пальца)

Афоризмы – крылатые выражения, фразу вошедшие в речь из произведений (счастливые часов не наблюдают, Свежо предание, а верится с трудом)


Стихотворные размеры:

Двусложные:

ямб _/

хорей /_

Трехсложные:

дактиль /_ _

амфибрахий _ / _

анапест _ _ /


Виды рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая

Рифма – созвучие в конце стихотворных строк


Звукопись: ассонанс (повторение одинаковых гласных: над рокотом аэродрома- повторяется звук О),

аллитерация (повторение одинаковых согласных: пора, перо покоя просит – повторяется звук П)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Термины по литературе для учащихся 9 классов

Автор: Паршина Лилия Алексеевна

Дата: 30.05.2021

Номер свидетельства: 582050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Термины по литературе для учащихся 7-8 классов"
    ["seo_title"] => string(53) "terminy_po_literature_dlia_uchashchikhsia_7_8_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "582049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1622398942"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-8-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224580"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438940129"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства