kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема семьи и семейных ценностей  рассматривается  многими писателями. И каждый выделяет свои критерии идеальной семьи.  Данный материал поможет в написании сочинений  при подготовке к ЕГЭ по литературе (задание 6)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей»

Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей

А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Критериями идеальной семьи считаются: любовь, взаимопонимание и поддержка, уважение мнения старших и традиций, но самое главное честность. Как же все эти понятия раскрываются в художественных произведениях А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Л.Н.Толстого «Война и Мир», М. Шолохова «Тихий Дон».

Тема семьи в произведении Пушкина «Капитанская дочка» просматривается очень четко, характеры героев не заготовлены заранее – нам показывается их развитие и как семья влияет на это.

В самом начале повествования Пушкин показывает:

  • Важность традиций воспитания и влияние воспитания на последующую жизнь человека.

  • Уважение.

  • Благородство.

  • Любовь.

В каждой семье свои взаимоотношения: в семье Гринёвых царит строгий «патриархат», а Василиса Егоровна «управляла» не только мужем, но и «крепостью так точно, как и своим домком». Но обе семьи объединяет главное: в центре всего семейного уклада помещаются вечное ценности – любовь, верность, доброта, честность, совесть – то, на чем держится мир. И это предается из поколения в поколение.

Понятие семейности выходит за рамки группы людей связанных кровным родством, характер «семейных» отношений распространялся на всю крепость. «В доме коменданта я был принят как родной», — отмечает Гринев, который очень быстро «незаметным образом привязался к доброму семейству». Для Пушкина понятие «семья», «дом» были священны, и соотносилось с понятием родина.

Для Толстого в романе «Война и мир» главные человеческие объединения — это семьи. Л.Н. Толстой — очень “семейный” писатель, он почти не представ­ляет своих героев одиночками. Характеристика главных героев даётся через их семьи. Ростовы создают фон для Наташи. В семье Болконских отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает ее своими непо­мерными требованиями к ее образованию, силе характера, талан­там. В сыне он, наоборот, относясь к нему с некоторой холод­ностью, видит великого человека.

Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого. Наташа похо­жа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она прояв­ляет и хозяйственность, и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца — доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа — любимица отца.

Всех Болконских характеризует особая талантливость, неза­урядность, одухотворенность. Брат и сестра Болконские унаследо­вали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, они глубоко понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.

Любимые герои Толстого не представляют себе жизнь без семьи, без детей. Для Толстого главное — не то, что было до свадьбы, а семейная жизнь его героев. Он подошел к теме «семьи» очень тщательно и для него она является важной. Как и вопрос «войны и мира», семья является неотъемлемой частью мира, а во время войн, семья является источником духовной силы. Толстой обращает наше внимание:

  • Уважение к старшим.

  • Взаимопереживание, привязанность.

  • Традиции.

  • Любовь.

Семья в романе «Тихий Дон» М.Шолохова как хранилище нравственности.

Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые истинные ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. «Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого нам раскрывается «макрокосм» национальной культуры». По жизни семьи, по крепости семейных уз у данного народа можно судить о жизнеспособности этого народа.

Семья – основа основ народного быта в мире «тихого Дона». Жизненные обстоятельства казачьей среды изображены с такой основательностью, что позволяет воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. А век ХХ грозится быть кровавым. Потому все более ценным становится незыблемое: семья, земля, дети. Для героев семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринималась как не объемлемая часть общества – семьи, рода. Эти отношения были важной частью народного быта. Родственность ставилась выше товарищества, влюбленности, деловых отношений, соседства. Причем родственные отношения учитывались с очень большой точностью: «троюродный брат», «двоюродная тетка», «водворки» – некоторые слова существуют в нынешнем быту без особого «смысла». Но во времена «Тихого Дона» родственная близость почиталась весьма серьезно.

В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, напрямую, порой не лицеприятным образом. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти успокаивались. То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей была семья, в которой каждый заботится о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и целое.

Шолохов высказал в этом романе свои переживания о государстве, о державе – большой семье, в которой мы живем. Это произведение учит нас уважать старших и равных себе, показывает, как строится семья и как сложно сохранить гармонию. В своём романе Шолохов выделяет: традиции, истоки, быт, земля, казачество – семья.

  • На первое место у казачества ставилась родственность.

  • Из родственности вытекало уважение.

  • Из уважения – доверие.

  • Всё это «подлинно называлось» любовью.

Также эту тему можно рассмотреть на следующих произведениях

Литература

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Д. И. Фонвизина "Недоросль".

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»


А.С.Грибоедов комедия «Горе от ума».


Х.К.Андерсен «Снежная королева».

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд».

Повесть А.С.Пушкина "Станционный смотритель".

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»


А.С.Пушкин

роман в стихах «Евгений Онегин».


Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».

А. С. Пушкин. Роман Дубровский».

М.Ю.Лермонтов. Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

А.Н. Островский Пьеса «Снегурочка»


Н.В.Гоголь «Мёртвые души

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

М. Горький. «Детство»

Н. В. Гоголь. повесть "Тарас Бульба".

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»


П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

Л. Н. Толстой. «Детство»

Н.А.Некрасов

Поэма "Русские женщины"

А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор»



А.П.Чехов. Рассказ «Мальчики»

А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

А. И. Куприн "Куст сирени".

Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море».


А.С.Грин. Повесть «Алые паруса».

М. М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».

М. А. Шолохов. Рассказ "Судьба человека".



. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского».

О.Генри "Дары волхвов".



С.Я.Маршак. Пьеса «Двенадцать месяцев».

. Дж. Лондон

Рассказ «Сказание о Кише».




В.П.Катаева «Сын полка»,

А. де Сент-Экзюпери . Повесть-сказка «Маленький принц».




В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».





Родная литература

Л.Н. Толстой. Басни «Отец и сыновья».

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы»

Ю.Я.Яковлев. Рассказ - притча «Семья Пешеходовых».



Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба».

Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь».

В.Н.Крупин. «Женя Касаткин».



А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда».





А.Г. Алексин. «Самый счастливый день».





Ю. Кузнецова. "Помощница ангела".




10 литература и родная литература


11 литература

11 родная литература

Тургенев « Отцы и дети» , «Первая любовь».

И.А. Бунин Рассказы

В.В. Набоков. «Машенька».

И.А.Гончарова. роман «Обломов»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»

Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда».

А.Н.Островский. Драма «Гроза». Комедия «Женитьба Бальзаминова»

И.С.Шмелев. «Лето Господне»-

Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры».

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы"  

М.А. Булгаков «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных»

А.Н. Арбузов.  «Жестокие игры».

Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

М.А.Шолохов. Роман – эпопея «Тихий Дон».


Л.Т. Толстой Роман «Война и мир»

Повести В.Распутина.


А.П.Чехов «Вишневый сад». «Три сестры»:  

А. Вампилов Пьеса «Старший сын









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема семейных ценностей в творчестве русских писателей

Автор: Наталья Александровна Озорнина

Дата: 17.12.2021

Номер свидетельства: 595179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "классный час на тему "М??гілік ел" "
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi-chas-na-tiemu-m-n-ghilik-iel"
    ["file_id"] => string(6) "168976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423325621"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект  урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре.""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvarusskaiatriapichnaiakuklavnarodnoikulturie"
    ["file_id"] => string(6) "286602"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454354410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Методическая разработка урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "385898"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485846384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проект: «Наш добрый дедушка Корней»"
    ["seo_title"] => string(37) "proiekt-nash-dobryi-diedushka-korniei"
    ["file_id"] => string(6) "255615"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447952574"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства