kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема родины в поэзии Вологодского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

После введения в учебный план предмета "Родная литература" остро встал вопрос, что предложить для изучения на занятиях студентам-первокурсникам. Считаю, что одной из главных тем этого предмета должна быть тема родины, отражённая в произведениях писателей-земляков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема родины в поэзии Вологодского края»

Тема родины в поэзии Вологодского края.


Автор: Злобина Сетлана Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы,

БПОУ ВО «Великоустюгский многопрофильный колледж»



Литература Вологодского края – это и произведения авторов, живших и писавших на данной территории, а также факты литературной жизни, способствующие формированию культурного пространства Вологодчины. К таким фактам относятся биографические и творческие связи писателя с Вологодчиной, тематика произведений, история их создания и восприятия, деятельность писательских объединений – все явления истории литературы, имеющие отношение к созданию культурно значимого образа Вологодского края.

Литература Вологодского края играет важную роль художественной словесности в культуре региона и имеет широкое общественное признание творчества писателей, связанных с Вологодчиной.

Литература Вологодского края богата и самобытна. Вологодская область – родина таких замечательных поэтов как К.Н. Батюшков, И. Северянин, А. Яшин, Н. Рубцов, О. Фокина и многих других. Некоторые произведения этих авторов включены в программу дисциплины «Литература», но чаще всего в обзорные темы. Поэтому изучение поэзии родного края происходит эпизодически, а самостоятельно подростки этим не интересуются. С появлением в учебном плане дисциплины «Родная литература» возможности расширить круг знакомства с жизнью и творчеством вологжан значительно расширился. И первое, на мой взгляд, на что нужно обратить омобое внимание — это тема Родины.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой человек, особенно ребёнок. Чтение поэзии воспитывает в детях чувство гордости за великие достижения страны, восторг перед красотой и неповторимостью природы родного края, чувство благодарности вологжанам за ратные и трудовые подвиги. Патриотами не рождаются, их надо воспитывать в семье, в школе, в коллективе.

Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Тема Родины, ее судьбы всегда волновала русскую литера­туру. Эту традицию обращения к народным корням нашей жиз­ни, к нравственно-этическим идеалам.

Изучение этой темы предполагает двоякий подход: тема Родины как страны и малой родины (родных мест).

Считаю, что целью изучения темы родины в поэзии Вологодского края будет воспитание любви к родине, к родной земле, чувства патриотизма, следование духовным ценностям.

Задачи (для обучающихся):

- обучающая: осмысление текста, позиции автора в нем через анализ стихотворений, формирование навыков исследования как способа освоения действительности; обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;

развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей;

- воспитательная: формирование чувства ответственности, сопереживания и взаимопомощи в работе по группам; воспитание нравственных ценностей, бережного отношения к слову в работе над текстом; привитие интереса к предмету, эстетического вкуса при подготовке проектов; формирование у учащихся нравственных качеств личности, любви к Родине, к природе.


Планируемые результаты:

1. Познавательные УУД: овладение формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; свободная ориентация и восприятие поэтического текста.

2. Личностные УУД: понимание литературы как основной национально – культурной ценности российского общества, способность к самооценке своих действий; воспитание внимания и уважения к одноклассникам; формирование нравственно – эстетической ориентации, гражданской идентичности.

3. Регулятивные УУД: умение ставить цели и планировать свою деятельность; способность у рефлексии.

4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества в микрогруппе, соблюдение правил речевого поведения; умение высказать свою точку зрения.

I. Предварительная работа: учащиеся за неделю до проведения урока разделены на группы по 5 - 6 человек, каждая группа изучает биографию писателя (из рекомендованного выше списка), отбирает необходимые для раскрытия темы тексты, готовит защиту проекта. Группа во время подготовки имеет право на 1 консультацию преподавателя.

Цели работы в группах:

  1. Попытаться понять, из каких элементов и как создаётся образ большой и малой Родины в стихотворениях вологодских поэтов, выделить в поэтических произведениях отрывки, показывающие красоту, уникальность и значимость родного края, родной страны.

  2. С помощью поэтических отрывков пробудить интерес, вызвать у одноклассников восхищение родной природой, любовь к красивому слову поэтов.

Задачи работы в группах:

  1. отобрать наиболее значимые для раскрытия данной темы стихотворения поэтов;

  2. систематизировать материал по ключевым моментам;

  3. провести анализ стихотворений;

  4. рассмотреть особенности изображения большой и малой родины в творчестве поэтов;

  5. сделать основные выводы о значимости данной темы в творчестве поэтов.

Методы исследования:

  • Методы теоретического исследования (работа с источниками информации).

  • Методы эмпирического исследования (анализ художественного текста).

  • Метод сравнения (сравнительный анализ художественных текстов).


О биографии и творческой судьбе их и других писателей-вологжан мы можем прочесть в следующих книгах:

- «Вологодские писатели – детям». Библиографический указатель для руководителей детского чтения. Вологда. 1998Г.;

- «Наши писатели и поэты». Библиографический справочник. Северо-Западное книжное издательство.- 1968г.;

  • Писатели-вологжане. Армеева В. И., Армеева И.А., Шилова Н.Б. Писатели-вологжане: Материалы о жизни и творчестве: Методическое пособие.- Вологда, 2009. – 72 с.

  • Тихая моя Родина: стихотворения отечественных поэтов ХХ века / сост. и предисл. Н. Сидориной. -М. : Астрель: АСТ, 2004. -189 с.

  • Память поколений: стихотворения вологодских поэтов / сост. В.Н. Бараков. -Вологда :Книжное наследие, 2005. -191 с.

  • У северных широт: стихи молодых поэтов Костромской, Вологодской, Ярославской, Архангельской и Мурманской обл. / [сост. Д. Ушаков]. -М. : Современник, 1987. -190 с. :ил.

Рекомендую для изучения темы родины в поэзии Вологодского края взять следующих авторов и их стихотворения:
1. С.Викулов «Россия», «Россия есть у каждого своя»;

2. А.Романов «Да, конечно, огромна Россия...»;

3. Н.Рубцов «Родная деревня», «Привет, Россия» - родина моя», «Видения на холме», «Тихая моя родина»; «Выпал снег», «Ночь на родине», «Душа хранит», «Ферапонтово», «Сосен шум», «Листья осенние».

4. И.Северянин «Русская»;
5. О.Фокина «Родина»; «Северная Двина», «Я в лесу была сегодня», «Простые звуки родины моей», «Вологда», «Вологде», «Стремительное северное лнто», «Ветер южный, ветер северный»;
6. А.Яшин «Твоя родина», «Только о родине»; «Не сгибаться и не ломаться», «Снег», «Босиком по земле», «Очень много солнечного света», «Речка и тропинка», «Я давно на родине не был», «Про берёзку»;
7. В.Белов «Ольха у дороги»; «Она меня не приласкала», «Вологда», «Россия», «Ррзбуди на заре меня», «На родине»;
8. С.Орлов «У себя дома», В чайной», В незапамятном детстве раннем», «Ой вы, дороги верстовые»;
9. Ф. Савинов «Родное»;
10. Л.Теплова «Дыханье Родины».

Хочу особое внимание обратить на эту тему в творчестве Н.М.Рубцова. Много лет спустя, помыкавшись на чужбине, вдали от родных мест, и вспоминая пережитое горе, смерть матери, Рубцов напишет неживающей в серце болью щемящие строки стихотворения «Тихая моя родина». Владевшее им в ту пору чувство тоски по родному краю не могло не вылиться в строки

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.
Свою жизнь, полную взлётов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Самому лишь автору остаётся вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому ещё предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крепном городе, Рубцов не отказывается от своёй малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в незнакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» С этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.
Стихотворение «Выпал снег» посвящено как селу Никольскому, так и старой Вологде. Такие простые вещи, как летящий белый пушистый снег, бесхитростные картины прошлого города — всё это удивительным образом.

У Рубцова образ современной русской деревни – колхозной, вымирающей, разрушающейся. Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплетались Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона, мы видим в стихотворении «Седьмые сутки дождь не умолкает...»:


    Седьмые сутки дождь не умолкает.
    И некому его остановить.
    Все чаще мысль угрюмая мелькает,
    Что всю деревню может затопить.


     Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во Всемирный Потоп, разрушающий прошлое (размытое кладбище), рождающий чудовищ («ворочаются, словно крокодилы, меж зарослей затопленных гробы…»).
     Таков обычный эмоциональный настрой, окружающий деревенские зарисовки Рубцова. Буксующий в грязи грузовик своим воем «выматывает душу». Зимнее оцепенение вызывает такую реакцию: «Какая глушь! Я был один живой. Один живой в бескрайнем мертвом поле!» Летняя гроза выглядит у Рубцова, как «зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края». А реальные названия вологодских деревень в этой атмосфере наполняются библейскими ассоциациями:


    Я шел, свои ноги калеча,
    Глаза свои мучая тьмой…
    - Куда ты?
    - В деревню Предтеча.
    - Откуда?
    - Из Тотьмы самой…


    И постоянно повторяется: «Весь ужас ночи за окном встает», «Кто-то стонет на темном кладбище, Кто-то глухо стучится, Кто-то пристально смотрит в жилище, Показавшись в полночном окне…» Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь - вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие его образ современной деревни ужасом, чувством близости хаоса.
    При этом, рисуя, казалось бы, гибнущую деревню, автор чувствует, что в ней есть нечто ценное и достойное. Это, по меньшей мере, ощущение некоего покоя или, скорее, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова. Так, в стихотворении «Ночь на родине» (1967) у лирического героя, вернувшегося в родную деревню, возникает иллюзия, будто «уже не будет в жизни потрясений». Понимая условность этого, он, тем не менее, всеми силами души длит минуту покоя: «Ну что же? Пусть хоть это остается, продлиться пусть хотя бы этот миг…». А центром покоя становится деревянная изба (стихотворение «Листья осенние», 1969):


    Сладко в избе
    Коротать одиночества время,
    В пору полночную
    В местности этой невзрачной
    Сладко мне спится
    На сене под крышей чердачной.


    В стихах Рубцова о родине очень часто встречается образ храма. Чаще всего, это разрушенный храм: «не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей», «Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь…».

Образ «тихой», «светлой» родины с ее не­броской красотой, великой и полной драматизма тысячелетней историей возникает в стихах поэта. Своим неразрывным един­ством с миром природы и судьбой России, глубоким лиризмом и напряженностью чувств, особенностями образности и пост­роением стиха Н. Рубцов близок есенинской традиции. В его творчестве слышны также отзвуки философских мотивов Ф. Тютчева, А. Блока и других крупнейших русских художников, духовное родство с которыми чувствовал поэт. Самобытные стихи Н. Рубцова выражают существо народной нравственности. Афоризмами стали слова поэта: «пусть душа останется чиста»; «за все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»; «но моя родимая землица надо мной удерживает власть»; «хлеб, родимый, сам себя несет»; «близких всех душа не позабудет»; «от раздора пользы не прибудет».
Поэзия Н. Рубцова гражданственна, полна размышлений о судьбе родной стороны, о потерях и обретениях на трудном ис­торическом пути.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста !
Россия, Русь ! Храни себя, храни !
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они
Иных времен татары и монголы.

Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль «храни» перерастает здесь рамки личного и даже отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше ко всему живому на земле.

Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
Поэзия Рубцова не «тихая», не камерная, не подходит она под определение «деревенской» поэзии. 

Сейчас рассмотрим стихотворение вологодского поэта Александра Романова:

Сколько их на Руси поставлено,

Деревенек и сел бревенчатых,

Подпоясанных палисадами

И рябинами увенчанных.

То речушки со щучьими плесами,

То леса их к себе привадили…

Широко по земле разбросаны,

Словно дети одной матери…

И в озерах ржаных да клеверных

Чередуются, будто пристани.

Еле слышные – ближе к северу,

Ближе к югу – голосистые.

Среди них одинокими вехами

Есть такие, что глаз не радуют:

Пассажиры давно все уехали

И не взяли билеты обратные.

Между ними, будя минувшее,

Там и тут церквушки на склонах

Кораблями лежат затонувшими

И белеют в глубях зелёных.

Это стихотворение отражает судьбу многих тысяч русских городков и селений. И все они имеют свою многовековую историю…Северные уездные города и деревни никогда не производили впечатления застылости, праздной созерцательности, отстраненности. Здесь все было так же, как и повсюду в государстве. С самых первых веков местной истории люди трудились, учились, дружили, влюблялись, создавали семьи, растили детей, завершали свой путь на земле, выполнив свое жизненное предназначение. Каково оно, это жизненное предназначение? Каждый человек определяет его самостоятельно.

Василий Иванович Белов не обходит тему малой родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. «Здесь и начинается для нас,- говорил писатель устами одного из героев, - большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься».

«Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростнее тянуло меня обратно… Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной!» («На родине»)

После чтения книг В.Белова невольно становятся дорогими неброские, но удивительно милые места, называемые Вологодской землей. Да и невозможно не вслушаться вместе с автором в «сдержанный шепот ольшаника», в то, как «торжественно и мудро шумит… старинный хвойный бор», не залюбоваться «синими зубчатыми лесами», не восхититься тем, как «щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои червонцы» знойное летнее солнце (стихотворения для анализа в группе «Вологда», «Россия», «Разбуди на заре меня», «Ольха у дороги», На родине»).

Для Белова Родина – это место рождения человека, место жизни и упокоения отцов; это ольшаник; это родник; это дорога. Его герои всегда возвращаются к тем тихим местам, малым речкам, небольшим деревушкам, скрытым за поворотом дороги. Эмоциональное восприятие родной природы, дух родства с земляками – крестьянами – нравственный фундамент творчества Александр Яковлевич Яшин :

Не сгибаться и не ломаться

Честью смолоду дорожить,

Правдой нашей не поступаться

И родную землю любить

Для поэта родными стали деревня Блудново в Никольском районе Вологодской области и Бобришный угор, который находится недалеко от этой деревни. На Бобришном угоре, в маленьком домике среди вековых сосен, поэт жил и работал, сюда приезжали и его друзья писатели. В своем дневнике он вспоминает:

«Просторно разметнувшись крутой излучиной под высоким берегом, Юг-река в конце лета мелеет, обнажая песчаные косы. Ивняки да ольшаники низко склоняются над водой, а вверх бегут, поднимаются молодые сосенки. Лес вдали кажется бескрайним и таинственным, а здесь — светло и солнечно. И уютно пригрелся домик, желтея свежими рублеными стенами среди сосен и берез».

Александр Яковлевич любил это тихое местечко «в получасе шаганья от деревни Блудново», и хоть гости, званые и незваные, частенько отрывали его от работы, он многое здесь написал, многое передумал. А. Яшин записал в своем дневнике: «Угор этот влечет меня к себе и поныне... он — моя судьба... может быть, именно на нем суждено мне сложить и свои бренные кости»:

Не о вечности грущу —

На земле мой век!

Все ж, когда умру, —

Прошу:

Схороните в снег.

В его светлой мерзлоте

На Бобришной высоте.

Он и в самом деле похоронить себя завещал там, на угоре.

(Стихотворения для анализа в группе «Снег», «Босиком по земле», «Очень много солнечного света», «Речка и тропинка», «Я давно на родине не был», «Только на родине», «Про березку», «Твоя родина»)

Для поэта превыше всего привязанность к Родине: к земле, на которой человек работает, выращивает хлеб, к природе, окружающей человека. Сам человек является частичкой природы. С большой любовью и трепетом он относится и к травинке и былинке, к кудрявой рябинке и скромной березке, и к северной красавице сосне.

  1. Ольга Александровна Фокина:

Простые звуки родины, моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

«Леса, болота, плесы, снега — все эти черты и приметы так называемого мокрого угла (Архангельская, Вологодская области и прилежащие местности) органично и красочно вошли в лучшие стихи Ольги Фокиной. И все это стало фактом поэзии потому, что все это не придумано и является не мелкой подробностью, а крупным фактом ее биографии, ее личной жизни, судьбы».

Главные темы поэзии Ольги Фокиной: судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера (стихотворения для анализа в группе «Северная Двина», «Я в лесу была сегодня», «Простые звуки родины моей», «Вологда», «Вологде», «Стремительное северное лето», «Ветер южный, ветер северный»)

Родная природа, воспетая О.А.Фокиной, несёт огромную силу для привития любви к своей малой родине. Полюбить природу, отчий дом, малую родину – это значит полюбить свою страну

Сергей Сергеевич Орлов:


Ой вы, дороги верстовые 
      И деревеньки по холмам! 
      Не ты ли это, мать Россия, 
      Глядишь вослед своим сынам?.. 


Сергей Орлов, при всем жанрово-тематическом разнообразии своего творчества, вдохновение искал в любви к родной земле, понимая, что любовь к земле –«традиция, поэтические корни которой теряются в дымке исторических далей». От обычной пейзажной лирики он шел к лирическому постижению истории России, к постижению ее масштабных философских открытий, устремленных в космос:

На десять тысяч верст - Россия,

Деревни, реки и леса,

Пройди по ним сейчас, спроси их

И вслушайся в их голоса.

«В лирике С. Орлова, - пишет лингвист Е. Бень, - образ земли присутствует чуть ли ни в трети стихотворений»1. По частоте употребления с ним может соперничать только образ неба. Притяжение земли и стремление к небу - две важнейшие составляющие его поэтического мира. "...У каждого истинного поэта своя "почва", своя земля, свое небо, из которых они создают стихи", - считал сам Орлов (стихотворения для анализа в группе «Деревня Гора», «Облако за месяц зацепилось», «Осень, «Светлый Север, лес дремучий», «У себя дома», «Мне нынче снится край родной ночами», «Письмо» («Я здесь живу»)


Родина… Родимые места… Наши поэты с такой любовью отзывались о Вологодчине и сумели передать это глубокое чувство в своих стихотворениях. И прав был В.Белов, говоря: «Что кому, а для меня Россия - эти вот родимые места». А Варлам Шаламов когда-то он писал:

Мы родине служим по-своему каждый,

И долг этот наш так похож иногда

Но странное чувство арктической жажды,

На сухость во рту среди неба и льда.







Использованная литература

  1. Стихи и рассказы нашего детства / [сост. Р. Данкова ; кол. худож.]. - М. : Оникс, 2011. - 480 с., 8 л. ил. : ил.

  2. Тихая моя Родина : стихотворения отечественных поэтов ХХ века / сост. и предисл. Н. Сидориной. - М. : Астрель : АСТ, 2004. - 189 с.

  3. Память поколений : стихотворения вологодских поэтов / сост. В.Н. Бараков. - Вологда : Книжное наследие, 2005. - 191 с.

  4. У северных широт : стихи молодых поэтов Костромской, Вологодской, Ярославской, Архангельской и Мурманской обл. / [сост. Д. Ушаков]. - М. : Современник, 1987. - 190 с. : ил.

1Бараков В.Н. Слову нет предела Литературоведение. Критика. Публицистика. - Вологда, Изд. Центр ВИРО, 2005.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тема родины в поэзии Вологодского края

Автор: Злобина Светлана Николаевна

Дата: 29.06.2021

Номер свидетельства: 584240

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Стихотворение Николая Рублева "Деревенские ночи""
    ["seo_title"] => string(56) "stikhotvorieniie-nikolaia-rublieva-dierievienskiie-nochi"
    ["file_id"] => string(6) "255080"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447860714"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Стихотворение Николая Рубцова "Деревенские ночи""
    ["seo_title"] => string(56) "stikhotvorieniie-nikolaia-rubtsova-dierievienskiie-nochi"
    ["file_id"] => string(6) "255086"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447861081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства