Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Деревенские ночи», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.
Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.
Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.
Ход урока:
- Активизация учащихся
- актуализация опорных знаний:
- -Что такое притча?
-Это небольшой рассказ в иносказательной форме, содержащий поучение.
- Ф.Абрамов «Бревенчатые мавзолеи».Тема, идея.
- Новый материал:
- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы)
На доске записаны пословицы:
Человек без Родины – соловей без песни.
Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)
6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова «Деревенские ночи».Но сначала давайте вспомним биографию поэта. (Дети рассказывают о жизни и творчестве поэта).Нам в наследство он оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много стихов. С одним из его стихов мы сегодня и познакомимся.
1. Биография Н.М.Рубцова.
Николай Михайлович Рубцов(1936-1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. В 1942 умерла его мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976)
2. Послушайте стихотворение «Деревенские ночи».Внимательно слушаем, определяем тему, идею, настроение.
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи». Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание – неясный свет, стреноженный – конь, у которого связаны верёвкой передние ноги)
-Каким настроением прониктнуто стихотворение? О чем оно?
-Что можно сказать о герое стихотворения? Почему он выбирает себе «самого горячего коня?. Как это его охарактеризует?
2.Художественные особенные стихотворения.
-Как поэт передает ощущение быстрого бега коня в стихотворении?
-Каким предстает в этом стихотворении образ любимого поэтом родного края? Перечитайте последние строки.
-Почему можно сказать, что образ любимой и образ родного края находятся в гармонии?
-Какие художественно-изобразительные средства использовал автор? (сравнения, эпитеты, метафоры).
– Найдите глаголы в данном четверостишии:
Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней. («Деревенские ночи»)
– Можно ли разделить на отдельные слова люблю без памяти?
– Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно; будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным)
– Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы? (Чтобы выразить свою любовь, волнение)
– Николай Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте? (Олицетворение)
- Как построено стихотворение? Почему строки
«Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней.»
повторяются в начале и в конце стихотворения? Как называется такое построение стихотворения? (кольцевая композиция)
– Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Он сумел показать это в лирических зарисовках.
IV. Обобщение урока.Д\З: 1. выучить наизусть стихотворение.