Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Деревенские ночи», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.
Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.
Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.
Ход урока:
Активизация учащихся
актуализация опорных знаний:
-Что такое притча?
-Это небольшой рассказ в иносказательной форме, содержащий поучение.
Ф.Абрамов «Бревенчатые мавзолеи».Тема, идея.
Новый материал:
- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы)
На доске записаны пословицы:
Человек без Родины – соловей без песни.
Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)
6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова «Деревенские ночи».Но сначала давайте вспомним биографию поэта. (Дети рассказывают о жизни и творчестве поэта).Нам в наследство он оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много стихов. С одним из его стихов мы сегодня и познакомимся.
1. Биография Н.М.Рубцова.
Николай Михайлович Рубцов(1936-1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. В 1942 умерла его мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976)
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи». Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание – неясный свет,стреноженный – конь, у которого связаны верёвкой передние ноги)
-Каким настроением прониктнуто стихотворение? О чем оно?
-Что можно сказать о герое стихотворения? Почему он выбирает себе «самого горячего коня?. Как это его охарактеризует?
2.Художественные особенные стихотворения.
-Как поэт передает ощущение быстрого бега коня в стихотворении?
-Каким предстает в этом стихотворении образ любимого поэтом родного края? Перечитайте последние строки.
-Почему можно сказать, что образ любимой и образ родного края находятся в гармонии?
-Какие художественно-изобразительные средства использовал автор? (сравнения, эпитеты, метафоры).
– Найдите глаголы в данном четверостишии:
Всё люблю без памяти
в деревенском стане я,
Будоражат сердце мне
в сумерках полей
Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней. («Деревенские ночи»)
– Можно ли разделить на отдельные слова люблю без памяти?
– Как называются такие устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно; будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным)
– Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы? (Чтобы выразить свою любовь, волнение)
– Николай Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте? (Олицетворение)
- Как построено стихотворение? Почему строки
«Крики перепёлок,
ранних звёзд мерцание
Ржание стреноженных
молодых коней.»
повторяются в начале и в конце стихотворения? Как называется такое построение стихотворения? (кольцевая композиция)
– Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Он сумел показать это в лирических зарисовках.
IV. Обобщение урока.Д\З: 1. выучить наизусть стихотворение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихотворение Николая Рублева "Деревенские ночи"»
Тема урока: Стихотворение Николая Рубцова «Деревенские ночи».
Образовательная: познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Деревенские ночи», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»(своё отношение, а также рассмотреть понятие «Родина» в стихах русских поэтов, в пословицах). Продолжить работу над анализом стихотворения. Итог практикума- написание своего стихотворения.
Развивающая: развивать речь, интерес к поэзии, развивать поэтический дар, дар чтеца.
Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, к родной природе. Умение видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к окружающим, умение слушать собеседника.
Эпиграф к уроку:
“Бог явил нам радость и чистоту
в виде стихов Рубцова и
взял обратно: недостойны.
В ряду самых великих”
(Ф.Абрамов. Из дневника)
Ход урока:
I Активизация учащихся
II актуализация опорных знаний:
-Что такое притча?
-Это небольшой рассказ в иносказательной форме, содержащий поучение.
Ф.Абрамов «Бревенчатые мавзолеи».Тема, идея.
III Новый материал:
- Какие пословицы вы знаете о Родине? (ответы)
На доске записаны пословицы:
Человек без Родины – соловей без песни.
Только тому почёт будет, кто Родину, не словом, а делом любит. (объяснить смысл)
6. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Рубцова «Деревенские ночи».
Но сначала давайте вспомним биографию поэта. (Дети рассказывают о жизни и творчестве поэта).
Нам в наследство он оставил прекрасные стихи о нашей стране, о простых русских людях, о необъятных чарующих просторах, стихи о Родине.
Любил Николай Михайлович свою Родину и посвятил ей много стихов. С одним из его стихов мы сегодня и познакомимся.
Откройте учебник на стр.74.
1. Биография Н.М.Рубцова.
Николай Михайлович Рубцов(1936-1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника. В 1942 умерла его мать, и Николая направили в Никольский детский дом Тотемского района Вологодской области, где он окончил семь классов школы. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976).
– Давайте обратимся к отрывку из стихотворения Н.Рубцова «Деревенские ночи». Прочитайте его выразительно. Значения каких слов вам не совсем понятны? (Мерцание– неясный свет,стреноженный– конь, у которого связаны верёвкой передние ноги)
-Каким настроением прониктнуто стихотворение? О чем оно?
-Что можно сказать о герое стихотворения? Почему он выбирает себе «самого горячего коня?. Как это его охарактеризует?
2.Художественные особенные стихотворения.
-Как поэт передает ощущение быстрого бега коня в стихотворении?
-Каким предстает в этом стихотворении образ любимого поэтом родного края? Перечитайте последние строки.
-Почему можно сказать, что образ любимой и образ родного края находятся в гармонии?
-Какие художественно-изобразительные средства использовал автор? (сравнения, эпитеты, метафоры). – Найдите глаголы в данном четверостишии:
Всё люблю без памяти в деревенском стане я, Будоражат сердце мне в сумерках полей Крики перепёлок, ранних звёзд мерцание Ржание стреноженных молодых коней. («Деревенские ночи»)
– Можно ли разделить на отдельные слова люблю без памяти? – Как называются такие устойчивые выражения?(Фразеологизмы) – Какие синонимы можно подобрать к этим глаголам? (Люблю без памяти – очень сильно; будоражат – беспокоят, вызывают волнение, не оставляют равнодушным) – Как вы думаете, почему автор использует именно эти глаголы?(Чтобы выразить свою любовь, волнение) – Николай Рубцов любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял, наделял способностью чувствовать. Как называется такой приём в художественном тексте?(Олицетворение)
Как построено стихотворение? Почему строки
«Крики перепёлок, ранних звёзд мерцание Ржание стреноженных молодых коней.»
повторяются в начале и в конце стихотворения? Как называется такое построение стихотворения? (кольцевая композиция) – Но у Рубцова это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Он сумел показать это в лирических зарисовках.