Профессия/специальность: учитель русского языка и литературы: Королева Д.В |
Наименование дисциплины/курса/модуля: русский язык |
1.Тема занятия: «Образ «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»» |
2.Цель занятия: развить умение точно выражать свои мысли; анализировать эпизоды; выявлять авторскую позицию, доказывать свою. |
3.Тип занятия: урок освоения новых знаний. |
4.Ресурсы: медиапроектор, Интернет-ресурсы, произведения. |
5.Учебные материалы: учебник литературы, словари, карточки. |
6.Метод проведения: в соответствии с поставленными целями и уровнем сформированности знаний, умений и компетенций (1- ознакомительный, 2- репродуктивный, 3- продуктивный) |
7.Междисциплинарные взаимодействия: театр, кино, искусство |
|
Этап занятия | Время, мин | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формы, методы, средства обучения | Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции | Формы оценивания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Организационный момент | 2 | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная | Подготовить учащихся к изучению нового материала | |
Актуализация опорных знаний | 3 | (Учитель выходит к доске в шинели, аккуратно снимает ее, вешает на руку. Поздоровавшись, спрашивает, как называется этот предмет и для чего он нужен) | ( Ученики, усевшись за парты, начинают озвучивать свои мнения о шинели) | Работа со словарём | Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала | Умение точно выражать свои мысли. Формирование четких мыслительных процессов.. |
Установка познавательной Задачи | 5 | В ходе работы заполняются карточки. Несколько учеников озвучивают ответы, а остальные выполняют самопроверку. | Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания (освоение биографических данных и справочного материала), задают вопросы, возникавшие в ходе осуществления самостоятельной работы. | Фронтально-индивидуальная (с карточками) | Обучать формулировать ответы на поставленные вопросы | Умение отличать выполненное задание от невыполненного, определять объем знаний, которые уже были усвоены и которые еще предстоит усвоить. |
Создание проблемной ситуации | 2 | Ученикам предлагается в паре очертить круг проблем (1-3), отталкиваясь от названия повести. (зачитать несколько вариантов) Кто был первым «маленьким человеком» в русской литературе до Н. В. Гоголя? | Отвечают на вопросы педагога, участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Выявляют, какой из обсуждаемых вопросов подсказывает формулировку проблемы. | Фронтальная и парная | Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
Открытие нового знания | 7 | Излагается новый материал посредством деления класса на группы и формулирования решений «ситуационных задач»: если бы вас регулярно отвлекали от любимого дела…А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если ваша любимая вещь испортилась… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если у вас появилась долгожданная обновка… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) если бы у вас отняли дорогую вещь… А)как бы вы поступили? Б)как следует поступить? В)как поступил герой? (найдите в тексте) | | Выполняют самостоятельную работу, взаимоконтроль. | | Контроль и самоконтроль, коррекция |
Первичная проверка понимания | 7 | Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает учащимся выполнять контроль друг друга и смокороль. Учащимся предлагается разыграть или описать ситуацию (в зависимости от особенностей класса) «Мой друг/сосед/ родственник – Башмачкин. Как ему помочь?» | Работают с текстом | Фронтальная и парная | | Умение выявлять, анализировать, точно выражать свои мысли. Формирование четких мыслительных процессов. |
Включение нового знания в систему | 5 | Критика о «Шинели». Говорящая фамилия «Башмачкин» | Работа по карточкам | Фронтальная и парная | | |
Проверка понимания. Практическая работа | 7 | Авторская позиция. Работа с текстом | | Индивидуальная или групповая (в зависимости от особенностей класса) | | |
Подведение итогов. Оценивание | 2 | Актуализирует внимание на пройденном материале, задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Предлагается составить синквейн о Башмачкине и его шинели. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала, могут составить синквейн | Фронтальная | | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Рефлексия | 3 | «Шинель» на подмостках театра. | | | | |
Домашнее задание | 2 | Предлагается написать: А) интервью с Башмачкиным о пропавшей шинели (творческое) Б) отзыв/эссе (стандартное) | Сбор материала и подготовка к сочинению | | | Умение точно выражать свои мысли. Формирование четких мыслительных процессов, выработка умения анализировать. |