Современные формы сдачи экзамена по русскому языку наряду с положительными моментами породили массу проблем, связанных с литературным образованием в школе. Казалось бы, развитие интеллекта учащихся должно идти в ногу со временем. Различные виды коммуникации, их доступность должны создать условия для развития интеллекта личности. Но возник парадокс: пропал интерес к печатному тексту. Учебную информацию учащийся не успевает усваивать, не говоря уже о том, чтобы прочувствовать, осознать и использовать в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Уроки литературы - уроки жизни"»
Уроки литературы- уроки жизни
Современные формы сдачи экзамена по русскому языку наряду с положительными моментами породили массу проблем, связанных с литературным образованием в школе. Казалось бы, развитие интеллекта учащихся должно идти в ногу со временем. Различные виды коммуникации, их доступность должны создать условия для развития интеллекта личности. Но возник парадокс: пропал интерес к печатному тексту. Учебную информацию учащийся не успевает усваивать, не говоря уже о том, чтобы прочувствовать, осознать и использовать в повседневной жизни.
Среди школьных предметов литература является единственным предметом, который прекрасно сочетает в себе искусство и воспитание на протяжении всего учебного процесса.
На мой взгляд, витагенное обучение (базирующееся на использовании жизненного опыта)- реальный путь слияния. Литература как духовное освоение действительности человеком имеет цель – формировать и развивать способности, творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Произведение в одном - такая форма используется на уроке, потому что учащиеся не готовы к уроку. И такой урок имеет смысл: поупражняться в скорости мышления, динамизме общения, угадывании. Такие уроки соответствуют стилю сегодняшней жизни, где многие решения приходится выполнять без подготовки. Мастерство учителя не в выборе средств, а в умении пользоваться тем, к чему лежит душа, что органично работает в его руках. Ученики чувствуют, для чего разбирается художественное произведение. Если для того, чтобы знать, - мало. Неинтересно и скучно. Если ещё и чему-то научиться, над чем-то подумать, к чему-то важному приблизиться – можно не пожалеть сил и времени. Уроку литературы жизненно необходимы публицистические проповеди, призывы, разговоры с одним и со всеми, где бы напрямую шел нравственный диалог о важном для учащихся. Анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему. Урок должен состоять из двух половинок: жизнь и книга. Для подростка многое непонятно и некоторые жизненные ситуации удается объяснить лишь через аналогию с книгой. В учительском деле, как в искусстве, ценен неповторимый опыт учителя-личности. Весьма непростое искусство - заинтересовать учащегося книгой. Учитель дорог ученикам, что умеет не за них, а вместе с ними прочитать книгу в классе.
Убеждена, мастерству у тех, кто пишет или говорит о школе, не работая в ней, не научишься. Учиться надо у практика. А лучше у самого себя: откроется больше, чем на курсах повышения квалификации. В этом помогает рефлексия, процесс, который не требует особых условий труда, который постоянно происходит внутри каждого.
А все искусства черпают вдохновение и жизненные силы из одних и тех же источников: всепоглощающее ощущение жизни, любовь к прекрасному, к людям, к своей профессии. Педагогическое искусство- это «выработка» своего метода поиска, это процесс, каждый момент которого ценен для личности и значим для общества. Они принесут учителю удовлетворение и дадут положительные результаты в обучении и воспитании учащихся.