kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Любовь к родной природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья направлена на воспитание патриотического отношения к родной природе, любви к малой родине

Просмотр содержимого документа
«Статья "Любовь к родной природе"»

«…Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» - писал К. Г. Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе как к её части – одна из важных задач школьного курса литературы.

Природа вызывает сильные патриотические чувства в душе любого писателя, который доносит их до нас, читателей, через свои произведения.

В работе по патриотическому воспитанию я использую практически все представленное в программе творческое наследие русских писателей.

Первые литературные впечатления учащихся я связываю с их конкретным жизненным опытом видения мира.

  • Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках родины. Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете? Назовите места в районе, где вам нравится бывать.

Прошу ребят оценить конкретные, хорошо им знакомые уголки. Предлагаю вопросы, обращённые к эмоциональной сфере ребят:

  • Какими бы красками вы изобразили вечернюю зарю и заходящее солнце? Встречали ли вы где-либо такие же закаты, как в своём крае? (июльское солнце на горизонте как раскалённый огненный шар. Таким заходящее солнце можно увидеть в степи и над рекой).

Выявляю, каков у ребят опыт общения с природой, каковы его особенности.

  • Любите ли вы ходить в походы и с кем? Какого цвета ночное небо, когда вы смотрите на него, внезапно оторвавшись от костра? Нравится ли вам у ночного костра, возле реки? Почему?

Вместе с ребятами приходим к мысли о том, что «никакая родина другая» не успокоит в разлуке нашу тоску по просторам родного края.

В русской литературе немало примеров, убеждающих нас в том, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь. По мнению М. М. Пришвина, «охранять природу - значит охранять Родину», и именно этими словами я озаглавила один из уроков в 6 классе, посвящённых анализу повести « Кладовая солнца» М.М.Пришвина.

Действие повести происходит в Переславском крае в 1945 году, и я, стремясь приблизить её содержание к восприятию ребят, рассказываю, как в конце войны и в первые послевоенные годы женщины, оставшись одни с малыми детьми, без мужей, осенью шли в сосновый лес собирать хвою, чтобы протопить избу; лес давал строительный материал, из которого на пепелищах рубили избы. Таким образом, обращаясь к « Кладовой солнца», показываю, что Пришвин смотрит на природу не глазами путешественника, а добрым взглядом труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Мне очень дорога мысль Пришвина о том, что природа – общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья, и, знакомя ребят с этим произведением, я стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле, я провожу беседу.

Вопросы к беседе:

  1. Можно ли ели, сосны, ветер уподобить живым существам? Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

  2. Покажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу.

  3. Оправдано ли название сказки – « Кладовая солнца»?

  4. Можно ли считать эту кладовую бездонной? На сколько лет хватит торфа, леса, зверей и птиц, если не беречь всё это?

Цель моя достигнута, если ребята понимают, что для рачительного хозяина, который берёт у природы в меру, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа – друг, если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом и себя.

  1. Представьте картины леса, которые нарисовал писатель. Как в слове проявляется его любовь к природе? ( Ребята замечают «солнце, такое горячее и чистое», их внимание привлекает «холмик, покрытый красными цветами», «высокая трава белоус», «водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями», «целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод…», полоска «на нежной осинке».

Изображая таким образом взаимосвязь человека и природы, мы «правду» человека раскрываем через природу.

    • Для кого открыта «кладовая солнца»?

( Во время рассуждения учащихся обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладами природы может тот, кто её знает и любит, кто по – настоящему умеет трудиться).

Учащиеся рассуждают также о том, что в природе постоянно идёт борьба добра и зла, как и в жизни людей, как в каждом человеке.

Далее предлагаю сгруппировать всех действующих лиц повести в соответствии с тем, как они дарят любовь, добро, тепло или проявляют ненависть, зло, холод.

Вывод: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод - её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Овладеть правдой Антипыча – это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею воедино.

В ходе такой работы ребята убедились в том, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению М.М.Пришвина, «любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину».

С особым эмоциональным подъёмом учащиеся изучают в 7 классе повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Здесь величественная картина степи предстаёт как символ былинного времени. Семиклассникам, мечтающим о подвигах, равняющимся на мужественных, сильных людей, близки идеалы запорожских казаков, для которых нет ничего выше Родины и товарищества. Подростков восхищают мужество героев Гоголя, их преданность великому делу борьбы за свободу родной земли. Однако им может показаться, что описание степи с основным действием не связано. Поэтому я стараюсь, чтобы эмоциональный отклик вызвал и этот чудесный фрагмент.

Очень важно, чтобы ученики увидели прекрасные художественные картины степи, поэтому прошу их мысленно перенестись во времена Запорожской Сечи, ещё раз читаем описание степи.

Комментарий учителя.

Для русского народа степь навсегда останется символом свободы и простора; она воспевается в его песнях, она представляет предмет его мечтаний и многие явления народной жизни, как, например, любовь к странствиям, страстное искание «вольных земель».

Перед повторным выразительным чтением учащиеся отвечают на следующие вопросы:

  1. Какое настроение вызывает картина степи? Чем она замечательна?

  2. Дополняет ли она представления об изображаемой эпохе, о борьбе за родную землю?

Выразительное чтение отрывка. Беседа по вопросам:

1. Какой предстаёт природа перед казаками, когда они выехали из дому?

(День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то в разлад).

2. Что в последний раз увидели они? (Две трубы от их скромного домика», «одни только вершины деревьев, по сучьям которых они лазили», «дальний луг», где «катались по росистой траве его».)

  1. Почему в этой картине мы не видим красок, не слышим звуков, не чувствуем запахов?

(Казаки с грустью покидали родной хутор, особенно Остап и Андрий, они как будто прощались с детством. Поэтому Гоголь и не использует краски.)

  1. Как подействовала степь на казаков? Отчего «встрепенулись, как птицы» их сердца?

  2. В какое время суток степь более привлекательна и чем? Что ещё можно увидеть, услышать, ощутить в степи в любое время суток? Как автор, описав степь, выразил своё отношение к ней? («Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»)

Вывод: степь как символ большой Родины для автора прекрасна («ничто в природе не могло быть лучше»). И он создаёт великолепную, дорогую и милую для сердца каждого русского человека картину. И именно образ степи видят казаки за возвышенным понятием – «Русская земля», когда произносят последние в жизни слова в честь, во славу и процветание Русской земли: «Пусть же стоит на вечные времена православная русская земля и будет ей вечная честь», «Пусть же славится до конца века Русская земля», «Пусть же цветёт вечно Русская земля».

В качестве домашнего задания учащимся предлагаю выполнить иллюстрацию к описанию степи.


В результате проведённой работы степь воспринимается учащимися как символ родины и свободы. Степь стала для казаков символом той земли, которая давала им силы выстоять в смертный час. Таким образом, в повести мы открываем не только неповторимую прелесть родной природы, но и особенности русского национального характера с присущим ему одухотворением матери-земли, ведь настоящую душевную гармонию человек ощущает, когда рядом надёжный друг, родная природа и отчий край.






Библиографический список.

  1. Гоголь Н.В. Тарас Бульба.

  2. Пришвин М.М. Кладовая солнца

  3. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Л., 1980

  4. Кирьякова А.И. Ориентация школьников на социально значимые ценности. - Ленинград, 1991.

  5. Новосельцев В.И. Любить природу – любить Родину.// «Литература в школе» №4, 2005

  6. http://old.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/205/6307/



6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Статья "Любовь к родной природе"

Автор: Мкртчян Анэта Размиковна

Дата: 28.08.2018

Номер свидетельства: 476531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Педагогическая статья "Ребенок и природа" "
    ["seo_title"] => string(48) "piedaghoghichieskaia-stat-ia-riebienok-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "228705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441464288"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "307941"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480089"
  }
}
object(ArrayObject)#892 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Приобщение детей  дошкольного возраста  к истории и культуре родного края»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-priobshchieniie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-k-istorii-i-kul-turie-rodnogho-kraia-1"
    ["file_id"] => string(6) "307942"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458480095"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства