kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья " Воспитать Гражданина и Патриота" (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о гражданско-патриотическом воспитании на уроках русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Воспитать Гражданина и Патриота" (из опыта работы)»

Воспитать Гражданина и Патриота

(из опыта работы)

Работая учителем русского языка и литературы свыше тридцати пяти лет, могу с полной уверенностью сказать, что на нас, учителях-словесниках, лежит огромная ответственность по воспитанию духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Ведь именно на уроках литературы совершается просветление души ребёнка, её очищение и выращивание, происходит осмысление жизненных явлений и событий, вырабатывается гражданская позиция. Поэтому огромное значение в своей работе уделяю гражданскому и патриотическому воспитанию. Свою главную педагогическую задачу вижу в том, чтобы воспитать в каждом ученике Гражданина и Патриота – человека, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, умеющего жить по совести, быть верным своему слову; человека, имеющего собственную точку зрения; человека с высоким чувством ответственности перед семьёй, родными, обществом, Родиной. А решить её можно через слово писателя, яркое и художественное, ёмкое и пламенное, - самый важный и действенный инструмент, которым, если умело пользоваться, можно творить чудеса.

В своей работе по гражданскому образованию на уроках литературы руководствуюсь словами Н.А.Некрасова: «Гражданин не профессия, а уровень нравственного развития, это человек, для которого судьба страны – дело глубоко личное». Программа по литературе даёт огромный материал для размышления на эту тему. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Толстой, Блок, Есенин, Ахматова, Цветаева – да разве всех перечислишь! Ведь изучая жизнь и творчество того или иного писателя, мы видим в нём прежде всего Гражданина своей страны, болеющего душой за судьбу Родины и народа и призывающего читателя любить и беречь свою культуру, традиции, язык. Об этом я говорю с учащимися на вводных уроках. Дети средних классов с удовольствием готовят доклады, сообщения или презентации на темы: «А.С.Пушкин – достойный гражданин России», «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) и др.

Знакомясь с былинами, семиклассники приходят к выводу: защита Родины – священный долг гражданина.

После знакомства в 9 классе с замечательным памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», обучающиеся без затруднения определяют патриотический пафос поэмы, её идею – призыв к единению, к подчинению всех стремлений человека интересам единства Родины.

Тема Родины и природы – сквозная в русской классической литературе. Анализируя лирику, например, С.Есенина, А.Блока, я не только учу ребят определять идейно-тематическую направленность стихотворения, но и отмечать красоту и волшебную силу поэтического слова, тем самым прививая любовь к русскому языку.

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию продолжается и на уроках по развитию речи, и на внеклассных мероприятиях. Литературные вечера, диспуты, читательские конференции, которые я провожу в основном со старшеклассниками, - оживлённый диалог с писателем, с его бессмертными творениями. Эти формы работы не только пополняют литературные знания учащихся, обогащают их читательский опыт, но и воспитывают чувство гордости за свою культуру и восхищения несметными сокровищами русской литературы.

Любовь к русскому языку, к его неисчерпаемым богатствам, бережное и чуткое отношение к слову прививаю детям с 5-го класса. Девизом вводных уроков являются высказывания выдающихся людей, писателей К. Паустовского и В.Луговского:

«Любовь к русскому языку – одна из неотъемлемых частей чувства, которое мы называем любовью к родной земле. Каждый русский человек должен знать и любить свой язык». (К.Паустовский)

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». (В.Луговской)

После записи этих высказываний даю пятиклассникам задания:

1) прочитайте выразительно;

2) с каким чувством тесно связана любовь к русскому языку?

3) как нужно относиться к родному языку?

4) выучите наизусть один из отрывков.

Воспитанию патриотических чувств способствуют связные тексты, данные в учебниках, или те, которые подбираю сама. Так, в 9-ом классе при изучении сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными использую отрывок из произведения К.Паустовского: «Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся его прелесть раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно… Если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь». В процессе синтаксического разбора данного сложного предложения учащиеся глубже осознают его патриотический смысл.

Интересные творческие работы пишут восьмиклассники, когда в качестве тем сочинений даю афоризмы, например:

1) «Люди, которые отрекаются от своей Родины, отрекаются тем самым от своей совести». (Я.Галан)

2) «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». (К.Паустовский)

Основным компонентом работы по гражданскому и патриотическому образованию является обогащение словарного запаса обучающихся. Начиная с 5-го класса, знакомлю ребят с общественно-политической лексикой: достоинство, героизм, идеал, мужество, патриот, подвиг, патриотизм, интернационализм, самосознание, подлинный и др. При изучении синонимов даю пятиклассникам задание: подобрать синонимы к словам Родина, мужественный, защищать и др. и составить с ними словосочетания. Веду работу по семантике, лексической сочетаемости синонимов и употреблению их в речи.

Большое место в моей практике занимает обучение сочинениям на патриотические темы. Особое внимание уделяю словарной работе. Так, на уроке подготовки к сочинениям, объединённым общей темой «Мой край родной », «За что я люблю свой край», «Горжусь тобой, мой край родной», предлагаю детям следующие задания:

1) выясните лексическое значение слова край;

2) установите синонимические ряды, в которые входит это слово;

3) составьте словосочетания с данными существительными на тему предстоящего сочинения (в скобках указаны возможные словосочетания):

Любовь к Родине – это

- привязанность (к месту жительства);

- любовь (к родной природе, родному языку, традициям, культуре);

- верность (Родине, народу);

- уважение (к славному историческому прошлому страны);

- готовность (служить общему делу, трудиться на благо народа, стать на защиту Родины, жертвовать собой во имя Родины).

4) раскройте скобки, поставив слова в нужном падеже:

- гордиться (Родина, герои);

- испытывать гордость (наша страна, патриоты).

5) исправьте в данных предложениях речевые и грамматические ошибки:

1. Наш край раньше не вызывал особой достопримечательности. 2. Мне дороги и достопримечательны наши края. 3. Я не знаю уголка красивей и достопримечательней нашего края.

Такая словарная работа даёт ребятам возможность не только лучше усвоить значения слов, но и избежать речевых недочётов (употребление слов в несвойственном им значении, нарушение лексической сочетаемости, неуместное употребление слов иной стилевой окраски) и грамматических ошибок (в частности, нарушение норм управления: гордиться чем? кем?, а не за что? за кого?)

Гражданское и патриотическое образование школьников является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Описанные мною приёмы и методы работы направлены на то, чтобы помочь учащимся выработать гражданскую позицию, найти достойное место в жизни и направить свои мысли и деяния на благо своей Родины.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья " Воспитать Гражданина и Патриота" (из опыта работы)

Автор: Сарсенгалиева Жумабике Кутербайевна

Дата: 25.11.2016

Номер свидетельства: 362443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ  ИМ.  Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В  ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(136) "iz-opyta-sovmiestnoi-raboty-s-bibliotiekoi-im-r-rozhdiestvienskogo-v-dielie-vozrozhdieniia-traditsii-dukhovno-nravstviennogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "223994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438307786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "статья "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочное время для обучающихся с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(113) "stat-ia-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-istorii-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-dlia-obuchaiushchikhsia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "240670"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445087136"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад на тему: «Патриотическое воспитание в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-patriotichieskoie-vospitaniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445015500"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Развитие способности обучаться или использование активных методов обучения в учебно-познавательной деятельности». "
    ["seo_title"] => string(126) "razvitiie-sposobnosti-obuchat-sia-ili-ispol-zovaniie-aktivnykh-mietodov-obuchieniia-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства