kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Обучать, воспитывая, - воспитывать, обучая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье автор делится своими открытиями в преподавании урока литературы. Нестандартные уроки - ступенька успешности учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Обучать, воспитывая, - воспитывать, обучая"»

ГУ «Средняя школа №6 ОО акимата города Костаная»


Бычкова Н.М., учитель СШ №6




Тема: Обучать, воспитывая, - воспитывать, обучая.


В докладе для Международной комиссии

ЮНЕСКО по делам просвещения XXI в.

её глава Жан Делор определил

противоречия между небывалым

развитием знаний и возможностью человека

их эффективно использовать.

Настоящий педагог сегодня не столько тот,

кто обучает, а тот, кто чувствует,

как обучается ребенок.


С начала педагогической практики хотелось сделать урок необычным: интересным, красочным, запоминающимся. Такие занятия, помню из своей учёбы в школе, привлекают внимание учеников, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала.

И всё это я нашла в нетрадиционных уроках, на которых, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Нестандартный урок …

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Предметы гуманитарного цикла – кладезь таких уроков, и чем больше работаю в школе, тем более убеждаюсь.

Первый урок-праздник провела в пятом классе по русской литературе, когда мы все готовили книжки-малышки и записывали в них сочинённые сказки по пословице, затем был обобщающий урок по устному народному творчеству в форме русских народных посиделок: учащиеся наряжались в русские народные костюмы, отгадывали загадки, которые предлагал Старик–лесовик; вспоминали пословицы и поговорки, пели песни и частушки, рассказывали прибаутки и небылицы, водили хоровод. А после был вкусный чай с ватрушками, шанежками, блинами. Вскоре появился урок, посвящённый празднованию Рождества Христова, русской Масленице, их проведению способствовал программный материал по русской литературе.

Знакомство с мифами Древней Греции открыло для моих учеников целый мир неизведанного и увлекательного, а мне, учителю, возможность показать, как литература связана с другими видами искусства: живописью, архитектурой, музыкой, кино, театром. На уроках звучала музыка из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», смотрели кадры из фильма «Язон и аргонавты» и слушали песню, рассматривали архитектурные строения древних греков, удивлялись могуществу и размерам богов. Восхищению увиденному и услышанному не было предела.

Драматизация, театр также имеют место на нетрадиционном уроке литературы, эти формы работы активно использую. Так, по выше указанной теме сначала была сцена беседы древних сказителей, затем заседание «На горе Олимп» и, наконец, представление из греко-персидских войн. Все учащиеся хотели быть всесильными богами, отважными спартанцами, но самые артистичные ребята представили своё искусство. Ученикам нравится разыгрывать сцены, придумывать костюмы, декорации.

Курс литературы, как в среднем, так и в старшем звене построен таким образом, что хорошо интегрируется с музыкой. Так, урок «Час мужества», посвящённый поэтам фронтовикам, связываю с песнями о ВОВ, исполнителями являются сами учащиеся; творчество Солженицына - со стихами И.Талькова, а на уроках по И.С.Тургеневу музыкальным фоном является романс композитора любителя Э.Абаза «Утро туманное, утро седое …».

Прочитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», посвящённые Пугачёву, слушаем русскую народную песню «Не шуми ты, мати, зелёная дубравушка». Учащиеся внимательно вдумываются в слова музыкальной композиции, а затем пишут сочинение-миниатюру «Что я чувствовал и переживал, когда слушал песню пугачёвцев». Музыкальное сопровождение помогло учащимся услышать то, что невозможно передать словами: страх, обречённость положения, но уверенность в правоте содеянного.

Интеграция литературы и музыки, истории, рисования, инсценирование произведений способствует формированию мировоззрения учащихся, активизации слухового, зрительного, познавательного восприятий и раскрепощению творческой личности

Благодаря русскому драматическому театру, появилась возможность посмотреть спектакль по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», по очерку Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и другие, обсудить поступки литературных героев и сопоставить их с игрой актёров, поспорить, написать отзыв, рецензию, предложив заранее план построения работы. Учащиеся с интересом берутся за данное задание.

От урока к уроку приобщаю школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы, воспитываю общую культуру, развиваю художественно-образное мышление, формирую креативную личность.

Занятия по изучению творчества М.Ю.Лермонтова всегда связываю с живописью и .. музыкой: поэт сам хорошо рисовал, особенно пейзажи Кавказа, мог спеть.

Его стихи!.. Что ни стихотворение, то картина: «На Севере диком …», «Битва при Валерике», «Бородино» и другие. В биографии, творчестве поэта всегда нахожу интересное для учеников: то познакомлю с историей происхождения рода Лермонтовых, то расскажу об его отце что-то из книг Т.Толстой «Детство Лермонтова», К.Паустовского «Разливы рек» и других, то дам задание нарисовать картину-восприятие по изучаемому стихотворению.

На моих нестандартных уроках звучат стихи вне программы, рекомендуются книги «для души», действует рубрика «Моя импровизация» и прямой выход на внеурочную работу – всё это приводит к активному творческому процессу.

Межпредметные интеграции позволяют сделать акцент на нетрадиционных формах проведения урока, таких как урок-творчество, урок-спектакль, урок-концерт, урок-конкурс, - презентация, - конференция…

Такие уроки – это всегда уроки-праздники, каждый ученик имеет возможность проявить себя, класс становится коллективом, возникают более доверительные отношения «учитель-ученик, ученик-ученик», но проводить такие уроки часто не рекомендуют.

Обязательно провожу сочинения-рефлексии с целью выяснения отношения к поднятой проблеме на том или ином уроке, внеклассном мероприятии.

Считаю, что через такое преподавание литературы делает урок интересным, запоминающимся, развивает у учащихся побуждения в виде познавательных интересов и потребностей, а выпускник школы может выйти воспитанным, грамотным, квалифицированным читателем, способным ориентироваться в произведениях разных видов искусства.




Бычкова Н.М., учитель СШ №6, г. Костанай






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Обучать, воспитывая, - воспитывать, обучая"

Автор: Бычкова Нина Маркияновна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему " Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП" "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-osobiennosti-formirovaniia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "197254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428224894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Консультация для воспитателей "Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников""
    ["seo_title"] => string(90) "konsultatsiiadliavospitatielieikakstatkompietientnymvobshchieniisroditieliamivospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "331008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464512711"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Статья "Искусство познания" "
    ["seo_title"] => string(27) "stat-ia-iskusstvo-poznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "134883"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416828668"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Родительское собрание "Как помочь ребенку стать успешным" "
    ["seo_title"] => string(61) "roditiel-skoie-sobraniie-kak-pomoch-riebienku-stat-uspieshnym"
    ["file_id"] => string(6) "139091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417637956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства