Просмотр содержимого документа
«Статья "Методические приёмы для формирования УУД на уроках литературы в 6 классе»
Методические приёмы для формирования УУД на уроках литературы в 6 классе
Роль уроков литературы в системе общего образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию.
Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литература»?
Требования ФГОС к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литература». Средством формирования УУД служат тексты учебника, методическая литература. Рассмотрим УУД по группам.
В курсе изучения литературы формируются следующие личностные УУД:
1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П. Я. Гальперин) и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов. Примером могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать?»; «Для чего учишься ты?».
2.Самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. Примером могут служить следующие задания: «Как бы ты повел себя в этой ситуации?»; «Какую мысль из произведения ты считаешь для себя самой важной?» (Например, А.С.Пушкин «Дубровский»)
3. Нравственная оценка действия персонажа: примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом?»; «Как ты относишься к окружающим тебя людям?» «Для чего писатель решил рассказать эту историю читателям?»(Тургенев «Бежин луг», Некрасов «Железная дорога» и др.)
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературы обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
Виды коммуникативных действий:
1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. »; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять.» (Басни Дмитриева и Крылова и др.)
2. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам» (Тургенев «Записки охотника», Лесков «Левша» и др.)
3. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д. (Чехов «Толстый и тонкий» и т.д.)
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами.
Виды регулятивных действий:
1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.
2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».
3. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».
5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? »; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».
Общеучебные универсальные действия:
1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.
2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т. д.
Формирование логических универсальных действий:
1. Подведение под понятие. Например, формирования понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены.
2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему.
Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.
2. Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И. В. Абакумова. - Ростов - н Д.: Изд-во Рост.ун-та, 2003
3. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н. А. Вольнова. // Практика административной работы в школе. – 2011. - №5. – С.12-13.