Использование модуля критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Светлана Владимировна Жмайло
учитель русского языка и литературы
КГУ «Банновская средняя школа»
отдела образования акимата
Федоровского района
Костанайской области
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.
Для того чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, должен измениться не только учитель, но и сам стиль обучения. Из обычного ретранслятора знаний он превращается в дирижёра, режиссёра, организатора. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.
Организовать учебный процесс именно таким образом можно, если использовать в своей работе современные педагогические технологии, например, технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Придумана она американскими учёными в конце 20 века, реализуется в двадцати девяти странах мира.
Технология развития критического мышления – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума, умение анализировать информацию, способность видеть проблему в целом, мобильность, самостоятельность суждений, креативность, толерантность и ответственность за собственный выбор и результаты собственной деятельности. Иными словами, формирует качества критически мылящей личности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.
Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Известно, что урок, проведённый по названной технологии, включает в себя три этапа: вызов, осмысление и рефлексию. Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать? «Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса… Учитель, сосредоточенный на ученике, организовывает занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была представлена возможность продемонстрировать знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению отдельные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание». / Руководство учителя стр. 110-111./ Таким образом, стержневой фигурой становится учитель.
Свою роль как учителя я вижу в том, что я так должна организовать учебное занятие, чтобы оно отвечало задачам способствующим развитию знаний, идей, навыков у учеников.
В своей статье я покажу возможности применения данной технологии на уроках литературы, посвящённых изучению биографии и творчества писателя. Такие уроки обычно называют вводными. Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается). Педагог разочарован, и его можно понять. Дети тоже не удовлетворены: они не видят смысла в получении «готовых» знаний.
А если пойти другим путём? На стадии вызова предложить ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений:
1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком.
2. Салтыков – настоящая фамилия писателя.
3. Он родился в небогатой семье.
4. Получил прекрасное образование.
5. Его называли продолжателем Пушкина.
6. Ему не удалось сделать карьеру.
7. Был несчастлив в браке.
8. Имел много врагов.
Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о писателе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру мы играем накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы».
Важная проблема решена: он захотел узнать и понял, зачем ему это нужно. Вообще, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Этому можно научиться, если использовать приёмы, о которых я расскажу ниже.
Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы:
Знаю Хочу узнать Узнал-Могу применить» дополнение к таблице «Могу применить» очень важно в филологии, так как учащиеся должны не только усвоить теоретические знания, но и должны применить на практике, это позволяет увидеть, необходима ли корректировка знаний, и мне как учителю становится ясно, с кем необходимо индивидуальная работа, или есть необходимость проработать эту тему еще раз.
Затем ребята ставят личную учебную цель, намечают свою «индивидуальную образовательную траекторию» на текущем уроке.
Показателем успешности является то, что обучающиеся успешно работают на этом этапе - они научились выделять из предложенных понятий те, которые они знают, проводить саморефлексию своих учебных потребностей, учатся формулировать личные учебные цели текущего занятия. Прежде чем приступить к работе по теме необходимо актуализировать знания детей по прошлой теме и плавно перейти к изучению нового материала. Предлагаю детям использовать работу в парах, используя модуль «Новые подходы в обучении - диалоговое обучение», дети опрашивают пройденный материал друг у друга с использованием вопросов низкого и высокого порядка. В результате такого взаимодействия используется модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Дети используют формативное оценивание. Оценка ставится за знание теоретических основ по определенным критериям, таким образом, обеспечивается обратная связь, свидетельствующая о достижениях учеников.
И завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT). Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее. Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена. Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, предлагаю написать синквейн. Синквейн – это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
Вот так, например, выглядит синквейн, написанный восьмиклассницей на уроке, посвящённом изучению биографии М.Ю. Лермонтова:
1. Лермонтов.
2. Одинокий, свободный.
3. Страдает, предчувствует, любит.
4. Романтик всегда обречён на одиночество.
5. Гений.
Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!
Таким образом, апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.
Уроки, проведенные с помощью приемов критического мышления эффективны, способствуют более прочному усвоению знаний. Приемы Критического мышления позволяют выявить степень понимания обучающимися изучаемого материала.
На таких уроках обучающиеся не только добывают знания, но и воспитывают умение аргументировано отстаивать свое мнение, видеть учебную задачу в комплексе, постоянно корректировать свои действия в процессе поиска решения. Ребята учатся планировать свою работу по решению поставленной задачи, выбирать наиболее рациональные способы, самостоятельно добывать информацию, анализировать и оценивать ее.
Для меня работа по модулю «Обучение критическому мышлению», дала возможность:
-формировать навыки критического размышления над преподаванием и обучением;
-формировать умение планировать задания для развития критического мышления обучающихся с учетом различий, связанных с возрастными особенностями;
-критически размышлять о природе процесса мышления, необходимого для улучшения обучения в классе;
-формировать умения интерпретировать результаты для аргументации доказательства и принятия решения;
-корректировать педагогическую практику на основе полученного опыта.