Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы"
Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы"
В моей статье "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке литературы" рассмотрены вопросы использования технологий развития критического мышления как средства организации активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Мой опыт необходим для расширения умения учащихся работать с текстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы" »
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы средствами ТРКМ
Из опыта работы учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №5» города Донской, Тульской области
За годом год и день за днем Мы детям сердце отдаем. И прилагаем все старанья, Чтобы внушить им: сила – в знанье. Наш опыт – плод ошибок трудных, Находок с классом обоюдных, Где, не считая всех затрат, Мы нужный ищем результат. Мы выбираем многие Приемы, технологии. Я расскажу о том пути, Который я смогла найти.
Тема моего опыта – технология развития критического мышления как средство организации активной мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Сегодня в российской педагогике особое внимание уделяется повышению уровня информационной культуры учеников. Это вызвано не только появлением в государственной программе требования «формировать коммуникативную компетенцию» ученика, но и тем, что на выпускных экзаменах учащиеся демонстрируют своё умение работать с текстом. Однако практика показывает, что слишком малый процент выпускников реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом. Таким образом, возникает противоречие между потребностью личности в саморазвитии, самореализации, заказом общества на человека социально активного, способного отстаивать свою гражданскую позицию и возможностями ребенка. За пятнадцать лет работы я применяла различные технологии: информационные, проектной и исследовательской деятельности, личностно-ориентированные разноуровневые. Но разрешить названное противоречие, на мой взгляд, помогает именно технология РКМ. Актуальность моего опыта заключается в том, что ТРКМ имеет коммуникативную направленность деятельности, повышает информационную грамотность, способствует активному восприятию информации, учит мыслить творчески, самостоятельно, развивает умение работать в группе и в атмосфере партнерства. Ведущая идея опыта заключается в том, что развитие творческого потенциала учащихся и создание партнерской атмосферы обучения способствуют формированию грамотного, культурного, творческого и талантливого выпускника. Новизна опыта очевидна. Уроки ориентированы на развитие самостоятельной активности ребёнка Ученик является соавтором, соучастником процесса обучения. На выходе – это выпускник, способный успешно адаптироваться в современном обществе. Диапазон опыта достаточно широк. Это урочная и внеурочная деятельность. Своеобразие опыта заключается в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Совместно с ребятами мы сформулировали главное правило работы с любым текстом - правило 3-х П: познакомиться-понять-применить. Информация - в основе всего. Это позволяет использовать самые разнообразные приемы прогнозирования, восприятия информации, работы с текстом, творческой интерпретации информации на всех трех стадиях урока: стадии вызова, стадии осмысления, стадии размышления. Приемов, которые позволяют привлечь внимание учащихся к теме урока на стадии вызова, достаточно много. Это и мозговой штурм, и ключевые слова, и перепутанные логические цепочки, и прием «Знаю-хочу знать-узнал», и прогнозирование по фотографии, и корзина идей, и соцопрос и многие другие приемы. Один из них – мне голос был… я использовала при изучении творчества М.Цветаевой в 11 классе. Суть приема заключается в том, что известное стихотворение, положенное на музыку, помогает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, что и является стадией вызова. Прогнозирование – еще один прием, который развивает творческое воображение ребят. Это может быть прогнозирование по фотографии, по музыке, по фрагменту текста. Активизировать работу учащихся на стадии осмысления мне позволяют следующие приемы: маркировка текста INSERT, кластер, «толстые» и «тонкие» вопросы, перекрестная дискуссия, чтение с остановками, двойной дневник, шесть шляп мышления, бортовой журнал и другие. Наиболее эффективными из них считаю кластер. Он позволяет графически систематизировать материал, учит отделят главное от второстепенного. Интересна организация перекрестной дискуссии с использованием видеофрагмента, особенно при изучении биографии классиков. Довольно часто при анализе текста предлагаю ведение двойного дневника, который предполагает запись цитаты и собственное толкование ее учащимися. Подвести итог работы на уроке помогают приемы, используемые мною на стадии рефлексии: закончи фразу, письмо по кругу, нарисуй счастье, мозаика, синквейн, диаманта, эссе, я к Вам пишу… Это обязательно результат, будь то индивидуальная работа- «Нарисуй счастье» или коллективное творчество - «Письмо по кругу», где логически завершенный текст создается путем добавления каждым учащимся своей фразы. Прогнозируемый результат моей работы - выход на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Основного Общего Образования и формирование УУД. Но уже сейчас можно говорить о том, что приведенные мною приемы полностью соответствуют новым принципам построения урока: вовлечение всех участников образовательного процесса в действие; максимальная активность в процессе обучения; максимальная достоверность информации; партнерское общение. Это способствует в контексте перехода на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Основного Общего Образования формированию УУД: познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных. Особенно важными я, как учитель литературы, считаю способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Важным вопросом моей работы является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Использование листов оценки, анкет позволяет мне быстро, четко и объективно оценить знания и активность каждого. Я применяю следующий педагогический инструментарий: программы-тренажеры, on-line тесты, рассказы-предположения по ключевым словам, кластеры, таблицы. Это дает возможность оценить уровень учебной мотивации, познавательной активности, межличностных отношений. Кроме того, следует отметить, что возрастает словесная ассоциативная способность и оригинальность воображения школьников, увеличивается скорость мыслительных процессов. С 9 по 11 класс у одних и тех же учащихся прослеживается динамика роста таких показателей, как осмысленная работа с информационным текстом, умение самостоятельно задавать вопросы, решать проблемы, выработка собственного мнения на основе различных представлений, аргументирование своей точки зрения, умение принять мнение другого человека.
Сейчас, когда на дворе 21-й век, с одной стороны учителю сложнее, с другой – проще. В моем арсенале школьная локальная сеть, мой кабинет, как и все кабинеты школы, имеет точку доступа в Интернет, что позволяет создать базу мультимедийного сопровождения к уроку. Я организую свою работу и работу детей, максимально используя все эти возможности, благодаря чему мои ученики добиваются неплохих результатов: становятся призерами и победителями творческих конкурсов различных уровней, имеют публикации. Среди моих выпускников есть студенты филологического факультета, факультета журналистики.