kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справочник по литературному чтению, 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный справочник по литературному чтению содержит материалы   курса 2 класса программы по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века".  Пособие содержит справочный материал по литературному чтению.В первую очередь предназначен учащимся 2 класса. начальной школы. Может быть использован в качестве пособия учителями начальных классов, родителями, занимающимися с детьми дома.   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Справочник по литературному чтению, 2 класс »















Справочник по литературному чтению

для 1 - 2 классов

по УМК "Начальная школа XXI века



























Полысаево 2014

Составитель Г. И. Синицына, учитель начальных классов







Данный справочник содержит материалы курса 2 класса программы "Начальная школа XXI века"

Справочник предназначен в первую очередь учащимся 2 класса начальной школы. Он может быть использован в качестве пособия учителями начальных классов, родителям, занимающимися с детьми дома, учащимся начальной школы.

























Справочное пособие (для начальных классов)/ Сост. Г. И. Синицына. – Полысаево: МАОУ «Школа №44», 2014.- 24 с



Содержание

1. Составление моделей обложек на уроках литературного чтения

2. Жанры литературы

3. Жанры фольклора

4. Основные литературоведческие понятия

5. Художественные средства языка

6. Особенности лексического значения слова

7. Толковый словарик

8. Писатели и поэты.

9. Нормы скорости чтения 1-4 классы

10. Тексты для проверки техники чтения

11. Вопросник по литературоведческим понятиям

12. Ответы на вопросы

























Составление моделей обложек на уроках литературного чтения



Условные обозначения

Жанр произведения

- сказка

- пословица

- рассказ

- загадка

88888000??

- стихотворение




Обозначение тем

О Родине - красный цвет

О животных - коричневый цвет

О детях - жёлтый цвет

О природе - зелёный цвет

О волшебстве и приключениях - синий



Образец

- фамилия автора



- жанр произведения и тема тема

и т

- заголовок














Жанры литературы


Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Признаки рассказа:
* повествовательность;
* небольшой объем;
* небольшое число героев;
* описание одного эпизода.


Стихотворение — это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, и имеющее стихотворную форму, т.е. деление на строки, ритм и рифму.

Признаки стихотворения:

* небольшие размеры произведения;
* изображение переживания или чувства;
* стихотворная форма.



Жанры фольклора

Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, Носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Признаки басни:
* небольшие размеры произведения;
* иносказательность;
* поучительность.

Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси. для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.
Признаки былины:
* сказание о богатырях и исторических событиях;
* сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
* неторопливое повествование.

Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека. дразнилки потому так и называются, что имеют цель: подразнить («Андрей – воробей, не клюй песок, не тупи носок!»; «Рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!»).

Признаки дразнилки:
* короткие рифмованные фразы;
* цель: подразнить;
* обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчеркивая их важные признаки: «два конца, два кольца — посередине гвоздик»; «скатерть бела весь свет одела».

Признаки загадки:

* известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты (например, как во второй загадке — снег);
* названы важные признаки скрытого предмета или явления («белый», «скатерть», т.е. «закрывающий большое пространство», «весь свет»).

Поговорка — это краткое, образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь»; «чужими руками жар загребать»; «после дождичка в четверг»; «свалился как снег на голову».

Признаки поговорки:

* краткость;
* образность;
* незаконченность предложения.

Пословица — это краткое, меткое, глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения (т.е. пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «жизнь прожить — не поле перейти»; «цыплят по осени считают »; «без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Признаки пословицы:

* краткость;
* меткость и точность мысли;
* законченность предложения.

Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком-либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.
— Я медведя поймал.
— Так веди сюда!
— Не идет.
— Так сам иди!
— да он меня не пускает!

Признаки прибаутки:

* очень короткий эпизод;
* форма диалога;
* забавное сочетание слов.

Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Признаки сказки:

* наличие законченного сюжета;
* занимательность;
* необычность;
* наличие вымысла;
* воспитательная направленность.

Виды сказок:

а) Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи);
б) Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия.
В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников);
в) Волшебные сказки. (для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба - Яга, падчерица, царевич, дурак и т.п.)

Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить!

Признаки считалки:

* краткость;
* стихотворная форма;
* цель

















Основные литературоведческие понятия

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.(героев произведения)

Летописец – это человек, который по летам (годам) описывал главные события в жизни страны в особых книгах – летописях.3

Фольклор - это устное народное творчество.

Загадка – это произведение фольклора В загадке предмет не назван, но в образной форме даются его признаки и особенности, по которым можно найти отгадку.

Былина – это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах. Могучие богатыри в очень давние времена защищали Русскую землю.

Шутка. В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Их читают весело, задорно.

Считалка(пересчет) – это маленькое фольклорное произведение для игры.

Рифма – это созвучные слова на конце стихотворных слов.

Потешка – это весёлое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.

Пословица – это произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл.Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет. У русского народа есть пословицы на разные темы: о Родине, о труде, о семье, о человеке, о дружбе, о честности, о смелости, о трусости, предательстве.

Юмор - добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения.

Рассказ – это прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя.

Скороговорка – это произведение фольклора. Это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова.

Басня – это поучительное произведение, написанное в прозаической или поэтической форме. Герои басни – это чаще всего различные животные или предметы, которые ведут себя как люди. В баснях высмеивается глупость, жадность, трусость и другие недостатки людей.

Баснописец – писатель, который сочиняет басни. Басни писали: Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.

Мораль (поучение) басни – это слова, которые учат, наставляют. Они могут быть в начале или в конце басни.

Абац – это часть текста от одной красной строки до следующей.

Народная сказка - это произведение фольклора, или устного народного творчества. Автором такой сказки является народ.

Литературная (авторская) сказка - это сказка, у которой есть автор

Бытовые сказки - это сказки, которые рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории.

Волшебные сказки - это сказки, в которых происходят чудеса (волшебство)

Сказки о животных - это сказки, героями которых являются животные.

Зачин - слова в сказке до начала самой сказочной истории.

Присказка - это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.

Загадка – это произведение устного народного творчества. В загадке всегда есть вопрос, на который надо найти ответ.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений по их сходству.

Многоточие (…) в стихотворении показывает, что нужно замедлить темп чтения – сделать паузу.

Обращение - одно или несколько слов, называющие того, к кому обращаются с речью.





































Художественные средства языка

Метафора переносное значение слова по сходству с другим предметом (золотая осень)

Сравнение изображение одного предмета путем сопоставление его с другими, имеющие общие признаки. (…грачи… как сеть мелькали)

Олицетворение оборот, состоящий в перенесении свойств человеческой души на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (идет весна)

Эпитетхудожественное определение предмета, явления, понятия, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (рьяный конь, шёлковые кудри)

Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа с целью наглядно показать его существенные черты (хитрость – в образе лисы, коварство – змея)

Гипербола – образное сравнение, состоящее в размерном преувеличении свойств предмета (редкая птица долетит до середины Днепра)

Ирония тонкая затаенная насмешка.

Устойчивый эпитет устойчивым называется эпитет, который часто встречается в устном народном творчестве и переходит из одного произведения в другое: добрый молодец, красна девица, красно солнышко.

Фразеологический оборот устойчивое сочетание слов, которое нельзя воспринимать буквально: зарубить на носу, сесть в галошу.



























Особенности лексического значения слова

Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько связанных между собой значений.

( Земля - планета, суша, почва)

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению (ключ – ключ от двери; вода, бьющая из-под земли; подсказка)

Антонимы – это слова, противоположные по значению (веселый – грустный)

Синонимы - это слова, близкие или одинаковые по своему значению (горячий – жаркий)







































Толковый словарь по литературному чтению, 2 класс

О нашей Родине



  1. Исполины - великаны

  2. Приволье - широкое, просторное место, раздолье

  3. Дивишь - удивляешь

  4. Местночтимые - почитаемые, охраняемые в какой - либо местности.



Народная мудрость



  1. Ермолка - маленькая круглая шапочка

  2. Биться - рататься - воевать

  3. Грош - медная монета ценою в полкопейки

  4. Зорок (глаз) - хорошо видящий

  5. Калики перехожие - странники или слепые нищие , собирающие милостыню.

  6. Калитка - небольшая дверь в заборе или воротах.

  7. Околица - изгородь вокруг деревни

  8. Пахота - вспаханное поле

  9. Пожня - земля под поле

  10. Полтина - монета в пятьдесят копеек.

  11. Ворог - враг

  12. Опочив - отдых

  13. Служба ратная - военная, боевая

  14. Тати - подопрожники - воры, разбойники

  15. Улещала - ласково говорила

  16. Шалыга - большая палка

  17. Кузовок - плетёная корзинка для ягод или грибов.



О детях и для детей



  1. Латинские буквы - буквы латинского алфавита

  2. Дёрн - верхний слой земли с травой.

  3. Палисадник - огороженный садик перед домом

  4. Охочие (руки) - имеющие желание , или охоту что - то делать.

  5. Лад - согласие, мир, порядок

  6. Поклажа - уложенный для перевозки груз, багаж.

  7. Компресс - повязка на больное место

  8. Брод - мелкое место реки, озера или другого водоёма, удобное для перехода.

  9. Гривенник - монета в десять копеек.

  10. Пятак, пятачок - монета в пять копеек.

  11. Кокошник - разукрашенный полукруглый старинный женский головной убор.

  12. Скафандр - костюм космонавта.



Мир сказок



  1. Колода - большое корыто для воды

  2. Тачали - шили, изготовляли шитьём сапоги.



Уж небо осенью дышало



  1. Караван - здесь: летящие друг за другом журавли.

  2. Сень - укрытие, покров.

  3. Бродя - передвигаясь медленно, неспеша.

  4. Изредка - иногда, не часто.

  5. Панталоны - брюки

  6. Авось - иожет быть.

  7. Боровики - белые грибы.

  8. Ветер - сиверко - северный ветер.

  9. Картузик - небольшая фуражка, мужской головной убор с жёстким козырьком.

  10. Кафтан - длинный пиджак.

  11. Неказистый - некрасивый непривлекательный.



Снежок порхает, кружится



  1. Снегирь - маленькая серенькая птичка с красной грудью.

  2. Озимое поле - поле, засеянное осенью зерном ржи или пшеницы.

  3. Пороша - только что выпавший снег.

  4. Властелин - хозяин, повелитель.

  5. Вмиг - сразу.

  6. Мальки - семилетки - мальки (рыбки) этого (сего) года.

  7. Неспособно - здесь: неудобно.

  8. Ветошка - лоскут старой ткани.

  9. Кокурочка - булочка, булка.

  10. Лобызала - целовала.

  11. Пестовать - нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

  12. Хлевушек (хлев) - помещение для домашних животных.

  13. Летела стрелой - очень быстро.

  14. Салазки - маленькие деревянные саночки





Здравствуй, праздник новогодний



  1. Полутораметровая - Высотой один метр с половиной.

  2. Пришла в себя - очнулась.

  3. Чёлочка - прядь волос на лбу.

  4. Папиросная бумага - очень тонкая и прозрачная

  5. Тайга - густой хвойный лес

  6. Обильный - здесь: богатый урожай.



О братьях наших меньших



  1. Телёнок - детёныш коровы, оленя, лани.

  2. Засеменил - пошёл быстро - быстро маленькими шажками.

  3. Зафуфыкал - запыхтел, засопел.

  4. Запеть лазаря - жаловаться, плакать.

  5. Избыть - избавиться от чего - нибудь.

  6. Мужичок - серячок - простой (серый) мужичок.

  7. Судить да рядить - рассуждать, договариваться.

  8. Хворость прикинулась - болезнь случилась.

  9. Армяк, кафтан - старинная русская мужская одежда (пальто).

  10. Гужишко - гуж, петляв упряжи, которая соединяет хомут с оглоблей и дугой.

  11. Избу рубить - строить из брёвен дом.

  12. Осаживать - бить

  13. Подполье - подвал, помещение под полом.

  14. Ухват - длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой ставят в печь горшки и чугуны.



Лис Миккель и другие

  1. Целина - никогда не паханная земля

  2. Куль - большой мешок для упаковки груза(зерна, соли, муки, сахара).

  3. Маслобойка - деревянный бочонок, в котором сбивают масло.



Семья и я



  1. Колыбель - качающаяся кроватка, люлька.

  2. Али - или

  3. Воевал - здесь: доставал, добывал.

  4. Посулил - пообещал.

  5. Срок - время

  6. Лирик 0 человек, который чувствует красоту в окружающем мире и человеке; поэт.

  7. Потеха - радость, веселье, забава.

  8. Тын - забор.

  9. Советские люди - народ, который жил в Советском Союзе.

  10. Фронт - место военных действий.

  11. Дивиться – удивляться

  12. Вселенная - весь мир

  13. Вешние лучи - весенние лучи солнца

  14. Потоплённые луга - луга, залитые талой водой.

  15. Калужница - травянистое растение с жёлтыми цветами.

  16. Курорт - место для отдыха и лечения.

  17. Лазурь – синева

  18. Очи – глаза

  19. Взбесилась - пришла в ярость, разгневалась

  20. Нудит вон - принуждает, заставляет уйти.

  21. Юннат - юный натуралист (любитель природы)

  22. Завалинка - земляная насыпь у стены избы.

  23. Зардел - стал ярко - красным.

  24. Лазурь - здесь: небо.

  25. Гам - гул.

  26. Парная чащоба - душные влажные лесные заросли.



Там чудеса ...



  1. Журят - ругают

  2. Лихо - беда, несчастье

  3. Пригожая - красивая

  4. Бояре - В старой Руси богатые землевладельцы, знатные, наделённые особыми правами приближённые царя.

  5. Была б на посылках - прислуживала, находилась в подчинении.

  6. Вороты - ворота

  7. Дворяне - в старину люди высшего слоя общества.

  8. Землянка - жилище, выкопанное в земле, часто с кровлей из дёрна (пластов земли с травой)

  9. Кичка - женский головной убор

  10. На маковке - на макушке

  11. Невежа - грубый, невежливый человек

  12. Откуп - плата за что - то

  13. Перечит - возражать, спорить

  14. Простофиля - глупый человек

  15. Столбовая дворянка - особый титул дворян потомственного древнего рода.

  16. Чупрун - чуб

  17. Муфта - меховой мешочек с боковыми отверстиями для согревания рук.





























Писатели и поэты



Баратынский Евгений Абрамович

Жуковский Василий Андреевич

Ахматова Анна Андреевна (Анна Горенко - Гумилёва)

Даль Иван Владимирович

Крылов Иван Андреевич

Лермонтов Михаил Юрьевич

Никитин Иван Саввич

Пушкин Александр Сергеевич

Суриков Иван Захарович

Толстой Лев Николаевич

Чехов Антон Павлович

Барто Агния Львовна

Баруздин Сергей Алексеевич

Зощенко Михаил Михайлович

Маршак Самуил Яковлевич

Михалков Сергей Владимирович

Носов Николай Николаевич

Сутеев Владимир Григорьевич

Чуковский Корней Иванович

Гримм Якоб и Вильгельм

Андерсен Ханс Кристиан

Сладков Николай Иванович

Пришвин Михаил Михайлович

Георгий Алексеевич Скребицкий

Бианки Виталий Валентинович

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Мамин - Сибиряк Дмитрий Наркисович

Тютчев Фёдор Иванович

















Нормы скорости чтения 1-4 класс*

 

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

 не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту

 на 2 -    менее 15 (25) слов в минуту
на 3 -
    15-19  (25-34) слов
на
 4 -   20-24  (35-40) слова
на
 5 -   от 25  (41) слов

2 кл.

 на 2 -   менее 25 (40) слов в минуту
на 3 -
   25-29  (40-48) слов
на
 4 -   30-34  (49-54) слова
на
 5 -   от 35  (55) слов

 на 2 -    менее 40 (50) слов в минуту
на 3 -
   40-44  (50-58) слова
на
 4 -   45-49 (59-64) слов
на
 5 -   от 50  (65) слов

3 кл.

 на 2 -   менее 40 (55) слов в минуту
на 3 -   40-49  (55-64) слов
на 4 -   50-59  (65-69) слов
на 5 -   от 60  (70) слов

 на 2 -   менее 65 (70) слов в минуту
на 3 -   65-69  (70-79) слов
на 4 -   70-74  (80-84) слова
на 5 -   от 75  (85) слов

4 кл.

 на 2 -   менее 65 (85) слов в минуту
на 3 -   65-74  (85-99) слова
на 4 -   75-84  (100-114) слова
на 5 -   от 85  (115) слов

 на 2 -   менее 70 (100) слов в минуту
на 3 -   70-88  (100-115) слов
на 4 -   89-94  (116-124) слова
на 5 -   от 95  (125) слов

*) Количество слов может немного меняться в зависимости от учебной программы. В скобках даны повышенные нормы.

◊ 1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения может не проводиться.

 

Иные параметры чтения 1-4 класс

Класс

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.


Чтение осознанное, правильное, простые слова читаются словом. Слова со сложной слоговой структурой допустимо прочитывать  по слогам.

2 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. Соблюдение логических ударений. Слова сложной слоговой структуры допустимо прочитывать по слогам.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдение логических ударений, пауз и интонаций. Слоговое чтение нежелательно.

3 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого.

4 кл.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

Чтение осознанное, правильное, целыми словами. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает  понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.

 

Критерии при выставлении оценки за технику чтения:

- чтнение по слогам или слово полностью,

- наличие ошибок при чтении,

- количество слов в минуту,

- выразительность,

- осознанность.





























Тексты для проверки техники чтения 2 класс.




Барсуки.

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

47 слов (И. Аксенов


Чудесная ёлка.


Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.


61 слово (Г. Скребицкий, В. Чаплина)



Курочка.


Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!


52 слова (Е. Чарушин)








Золотой подснежник.

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

51 слово (К. Пронин)

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом. 47 слов





Пришла чёрная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

( 64 слова ) А. Митяев.



Ива.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет, а ветви в цветах — в жёлтых пушистых шариках. Вся ива кажется одним жёлтым шариком. Жёлтый шар гудит — так много пчёл берут в нём первый мёд. К вечеру захолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие остыли — нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветах.

( 58 слов)



Белка.

В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, - где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы.

( 70 слов ) В. Чаплина.





































Вопросник по литературному чтению

:

  1. Что такое диалог?

  2. Кто такой летописец?

  3. Что такое фольклор?

  4. Что такое загадка?

  5. Что такое былина?

  6. Как определить шутку?

  7. Что такое считалка?

  8. Что такое рифма?

  9. Что такое потешка?

  10. Что такое пословица?

  11. Что такое юмор?

  12. Что такое рассказ?

  13. Что такое скороговорка?

  14. Что такое басня?

  15. Кто такой баснописец?

  16. Что такое мораль в басне?

  17. Что такое абзац?

  18. Какие сказки называют литературными?

  19. Какие сказки называют бытовыми?

  20. Какие сказки называют волшебными?

  21. Какие сказки называются сказками о животных?

  22. Что такое зачин?

  23. Что такое присказка?

  24. Что такое загадка?

  25. Что такое сравнение?

  26. Что такое многоточие?

  27. Что такое обращение?











Ответы на вопросы по литературному чтению.

  1. Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.(героев произведения)

  2. Летописец – это человек, который по летам (годам) описывал главные события в жизни страны в особых книгах – летописях.3

  3. Фольклор - это устное народное творчество.

  4. Загадка – это произведение фольклора В загадке предмет не назван, но в образной форме даются его признаки и особенности, по которым можно найти отгадку.

  5. Былина – это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах. Могучие богатыри в очень давние времена защищали Русскую землю.

  6. Шутка. В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Их читают весело, задорно.

  7. Считалка(пересчет) – это маленькое фольклорное произведение для игры.

  8. Рифма – это созвучные слова на конце стихотворных слов.

  9. Потешка – это весёлое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей.

  10. Пословица – это произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл.Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает, наставляет. У русского народа есть пословицы на разные темы: о Родине, о труде, о семье, о человеке, о дружбе, о честности, о смелости, о трусости, предательстве.

  11. Юмор - добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения.

  12. Рассказ – это прозаическое произведение, в котором автор рассказывает о каком-либо событии из жизни героя.

  13. Скороговорка – это произведение фольклора. Это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова.

  14. Басня – это поучительное произведение, написанное в прозаической или поэтической форме. Герои басни – это чаще всего различные животные или предметы, которые ведут себя как люди. В баснях высмеивается глупость, жадность, трусость и другие недостатки людей.

  15. Баснописец – писатель, который сочиняет басни. Басни писали: Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.

  16. Мораль (поучение) басни – это слова, которые учат, наставляют. Они могут быть в начале или в конце басни.

  17. Абзац – это часть текста от одной красной строки до следующей.

  18. Народная сказка - это произведение фольклора, или устного народного творчества. Автором такой сказки является народ.

  19. Литературная (авторская) сказка - это сказка, у которой есть автор

  20. Бытовые сказки - это сказки, которые рассказывают о жизни людей, с которыми происходят необычные истории.

  21. Волшебные сказки - это сказки, в которых происходят чудеса (волшебство)

  22. Сказки о животных - это сказки, героями которых являются животные.

  23. Зачин - слова в сказке до начала самой сказочной истории.

  24. Присказка - это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.

  25. Загадка – это произведение устного народного творчества. В загадке всегда есть вопрос, на который надо найти ответ.

  26. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений по их сходству.

  27. Многоточие (…) в стихотворении показывает, что нужно замедлить темп чтения – сделать паузу.

  28. Обращение - одно или несколько слов, называющие того, к кому обращаются с речью.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Справочник по литературному чтению, 2 класс

Автор: Синицына Галина Ивановна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Открытый урок литературного чтения во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180168"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425134647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107466"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403262157"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-1"
    ["file_id"] => string(6) "112889"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408973149"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Работая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(96) "rabotaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-umk-shkola-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "109740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404980519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства