Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, который умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современный урок литературы в старших классах.»
Современный урок литературы в старших классах.
Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, который умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Современный урок литературы должен позволить детям в коллективе сверстников (что немало важно!) размышлять о жизни, о добре и зле, о достоинстве и чести. Именно в коллективе, а не в виртуальном мире наедине с электронным учебником. Очень важно создать на уроке атмосферу доверия и мысли, которые будут плодотворны и результативны в нелегком выборе нравственных ориентиров.
Всем известно, что литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Но, к сожалению, для некоторых этот храм закрыт. Поэтому сегодня одной из главных проблем литературного образования школьников является падение интереса к серьезному чтению. Наша задача – открыть детям литературу как искусство слова, помочь им вместе с писателем освоить окружающий мир, уметь дискутировать на основе прочитанного, накапливать и развивать жизненно важные умения.
В трудное время человек не может и не должен пройти мимо прекрасного, и очень важно сегодня возвратить детей в мир книги, в мир чтения, когда сюжет и художественное слово проникают в душу читателя, погружают его в мир, делая реальным.
На наш взгляд, работа над литературным текстом - это всегда творческий процесс. Для нас, учителей, много значит личностное отношение ученика к прочитанному и очень важно увидеть индивидуальное восприятие художественного текста.
Именно с этих позиций ведем поиск технологий, пробуждающих интерес к чтению. Одной из таких технологий является – технология модерации. Данная технология используется в образовании уже более 10 лет и по данным исследований имеет положительные эффекты.
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание» [1, с. 111 ]. Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
В чём мы видим новизну? Сегодня модерация в образовательном учреждении – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. На уроках литературы, организованных с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.
Можно утверждать, что, модерация– это современная образовательная технология, с одной стороны, обеспечивающая комплексность и эффективность протекающих в ходе образовательного мероприятия процессов, необходимых для выполнения требований новых ФГОС, а, с другой стороны, технология, позволяющая педагогу уверенно управлять этими процессами и достигать запланированных результатов образовательного мероприятия.
Продумывая уроки литературы, мы, как и сотни наших коллег, ставим цели и задачи, которые звучат традиционно:
- обогащение духовного мира школьника;
- формирование личностной оценки произведений художественной литературы и явлений жизни;
- переход от монологического обучения к диалогическому, который позволяет ребенку стать полноправным собеседником взрослого;
- развитие воображение и творческой активности школьников;
- формирование навыков аналитической работы с текстом.
И этот перечень можно продолжать до бесконечности
Наш опыт подсказал нам, что необходимо предоставить возможность учащимся творческого самовыражения на уроках литературы. По своей сути, процесс модерации является технологией управления образовательным процессом в классе.
Наиболее продуктивной формой обучения в нашей практике стал урок – диалог. Он позволяют вовлечь всех учащихся в активные процессы и сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов путем организации групповой работы обучающихся (в парах, мини-командах, малых группах или всем классом). В основе урока – диалога лежат идеи сотрудничества и диалога культур. Помимо традиционных форм в старших классах используется ещё одна форма организации урока – это «Защита диссертации».
На этих уроках учащиеся заранее получают темы «диссертаций», готовят и защищают на уроке. Привлекаются оппоненты и рецензенты из числа школьников из различных групп. Тема работы призвана «взорвать» стереотип восприятия личности писателя или стереотип мышления по поводу той или иной проблемы. Такая форма урока учащимся очень нравиться, так как они приобретают навыки работать в группе, оттачивают умение отстаивать свою точку зрения, видеть результаты своего труда с разных сторон, а также углубляется понимание диалога как общение не только с писателем и учителем, но и учащихся друг с другом.
В своей работе мы стремимся к тому, чтобы ученики на уроке смогли почувствовать себя активными деятелями, сотрудниками учителя, участниками учебного процесса. И это сотрудничество осуществляется через диалог равноправия, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все её участники. Формой демократического общения учителя и учеников является, на наш взгляд, дискуссия. Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели её проведения следующие: 1) выяснение разных точек зрения, которые помогают найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников; 2) воспитание у школьников культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, понятно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента. Дискуссия как форма демократического общения имеет некоторые преимущества: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений. Умелая дискуссия – почти искусство, поэтому важно не ошибиться в выборе ведущего. В качестве тем уроков-дискуссий в рамках действующей программы по литературе можем предложить следующие: « Можно ли обвинять человека, если его дурные поступки – следствие тяжелых условий жизни и нелепого воспитания?» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»); «Можно ли в наши дни превратиться в Ионыча?» (по рассказам А. П. Чехова); «Нравственный выбор Ермолая Лопахина» (по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»); «В чем мудрость жизни?» (по ранним рассказам А. М. Горького и пьесе «На дне»).
Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Наш опыт и опыт работы наших выпускников убедительно доказывает, что активные методы обучения эффективно решают эти задачи. Поэтому, широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является стратегической задачей сегодняшнего дня.
Список использованной литературы:
1.Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров.- М.:Изд-во «Омега-Л», 2007.
2.Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2004
3.Лазаренко И. Модерация - инновационный проект (результаты международного сотрудничества в области повышения квалификации), ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" РОССИИ, 2004.
4.Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
5.Певзнер М. Н., Зайченко О. М.Теория и практика сопровождения профессиональной деятельности педагогов // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения — 2001: Межрегиональный сборник научных трудов / Под ред. Е. В. Титовой. — СПб.: «Издательство «Петрополис», 2001.