kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.

Задачи:

формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;

воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

1 слайд: портрет А.П. Чехова и музыка ( игра скрипки)

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой

жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов

Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.»

Тема: А.П. Чехов и современность

Цель: Расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.

Задачи:

формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;

воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;

развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.

1 слайд: портрет А.П. Чехова и музыка ( игра скрипки)

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой

жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов

Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.

Ход урока:

1. Оргмомент

Звучит музыка П.И.Чайковского, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя на сцену,

актер в роли Чехова произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:

- И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?

2 слайд: портрет А.П. Чехова и эпиграф: Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

А.П.Чехов

Слово учителя: Урок литературы, посвящённый творчеству А.П. Чехова, начался с монолога из рассказа писателя «Скрипка Ротшильда».

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с биографией А. П. Чехова, его рассказами, пьесами. Но многие из вас так и не увидели глубины произведений Чехова, актуальности тем, поднятых данных писателем. Поэтому тема нашего урока сегодня звучит так: Чехов и современность. А эпиграфом служат слова самого Чехова: « Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Давайте ещё раз пролистаем страницы жизни А.Чехова и его бессмертных произведений.

3 слайд

1-й чтец.

Время, бесстрашный художник,

Словно на белых страницах,

Что-то все пишет и пишет

На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.

Перышком тоненьким – тоже.

Острой иглою гравера.

Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.

Стрелы, круги и квадраты.

Ранние наши потери,

Поздние наши утраты.

2-й чтец.

Черточки нашего скотства.

Пятна родимые страха.

Бремя фамильного сходства

С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.

Суетность наша и тщетность.

Ханжество или гордыня,

Мужество и добродетель…

3-й чтец.

Отсветы. Отблески. Блики.

Пятна белил и гуаши.

Наши безгрешные лики.

Лица греховные наши…

Он уже в поле не воин.

Двинуть рукою не волен.

Больше не скажет: - Довольно!

Все. Ему больше не больно.

Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»

4 слайд Слово учителя: А.П. ЧЕХОВ – МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА

4 чтец: А.П. Чехов – талантливый писатель, врач, тонкий психолог, мастер короткого рассказа. В своих произведениях старался показать несовершенство существующей жизни, пошлость маленьких людей и помочь им излечиться от физических и нравственных болезней.

5 слайд

Слово учителя: На уроках литературы в 10 классе мы познакомились с трилогией Чехова «Человек в футляре»

5 чтец: Трилогия о «футлярной жизни» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - погружает читателя именно в эту, важнейшую для Чехова, проблематику. Эти 3 рассказа были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль», а написаны они во время жизни Чехова в Мелихово.

6 слайд

6 чтец: В рассказе возникает сквозной образ «футлярного существования», характеризующего жизнь современной России, где главный герой ограничивает свою жизнь только рамками дозволенного и руководствуется прописными истинами общепринятых мнений, боящихся свободного слова, свободного дела и держащих в страхе других.

7 слайд

7 чтец: Учитель греческого языка Беликов прячет в футляр не только часы, перочинный нож, но и мысли, чувства. Он боится жизни…

8 слайд

Слово учителя:

- А в какой футляр заключает себя герой другого рассказа – «Крыжовник»?

9 слайд

8 чтец: Этим футляром для главного героя рассказа Николая Ивановича стала усадьба, о которой он мечтал, усадьба с крыжовником. Верхом его мечтаний оказался кислый, невкусный крыжовник, выращенный на собственном участке. Дальше его интересы не распространяются, в конце концов он потерял человеческий облик и стал напоминать свинью.

10 слайд

Слово учителя: В ЧЕМ же СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА, по мысли Чехова?

9 чтец: Чехов утверждает, что человеку для счастья нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа. Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком мало для человека. Надо делать добро, надо помогать людям.

11 слайд:

Слово учителя: - А можно ли поместить в футляр ЛЮБОВЬ? – спрашивает Чехов в рассказе «О любви» И отвечает словами Алёхина, главного героя этого рассказа.

12 слайд

10 чтец: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

13. слайд.

12-й чтец. Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из коротких штанишек юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.

14 слайд Рассказ «Радость» - инсценировка


13-й чтец. Литератор, с точки зрения Чехова, должен быть подобен химику, отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почетную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые.

14-й чтец Да, он любил только все настоящее, искреннее, органичное. Первое место занимали естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое…»

Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.


15-й чтец. Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Юбилей» - просмотр отрывка из фильма

16-й чтец. У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.

17- й чтец. При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ. Они очень разные, герои Чехова, но накрепко объединены главным – они живут в России сложного, трагического времени. России прекрасной, богатой, бескрайней – ЖИВОЙ ! Как жив вишневый сад, «прекраснее которого ничего во всем свете нет», благоухающий, цветущий нежными белыми цветами, хотя и очень старый. Сад у Чехова – неотъемлемая часть культуры, быта, жизни вообще не только дворянской России – всей России. Вырубить его – вырубить целый пласт памяти, оставить без хозяина – доброго, заботливого, трудолюбивого, как старый Фирс.

Но в жизни этой, как утверждает Чехов, все взаимосвязано, ненарушимо, одинаково близко и понятно образованному семинаристу и невежественным, но добрым и душевно богатым крестьянским вдовам. Замечательно это передано в рассказе «Студент».

18-й чтец. Фрагмент из рассказа «Студент»:

…Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям.

Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий.

Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!

19-й чтец. О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути,

эти размышления всегда были в основе его произведений.

20-й чтец. Ялта стала последним приютом больного Чехова.

21-й чтец. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,

Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,

Как мне ни странно и как ни печально, увы,

Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,

Чай на веранде, вечерних теней мешанина,

Белые бабочки вьются над желтым огнем,

Дом заколочен, и все позабыли о нем.

22 -й чтец. Пахнет грозою, в погоде видна перемена.

Это ружье еще выстрелит – о, непременно!

Съедутся гости – покинутый дом оживет.

Маятник медный качнется, струя запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,

Мы старомодны, как запах вишневого сада.

Сад тот Россией был Чеховым назван

И сохранить его каждый обязан!


18 слайд

Завершающий монолог актера в роли А.П.Чехова

из рассказа «Крыжовник»:

К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…

Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.

Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!

Учитель: Известный исследователь чеховского творчества В. Лакшин писал: « …самым щадящим оружием, но и самым надёжным лекарством против заносчивости, глупости, грубости служит чеховский юмор. Для Чехова юмор – наиболее изящная форма выражения чувства справедливости».

Итак, мы повторили основные вопросы творческого наследия А.П. Чехова. А сейчас давайте проверим, насколько усвоены знания каждым из вас. Для этого необходимо выполнить тестирование.


19 слайд


Действительно, читая и перечитывая Чехова, отчетливо видишь его в гуще нашей сегодняшней жизни. Как и мы, он теснится в городском транспорте, коротает часы в очередях, читает газеты, включает по вечерам «телик» и, грустно, по-чеховски улыбаясь, протирает пенсне, сквозь которое он, увы, никак не может увидеть долгожданное небо в алмазах.

Кто, как не наш современник, может запечатлеть в своих произведениях и записных книжках такое:

«Из деревни уходят лучшие люди в город, и потому она падает и будет падать»

« У русского человека единственная надежда - это выиграть 200 тысяч».

« Мы переутомились от раболепства и лицемерия»

« Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай»

О том, что жизнь несовершенна, знает каждый. И каждое поколение пытается отыскать лучший ответ на вопрос - что делать? Антон Павлович отвечал на него так: «Работать надо, а все остальное к черту! Главное – надо быть справедливым, а остальное все приложится»

Ответ простой. И, наверное, самый мудрый







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.

Автор: Снегирева Татьяна Александровна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект интегрированного урока литературы и МХК "Созвучие пейзажей А.Чехова и полотен И.Левитана""
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimkhksozvuchiiepieizazhieiachiekhovaipolotienilievitana"
    ["file_id"] => string(6) "285434"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454169551"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность."
    ["seo_title"] => string(57) "urok-litieratury-10-klass-a-p-chiekhov-i-sovriemiennost-1"
    ["file_id"] => string(6) "306799"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458203503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность."
    ["seo_title"] => string(57) "urok-litieratury-10-klass-a-p-chiekhov-i-sovriemiennost-2"
    ["file_id"] => string(6) "306800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458203511"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Конспект урока по литературе В. Гюго."Козетта" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "214528"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432325844"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства