Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.
Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.
Цель: Расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
Задачи:
формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;
воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
1 слайд: портрет А.П. Чехова и музыка ( игра скрипки)
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой
жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов
Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 10 класс. А.П. Чехов и современность.»
Тема: А.П. Чехов и современность
Цель: Расширить представление учеников старших классов о личности писателя; показать современность и актуальность его произведений в наше непростое время.
Задачи:
формировать интерес к произведениям А.П.Чехова, особенностям его драматургии;
воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
развивать их эмоциональную восприимчивость, творческие способности, эстетический вкус.
1 слайд: портрет А.П. Чехова и музыка ( игра скрипки)
Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой
жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов
Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.
Ход урока:
1. Оргмомент
Звучит музыка П.И.Чайковского, медленно затихая. Слышится мелодия скрипки, нежная и волнующая. На фоне мелодии, медленно выходя на сцену,
актер в роли Чехова произносит монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:
- И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?
2 слайд: портрет А.П. Чехова и эпиграф:Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов
Слово учителя: Урок литературы, посвящённый творчеству А.П. Чехова, начался с монолога из рассказа писателя «Скрипка Ротшильда».
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с биографией А. П. Чехова, его рассказами, пьесами. Но многие из вас так и не увидели глубины произведений Чехова, актуальности тем, поднятых данных писателем. Поэтому тема нашего урока сегодня звучит так: Чехов и современность. А эпиграфом служат слова самого Чехова: « Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
Давайте ещё раз пролистаем страницы жизни А.Чехова и его бессмертных произведений.
3 слайд
1-й чтец.
Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.
Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…
Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.
2-й чтец.
Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.
Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…
3-й чтец.
Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…
Он уже в поле не воин.
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет: - Довольно!
Все. Ему больше не больно.
Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»
4 слайд Слово учителя: А.П. ЧЕХОВ – МАСТЕР КОРОТКОГО РАССКАЗА
4 чтец: А.П. Чехов – талантливый писатель, врач, тонкий психолог, мастер короткого рассказа. В своих произведениях старался показать несовершенство существующей жизни, пошлость маленьких людей и помочь им излечиться от физических и нравственных болезней.
5 слайд
Слово учителя: На уроках литературы в 10 классе мы познакомились с трилогией Чехова «Человек в футляре»
5 чтец: Трилогия о «футлярной жизни» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» - погружает читателя именно в эту, важнейшую для Чехова, проблематику. Эти 3 рассказа были опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль», а написаны они во время жизни Чехова в Мелихово.
6 слайд
6 чтец: В рассказе возникает сквозной образ «футлярного существования», характеризующего жизнь современной России, где главный герой ограничивает свою жизнь только рамками дозволенного и руководствуется прописными истинами общепринятых мнений, боящихся свободного слова, свободного дела и держащих в страхе других.
7 слайд
7 чтец: Учитель греческого языка Беликов прячет в футляр не только часы, перочинный нож, но и мысли, чувства. Он боится жизни…
8 слайд
Слово учителя:
- А в какой футляр заключает себя герой другого рассказа – «Крыжовник»?
9 слайд
8 чтец: Этим футляром для главного героя рассказа Николая Ивановича стала усадьба, о которой он мечтал, усадьба с крыжовником. Верхом его мечтаний оказался кислый, невкусный крыжовник, выращенный на собственном участке. Дальше его интересы не распространяются, в конце концов он потерял человеческий облик и стал напоминать свинью.
10 слайд
Слово учителя: В ЧЕМ же СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА, по мысли Чехова?
9 чтец:Чехов утверждает, что человеку для счастья нужны не три аршина земли, а весь земной шар, вся природа. Счастье не в том, чтобы спать и есть, - этого слишком мало для человека. Надо делать добро, надо помогать людям.
11 слайд:
Слово учителя: - А можно ли поместить в футляр ЛЮБОВЬ? – спрашивает Чехов в рассказе «О любви» И отвечает словами Алёхина, главного героя этого рассказа.
12 слайд
10 чтец: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить из высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
13. слайд.
12-й чтец. Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из коротких штанишек юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу». Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок.
14 слайд Рассказ «Радость» - инсценировка
13-й чтец. Литератор, с точки зрения Чехова, должен быть подобен химику, отрешиться от житейской субъективности и знать, что навозные кучи в пейзаже играют очень почетную роль, а злые страсти так же присущи жизни, как и добрые.
14-й чтец Да, он любил только все настоящее, искреннее, органичное. Первое место занимали естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое…»
Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
15-й чтец. Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку, с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.
Рассказ «Юбилей» - просмотр отрывка из фильма
16-й чтец. У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.
17- й чтец. При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ. Они очень разные, герои Чехова, но накрепко объединены главным – они живут в России сложного, трагического времени. России прекрасной, богатой, бескрайней – ЖИВОЙ ! Как жив вишневый сад, «прекраснее которого ничего во всем свете нет», благоухающий, цветущий нежными белыми цветами, хотя и очень старый. Сад у Чехова – неотъемлемая часть культуры, быта, жизни вообще не только дворянской России – всей России. Вырубить его – вырубить целый пласт памяти, оставить без хозяина – доброго, заботливого, трудолюбивого, как старый Фирс.
Но в жизни этой, как утверждает Чехов, все взаимосвязано, ненарушимо, одинаково близко и понятно образованному семинаристу и невежественным, но добрым и душевно богатым крестьянским вдовам. Замечательно это передано в рассказе «Студент».
18-й чтец. Фрагмент из рассказа «Студент»:
…Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям.
Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий.
Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!
19-й чтец. О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути,
эти размышления всегда были в основе его произведений.
20-й чтец. Ялта стала последним приютом больного Чехова.
21-й чтец. Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.
Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина,
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.
22 -й чтец. Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струя запоет…
Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!
18 слайд
Завершающий монолог актера в роли А.П.Чехова
из рассказа «Крыжовник»:
К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
Учитель:Известный исследователь чеховского творчества В. Лакшин писал: « …самым щадящим оружием, но и самым надёжным лекарством против заносчивости, глупости, грубости служит чеховский юмор. Для Чехова юмор – наиболее изящная форма выражения чувства справедливости».
Итак, мы повторили основные вопросы творческого наследия А.П. Чехова. А сейчас давайте проверим, насколько усвоены знания каждым из вас. Для этого необходимо выполнить тестирование.
19 слайд
Действительно, читая и перечитывая Чехова, отчетливо видишь его в гуще нашей сегодняшней жизни. Как и мы, он теснится в городском транспорте, коротает часы в очередях, читает газеты, включает по вечерам «телик» и, грустно, по-чеховски улыбаясь, протирает пенсне, сквозь которое он, увы, никак не может увидеть долгожданное небо в алмазах.
Кто, как не наш современник, может запечатлеть в своих произведениях и записных книжках такое:
«Из деревни уходят лучшие люди в город, и потому она падает и будет падать»
« У русского человека единственная надежда - это выиграть 200 тысяч».
« Мы переутомились от раболепства и лицемерия»
« Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай»
О том, что жизнь несовершенна, знает каждый. И каждое поколение пытается отыскать лучший ответ на вопрос - что делать? Антон Павлович отвечал на него так: «Работать надо, а все остальное к черту! Главное – надо быть справедливым, а остальное все приложится»