Просмотр содержимого документа
«Роль школьного театра в воспитании подрастающего поколения»
Роль школьного театра в воспитании подрастающего поколения
Изучение культурного наследия остается основной задачей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом. Уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков, оказывают большое влияние на формирование и человека, и любого сообщества. Культура, как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия - это то, что мы обязаны передать потомкам. Президент России В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос», говоря о национальном культурном коде, отметил, что огромная роль здесь принадлежит образованию. Каждому ребенку необходимо дать тот обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. Речь идет, в первую очередь, о повышении роли внеурочной деятельности. Театр - в этом смысле является универсальным средством приобщения человека к культурному наследию и традициям своего народа, раскрывает философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет формировать образ своего «Я», осознавать свое место в обществе и вырабатывать свою жизненную позицию.
Известно, что человечество использовало театр и формы театрального действа в целях развития личности и воспитания общественного сознания с античных времен. В настоящее время занятие национальным театральным искусством детей не только не теряет своей актуальности, а наоборот, приобретает еще большую значимость в условиях тотального доминирования современных цифровых технологий в общении людей.
Наш школьный национальный театр «Непоседы» соответствует выбранному нами тематическому направлению. В рамка проекта объединены усилия и ресурсы двух систем - культуры и образования для погружения ребенка в мир национальной духовной культуры и классического театрального искусства, начиная со школы.
Также национальный театр будет приобщает ребенка к национальному чувашскому языку, к культуре в целом.
Доступная форма передачи национальных культурных ценностей и традиций для детей в доступной, понятной, форме позволят показать культуру и быт родного края, перенять навыки и умения рукодельников, закрепить изученную тему. Использование в наших постановках не только традиционных персонажей сказок, а также народных и современных костюмов и тканей, позволит показать соединения старинных и новых видов ремесел. Наш подход актуален для детей школьного возраста - поэтому важно передавать эту технологию педагогам.
Приобщение детей к уникальному культурному наследию своего края является одной из функций воспитания и предполагает создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям, воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ. Театральное искусство, грамотно и эффективно включённое в процесс воспитания в школе в виде вариативного модуля "Школьный театр", способствует достижению этих задач. Формируется целостное отношение человека к миру, накладывается отпечаток на все стороны его жизни и деятельности. Театр обостряет ум, нравственно облагораживает чувства, расширяет кругозор, влияет на личностный рост. Он создает благодатную почву для творчества, решает духовно-нравственные, эстетические, педагогические задачи. Именно театр способен сегодня значительно "очеловечить" школьное образование, сделать его живым, гуманным и интересным, так как побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения, учит развивать и отдавать свои эмоции, переживания. Он также способствует выявлению способностей детей и ранней профориентации на творческие профессии.
Сегодня воспитание средствами национального театрального искусства в школе более успешно развивается в крупных городах, где имеются классические театры, развита система дополнительного эстетического образования. Но в целом театр и театральная педагогика пока мало используются в школах, что не способствует решению современных задач в системе образования. В школах часто наблюдается разрыв между теорией и практикой воспитания. С одной стороны – глубина задач, ориентированность на достижение личностного результата, с другой – понимание процесса воспитания как набора проводимых мероприятий, использование устаревших форм, методов и технологий. Серьезной проблемой является отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников между учреждениями образования и культуры, что не способствует созданию условий для раскрытия их творческого потенциала.
Театр и театральное искусство помогут сформировать позитивное отношение школьников к базовым ценностям, к величайшим достижениям культуры. Кроме эстетического воспитания, театр откроет большие воспитательные возможности. Принимая деятельное участие в создании спектакля, школьники учатся продуктивно общаться в коллективе, помогать друг другу, выстраивать коммуникации с другими людьми, получая при этом необходимые жизненные навыки и приобретая опыт самостоятельного социального действия. Национальный школьный театр покажет, как творчество объединяет людей, становится местом силы, помогает разнообразить семейный досуг, будни и праздники.