kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Подробно описывается каждая стадия по этой технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся»

Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся

Палтаева Х. З., сертифицированный учитель 1 уровня средней школы № 1 Уйгурского района



Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок: человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Поэтому, на мой взгляд ,главная цель учителя- словесника – это душа ребенка, это проблемы нравственности , а это, в первую очередь, чтение, анализ, поиск ответов на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы.

Ставя такую цель, я выбрала технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и формирует новый стиль мышления- открытость, гибкость, альтернативность, развивает такие качества, как коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, формирует умение задавать вопросы, учит детей работать самостоятельно.

В технологии развития критического мышления посредством чтения и письма существуют три основные стадии, которые соответствуют трем компонентам обучения: вызов, осмысление, рефлексия.

I стадия- “Вызов”

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию для изучения нового материала.

Стадия “Вызов” включает актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новых знаний. На I стадии возможны такие методы и приемы, как рассказ- предложения по ключевым словам, графическая систематизация материала, т.е. кластеры, таблицы верные(неверные) утверждения, составление логической цепочки. Так, например, при изучении “Сказания оКише” (7 класс) нужно было составить логическую цепочку. Например: потребность- охота- неудача- решение вопроса- добыча.



II стадия – “Осмысление” - предполагает получение новой информации, корректировку поставленных целей.

На данной стадии наиболее приемлем метод активного чтения.

III стадия- “Рефлексия”- это размышление, рождение, это постановка новых целей. Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”. Возможны такие методы и приемы, как заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, ответы на поставленные вопросы.

Кластер (“гроздь”)- рисуночная модель, которая чем-то напоминает модель Солнечной системы. В центре “звезда”- это тема занятия, вокруг нее- планеты, т.е. крупные смысловые единицы. У каждой планеты есть свои “спутники”, у “спутников” – свои.

Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. “Умеющие мыслить умеют задавать вопросы”,-писал американский психолог Эдисон Кинг. В технологии РКМЧТП уделяется большое внимание правильно поставленным вопросам ( по Б. Блуму). После чтения текста вначале целесообразнее задавать простые вопросы: Кто? Что? Когда? Где?. Чтобы ответить на них, ученику необходимо только знание фактической информации. Так например, при изучении сказки “Аист и Соловей” В. Берестовой в 6-м классе: Где жил старый, мудрый человек? Какая птица прилетела к мудрецу? После- объясняющие вопросы, которые направлены на установление причинно- следственных связей: Почему мудрец научил Соловья петь, а Аиста- нет? Почему автор называет Аиста чудаком? Далее- уточняющие вопросы, они необходимы для формирования у ребенка умения выражать свои мысли, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности. Например: Верно ли. что Соловей был очень воспитанной птицей? Что навело на мысль, что Соловья научат петь, а Аиста- нет?

Оценочные вопросы направлены на осознание ученика своего отношения к явлениям или фактам. Какие чувства вы испытали, когда к мудрецу прилетел Соловей?

Практические вопросы ориентированы на связь ученика с жизнью: Как бы вы поступили на месте Аиста?

Творческие вопросы направлены на развитие творческого мышления учащихся. Что было бы, если бы в далекой стране не жил старый мудрый человек?

Ученики с удовольствием создают самостоятельно или в группах небольшие “шедевры”- синквейны. При внешней простоте синквейн- быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как правило, он проводится на стадии рефлексии, но его возможности более обширны. Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи: на стадии вызова – сжатое обобщение актуальных заданий, на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями. На стадии рефлексии – интеграция новых и предыдущих знаний. Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое и будет темой данного урока.

Например: …

Молодая, цветущая.

Журчит, расцветает, поет.

Будит природу ото сна

“Утро” природы.

Первое слово “весна” – название темы урока в 3 классе.

Диаграмма Венна позволяет обобщить, систематизировать прочитанное, выделить общие и отличительные признаки. Так, например, при изучении сказки В. Катаева “Цветик – семицветик” в 7 классе можно составить следующую диаграмму.

Диаграмма Венна

Отличительные признаки Отличительные признаки 6 желаний Жени Общее последнее желание Жени

  1. Для себя 1. Лепестки 1. Для мальчика

  2. Необдуманные 2. Загадывание 2. Обдуманное желаний 3. Чудо

  3. Не принесли радость 3. Сделали Женю счастливой

  4. Эгоистичные 4. Альтруизм

На стадии рефлексии дети с удовольствием сочиняют синквейны.

Цветик – семицветик

Красивый, волшебный

Радует, исцеляет, помогает

Дарит счастье ребенку

Чудо.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель, как было сказано в нашей статье, - научить ребенка самостоятельно добывать знания, научить в работе с информацией. Я стараюсь помочь школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению информативного творческого пространства, ведь “то, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно”













Контактные телефоны: 8-747-287-97-18

Дом: 8-72778-21777


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся

Автор: Палтаева Халида Зиявдиновна

Дата: 22.06.2016

Номер свидетельства: 335774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Развитие творческих способностей младших школьников"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "463561"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522068122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Публикация "Развитие творческих способностей на уроках производственного обучения""
    ["seo_title"] => string(86) "publikatsiiarazvitiietvorchieskikhsposobnostieinaurokakhproizvodstviennoghoobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455380488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формирование умения решать задачи по физике через алгоритмический подход к решению "
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-umieniia-rieshat-zadachi-po-fizikie-chieriez-alghoritmichieskii-podkhod-k-rieshieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "127410"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415298873"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Решение задач по физике как способ развития мышления и творческих способностей учащихся"
    ["seo_title"] => string(96) "rieshieniiezadachpofizikiekaksposobrazvitiiamyshlieniiaitvorchieskikhsposobnostieiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "304314"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457698910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Внеклассное мероприятие "КВН по сказкам""
    ["seo_title"] => string(43) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-kvn-po-skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "194358"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427769638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства