Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся
Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся
В данной статье рассказывается о технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Подробно описывается каждая стадия по этой технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся»
Развитие мыслительных и творческих способностей учащихся
Палтаева Х. З., сертифицированный учитель 1 уровня средней школы № 1 Уйгурского района
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок: человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Поэтому, на мой взгляд ,главная цель учителя- словесника – это душа ребенка, это проблемы нравственности , а это, в первую очередь, чтение, анализ, поиск ответов на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы.
Ставя такую цель, я выбрала технологию развития критического мышления через чтение и письмо.
Данная технология позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и формирует новый стиль мышления- открытость, гибкость, альтернативность, развивает такие качества, как коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, формирует умение задавать вопросы, учит детей работать самостоятельно.
В технологии развития критического мышления посредством чтения и письма существуют три основные стадии, которые соответствуют трем компонентам обучения: вызов, осмысление, рефлексия.
I стадия- “Вызов”
Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию для изучения нового материала.
Стадия “Вызов” включает актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новых знаний. На I стадии возможны такие методы и приемы, как рассказ- предложения по ключевым словам, графическая систематизация материала, т.е. кластеры, таблицы верные(неверные) утверждения, составление логической цепочки. Так, например, при изучении “Сказания оКише” (7 класс) нужно было составить логическую цепочку. Например: потребность- охота- неудача- решение вопроса- добыча.
II стадия – “Осмысление” - предполагает получение новой информации, корректировку поставленных целей.
На данной стадии наиболее приемлем метод активного чтения.
III стадия- “Рефлексия”- это размышление, рождение, это постановка новых целей. Учащиеся соотносят “новую” информацию со “старой”. Возможны такие методы и приемы, как заполнение кластеров и таблиц, возврат к ключевым словам, ответы на поставленные вопросы.
Кластер (“гроздь”)- рисуночная модель, которая чем-то напоминает модель Солнечной системы. В центре “звезда”- это тема занятия, вокруг нее- планеты, т.е. крупные смысловые единицы. У каждой планеты есть свои “спутники”, у “спутников” – свои.
Краеугольным камнем технологии является развитие умения задавать вопросы. “Умеющие мыслить умеют задавать вопросы”,-писал американский психолог Эдисон Кинг. В технологии РКМЧТП уделяется большое внимание правильно поставленным вопросам ( по Б. Блуму). После чтения текста вначале целесообразнее задавать простые вопросы: Кто? Что? Когда? Где?. Чтобы ответить на них, ученику необходимо только знание фактической информации. Так например, при изучении сказки “Аист и Соловей” В. Берестовой в 6-м классе: Где жил старый, мудрый человек? Какая птица прилетела к мудрецу? После- объясняющие вопросы, которые направлены на установление причинно- следственных связей: Почему мудрец научил Соловья петь, а Аиста- нет? Почему автор называет Аиста чудаком? Далее- уточняющие вопросы, они необходимы для формирования у ребенка умения выражать свои мысли, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности. Например: Верно ли. что Соловей был очень воспитанной птицей? Что навело на мысль, что Соловья научат петь, а Аиста- нет?
Оценочные вопросы направлены на осознание ученика своего отношения к явлениям или фактам. Какие чувства вы испытали, когда к мудрецу прилетел Соловей?
Практические вопросы ориентированы на связь ученика с жизнью: Как бы вы поступили на месте Аиста?
Творческие вопросы направлены на развитие творческого мышления учащихся. Что было бы, если бы в далекой стране не жил старый мудрый человек?
Ученики с удовольствием создают самостоятельно или в группах небольшие “шедевры”- синквейны. При внешней простоте синквейн- быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Как правило, он проводится на стадии рефлексии, но его возможности более обширны. Использование синквейна на разных стадиях урока имеет разные задачи: на стадии вызова – сжатое обобщение актуальных заданий, на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями. На стадии рефлексии – интеграция новых и предыдущих знаний. Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое и будет темой данного урока.
Например: …
Молодая, цветущая.
Журчит, расцветает, поет.
Будит природу ото сна
“Утро” природы.
Первое слово “весна” – название темы урока в 3 классе.
Диаграмма Венна позволяет обобщить, систематизировать прочитанное, выделить общие и отличительные признаки. Так, например, при изучении сказки В. Катаева “Цветик – семицветик” в 7 классе можно составить следующую диаграмму.
Диаграмма Венна
Отличительные признаки Отличительные признаки 6 желаний Жени Общее последнее желание Жени
На стадии рефлексии дети с удовольствием сочиняют синквейны.
Цветик – семицветик
Красивый, волшебный
Радует, исцеляет, помогает
Дарит счастье ребенку
Чудо.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Главная цель, как было сказано в нашей статье, - научить ребенка самостоятельно добывать знания, научить в работе с информацией. Я стараюсь помочь школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия по расширению информативного творческого пространства, ведь “то, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно”