| Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся. Пробуждение интереса к профессии под влиянием учебной практики составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности. Учебная практика готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова). На уроках учебной практики по специальности «Технология производства швейных изделий» я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков учебной практики по профессии «Продавец, контролер-кассир» является применение игровых технологий. Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в учебной практике создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я использую дидактические игры. Например, на уроках учебной практики по профессии «Продавец, контролер-кассир» по теме «Прием товара по количеству и качеству» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли поставщика товара, старший продавец, продавцы-консультанты. В роли старшего продавца выступает мастер учебной практики, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки. Работа с опорными конспектами позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества. Использование проблемного метода на уроках учебной практики способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала. В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера производственного обучения организуют проведение учебной практики таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ. Современные уроки производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ТСО, активных методов обучения, уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся. Большое практическое значение имеет воспитание в процессе учебной практики конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим. Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся. Процесс развития креативной личности учащегося невозможен без активного, нестандартного мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала учащегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца. Развитие творческих качеств учащихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. Именно учащиеся с высоким интеллектом и творческими способностями больше всего нуждаются в «своём» педагоге. Мастер производственного обучения: обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы учебной практики и производственной практики; осуществляет тематическое и производственное планирование; подготавливает, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях. Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов. Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе. Важным направлением в работе мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности. Мастера производственного обучения активно принимают участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, проведении предметных недель. Мастера производственного обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах учащихся. Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе. При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности: изучение учащихся и формирование ученического коллектива, планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий, выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся, систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников. Разнообразные формы делового сотрудничества мастера и преподавателя в интересах подготовки квалифицированных специалистов невозможны без их общей педагогической позиции воспитателей, согласованной оценки и единого подхода к учащимся. Положительный опыт совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом. Совместная работа преподавателя и мастера позволяет развивать творческие качества личности: целеустремленность; решительность; требовательность; независимость; энергичность; практичность; принципиальность; коммуникабельность; интеллигентность; конкурентоспособность. Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении недели по специальности. Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся. Развитие технического творчества учащихся на уроках учебной практики Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках учебной практики заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами. Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям. Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время учебной практики и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску. На уроках учебной практики должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех. Для развития технического творчества учащихся в системе образования необходимо: 1. Разнообразить формы и методы теоретического и учебной практики. 2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным требованиям. 3. Активизировать познавательную активность учащихся. 4. Формировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время. Заключение Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и в не учебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров. На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива. Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых учащихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств. Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист. Конкурентоспособность специалиста это: компетентность и профессиональная мобильность; целеустремленность и уверенность в своих силах; предприимчивость и деловитость; эмоциональная устойчивость и коммуникабельность. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала. Список используемой литературы
1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 2010. 2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 2008. 3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.2013.№2 4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2008. 5. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика,2013. 6. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010. 7. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2009. 8. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2008 г. 9. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа,2011 г. 10. ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 2012 г.
Анализ работы по методической теме «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения» за 2011 – 2015г.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту. Необходимо, чтобы подготовка рабочего непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества. Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию те молодые рабочие, у которых творческий подход к делу проявлялся ещё до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией. В отличие от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у воспитанников творческого подхода к делу. На занятиях производственного обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся. Все начинается с любви: с любви к детям, профессии, любви к себе. Это не только философия моей педагогики, но и философия моей жизни. Важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных ситуациях новые аналогии. Чтобы занятия по учебной практике были творческими, следует создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Мало того, для развития творческого роста необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития. В настоящее время работаю по формированию творческих способностей на занятиях производственного обучения, как составляющая востребованности будущего профессионала. Для развития интереса к занятиям и творческих качеств обучающихся я ввела в свою практику нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов проблемного обучения (решение производственных задач). Так, например, были проведены: - урок-конкурс открытого урока «приготовление блюд из котлетной и рубленой мясной массы» для третьего курса поваров; - урок-проект «Порядок приемки товаров по количеству» (каждому звену было дано домашнее задание: подготовить презентацию порядок приемки товара на свой выбор, составить технологические карты, по приемке товара), Постоянно работаю над повышением результативности уроков производственного обучения. На уроках применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки с элементами деловой игры, для подготовки к урокам пользуюсь интернет ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют электронные презентации. Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку. Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться. Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее. Для достижения поставленных задач, один раза в неделю провожу предметный кружок «Юный кулинар» и «Юный Коммерсант». Кружок объединяет обучающихся и способствует повышению уровня профессионального мастерства, развивает чувство коллективизма. В программе кружка предусмотрены два направления: 1)углубление изучения спецпредметов; 2)дать почувствовать учащимся себя творцами, созидателями. Это помогает не только совершенствовать профессиональные навыки, но и стимулирует интерес к выбранной профессии. Большим потенциалом обладает внеурочная деятельность, которая направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их готовность к самосовершенствованию, а значит и творчеству. |