kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публикация "Развитие творческих способностей на уроках производственного обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация

 «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках

учебной практики»

Формирование творческого потенциала учащихся

в основе образовательного процесса 
Развитие творческого  потенциала обучаемых можно отнести  к одной из наиболее актуальных задач  педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Своевременное выявление и создание условий  для стимулирования учащихся к различным  видам деятельности, поддержка одаренных  учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация  образовательного процесса оказывает  на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Программы урочной  и внеучебной работы отличаются высоким  уровнем насыщенности содержания, изучением  широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие  формы деятельности:

индивидуальное обучение по программам творческого развития;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный  процесс включены диалогические, дискуссионные  формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:

групповая дискуссия; форум; деловая беседа; турниры; аукцион идей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публикация "Развитие творческих способностей на уроках производственного обучения"»

Публикация

 «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках

учебной практики»

Формирование творческого потенциала учащихся

в основе образовательного процесса 
Развитие творческого  потенциала обучаемых можно отнести  к одной из наиболее актуальных задач  педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.
Своевременное выявление и создание условий  для стимулирования учащихся к различным  видам деятельности, поддержка одаренных  учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация  образовательного процесса оказывает  на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Программы урочной  и внеучебной работы отличаются высоким  уровнем насыщенности содержания, изучением  широких тем, межпредметной деятельностью, качественным уровнем задач, позволяющих развивать творческое, критическое и логическое мышление.
Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.
Выделены следующие  формы деятельности:

индивидуальное обучение по программам творческого развития;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный  процесс включены диалогические, дискуссионные  формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:

групповая дискуссия; форум; деловая беседа; турниры; аукцион идей. 



 Продуктивные технологии в учебной практике.
 На сегодняшний  день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Организация учебной практики базируется на основных принципах  обучения:

- обучение на уровне требований передовой техники производства;
- обучение на основе производительного труда;
- наглядность обучения;
- систематичность и последовательность в обучении;
- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
- прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики  в России  необходимы специалисты, мобильно реагирующие  на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием учебной практики предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с учащимися, анализом преподавательской деятельности.
Личностно ориентированное  обучение призвано обеспечить необходимые  условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Личностно ориентированное  обучение предполагает использование  разнообразных форм и методов  организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом перед  мастером встают новые задачи:

создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе группы;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления учащегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других учащихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения учащегося.

В технологиях, основанных на коллективном способе  обучения, обучение осуществляется путем  общения в динамических или статических  парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

Развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Игровая форма  занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые  позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Большинству игр  присущи четыре главные черты:

Свободная развивающая деятельность;
Творческий, очень активный характер этой деятельности;
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция; 

Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Метод проектов – это метод обучения, позволяющий  строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность  учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного  отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Информационные  технологии являются средством активизации  познавательной деятельности и творческого  потенциала учащихся.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс учебной практики на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Технология  обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при  групповой работе с использованием компьютера и других технических  средств. Обучающие программы и  компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.
При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.
Все члены рабочей  группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Работа над  проектом побуждает учащегося к  глубокому изучению какой-либо темы курса и освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.
Технология  развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках учебной практики. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической направленности личности.
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Применение  развивающего обучения направлено на подготовку учащихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.



Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.
 
Пробуждение интереса к профессии под влиянием учебной практики составляют одну из важнейших  предпосылок развития творческого  потенциала учащихся, их профессиональной направленности.
Учебная практика готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).
На уроках учебной практики по специальности «Технология  производства швейных изделий» я  применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков учебной практики по профессии «Продавец, контролер-кассир» является применение игровых технологий.
Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры, во время которой  учащиеся не только воспринимают новый  материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в учебной практике создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям я  использую дидактические игры. Например, на уроках учебной практики по профессии «Продавец, контролер-кассир» по теме «Прием товара по количеству и качеству» игра является иллюстрацией деятельности рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли поставщика товара, старший продавец, продавцы-консультанты. В роли старшего продавца выступает мастер учебной практики, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.
Работа с  опорными конспектами позволяет  развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние  «могу», «умею», чувство ответственности  не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.
Использование проблемного метода на уроках учебной практики способствует формированию навыков  самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.
В целях приближения  деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера производственного  обучения  организуют проведение учебной практики таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.
Современные уроки  производственного обучения отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ТСО, активных методов обучения, уровнем активизации познавательной деятельности, темпом прохождения материала, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование профессиональных умений и навыков, успешное решение задач воспитания и общего развития учащихся.
Большое практическое значение имеет воспитание в процессе учебной практики конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим.


 
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
 
Процесс развития креативной личности учащегося невозможен без активного, нестандартного мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала учащегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца.
Развитие творческих качеств учащихся тесно связано  с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. Именно учащиеся с высоким интеллектом и творческими способностями больше всего нуждаются в «своём» педагоге.
Мастер производственного  обучения:

обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы учебной практики и производственной практики;
осуществляет тематическое и производственное планирование;
подготавливает, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.

Деятельность  мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.
Уровень педагогической компетентности  мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением в работе мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Мастера производственного  обучения активно принимают  участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, проведении предметных недель.
Мастера производственного  обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах учащихся.
Эффективность обучения и воспитания учащихся в  значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного  обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное влияние на учащихся, так как в учебную группу приходят подростки с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.
При совместной работе мастера производственного  обучения и преподавателя, можно  выделить некоторые направления  их педагогической деятельности: изучение учащихся и формирование ученического коллектива, планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий, выработка общей педагогической позиции и единых требований к деятельности учащихся, систематический и объективный обмен информацией о деятельности и поведении воспитанников.
Разнообразные формы делового сотрудничества мастера  и преподавателя в интересах  подготовки квалифицированных специалистов невозможны без их общей педагогической позиции воспитателей, согласованной оценки и единого подхода к учащимся.  Положительный  опыт  совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает  такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом.
Совместная  работа преподавателя и мастера  позволяет развивать творческие качества личности:

целеустремленность;
решительность;
требовательность;
независимость;
энергичность;
практичность;
принципиальность;
коммуникабельность;
интеллигентность;
конкурентоспособность.

Не менее  важное значение играет высокая степень  творческого сотрудничества преподавателя  и мастера производственного  обучения при проведении недели по специальности.
Целью этого  мероприятия является содействие профессиональному  становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся. 


Развитие технического творчества  учащихся  на уроках учебной практики


Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках учебной практики заканчиваются воплощением творческого образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности
Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение  их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.
Кроме профессионально  важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.
Творчество  предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время учебной практики и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.
На уроках учебной практики должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.
Для развития технического творчества учащихся в системе образования необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и учебной практики.
2. Создать материально-техническую  базу отвечающую современным
требованиям.
3. Активизировать  познавательную активность учащихся.
4. Формировать  профессиональные умения и навыки  учащихся в период обучения и во внеурочное время. 
 
Заключение


Подготовка  специалистов, отвечающих современным  требованиям, зависит от дальнейшего  совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и в не учебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.
На этапе  профессионального самоопределения  развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.
Успешное и  устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых учащихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств. 
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Конкурентоспособность специалиста это:

компетентность и профессиональная мобильность;
целеустремленность и уверенность в своих силах;
предприимчивость и деловитость;
эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Большое значение в творческой деятельности имеет  непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду,  следовательно, и к развитию творческого потенциала. 


Список используемой литературы

1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 2010.
2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск,  2008.
3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.2013.№2
4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2008.
5. Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика,2013.
6. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2010.
7. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 2009. 
8. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2008 г.
9. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа,2011 г.

10. ЗанковЛ.В.  Развитие учащихся в процессе  обучения М.: Высшая школа. 2012 г.


Анализ работы по методической теме

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения» за 2011 – 2015г. 

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту.

Необходимо, чтобы подготовка рабочего непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания технического творчества.

Давно замечено, что наиболее успешно совершенствуют квалификацию, осваивают профессию те молодые рабочие, у которых творческий подход к делу проявлялся ещё до прихода на производства, чьи творческие способности получили необходимое развитие в процессе обучения и овладения профессией.

В отличие от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает наибольшие возможности развития у воспитанников творческого подхода к делу. На занятиях производственного обучения обеспечивается формирование творческих качеств личности у всех обучающихся.

Все начинается с любви: с любви к детям, профессии, любви к себе. Это не только философия моей педагогики, но и философия моей жизни.

Важным средством развития творческих способностей обучающихся является приобщение их к свободной импровизации, умению находить в обычных ситуациях новые аналогии. Чтобы занятия по учебной практике были творческими, следует создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Мало того, для развития творческого роста необходима некоторая база знаний: умение анализировать, комбинировать, находить в предмете или объекте несвойственные ему признаки, а так же выделять аналогичные в других объектах или предметах. Сформировать и развивать эти умения, заинтересовать, сделать так, чтобы обучающимся нравилось то, что они делают: только тогда они с удовольствием пойдут на занятия и с радостью выполнят поставленную задачу.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития.

В настоящее время работаю по формированию творческих способностей на занятиях производственного обучения, как составляющая востребованности будущего профессионала.

Для развития интереса к занятиям и творческих качеств обучающихся я ввела в свою практику нестандартные уроки: урок-соревнование, урок-взаимообучение, урок-творческий отчет (проведение контрольно-проверочных работ), урок-конкурс, урок с использованием элементов проблемного обучения (решение производственных задач).

Так, например, были проведены:

- урок-конкурс открытого урока «приготовление блюд из котлетной и рубленой мясной массы» для третьего курса поваров;

- урок-проект «Порядок приемки товаров по количеству» (каждому звену было дано домашнее задание: подготовить презентацию порядок приемки товара на свой выбор, составить технологические карты, по приемке товара),

Постоянно работаю над повышением результативности уроков производственного обучения. На уроках применяю различный дидактический материал, наглядные пособия, тестовый контроль знаний, провожу уроки с элементами деловой игры, для подготовки к урокам пользуюсь интернет ресурсами. В качестве самостоятельных заданий обучающиеся выполняют электронные презентации.

Анализ дается любому творческому проекту, по каждому виду блюд и кондитерских изделий модуля программы. Обучающиеся учатся давать органолептическую оценку качества приготовленных блюд и изделий, находить недостатки и методы их устранения, проводить аналогию, сравнивать, давать объективную оценку.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания обучающихся. Занятия проходят в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Занятие создает для каждого обучающегося возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

Пробудить заложенные в каждом обучающемся творческое начало, научить «ТВОРИТЬ», помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши ребята, наше будущее.

Для достижения поставленных задач, один раза в неделю провожу предметный кружок «Юный кулинар» и «Юный Коммерсант». Кружок объединяет обучающихся и способствует повышению уровня профессионального мастерства, развивает чувство коллективизма.

В программе кружка предусмотрены два направления: 1)углубление изучения спецпредметов; 2)дать почувствовать учащимся себя творцами, созидателями. Это помогает не только совершенствовать профессиональные навыки, но и стимулирует интерес к выбранной профессии.

Большим потенциалом обладает внеурочная деятельность, которая направлена, прежде всего, на развитие профессиональных и личностных качеств, а также на реализацию склонностей и интересов обучающихся, их готовность к самосовершенствованию, а значит и творчеству.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Публикация "Развитие творческих способностей на уроках производственного обучения"

Автор: Панькова Ирина Михайловна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства