Развитие креативного мышления через формирование исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы
Развитие креативного мышления через формирование исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы
Развитие творческого потенциала личности, креативного мышления -весьма актуальный вопрос в образовательном процессе. В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления через формирование исследовательских навыков на уроках русского языка и литературы»
Развитие креативного мышления
через формирование исследовательских навыков
Королькова Светлана Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовского района Тамбовской области
Развитие творческого потенциала личности, креативного мышления -весьма актуальный вопрос в образовательном процессе. В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
Необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые наша школа реализует с 2012-2013 учебного года.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.
Модульная технология, используемая в нашей школе, способствует созданию целостного педагогического пространства, ориентированного на:
освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников;
развитие навыков самостоятельности и самоконтроля;
повышение познавательного интереса обучающихся;
развитие умения планировать свою деятельность;
обеспечение условий для выявления, «развертывания» и сохранения детской одаренности, индивидуальности.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулирующее развитие творческого потенциала личности ребенка.
Поэтому одними из главных целей уроков русского языка и литературы являются:
помощь обучающимся в овладении креативным уровнем мышления;
обучение школьников основам научного творчества;
содействие в становлении речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности учащегося.
Для достижения этих целей применяю на уроках такие виды деятельности, как исследовательская, система творческих заданий, работа со словом, метод проектов. Особое внимание уделяю организации исследовательской деятельности, которая активизирует обучение, придаёт ему изыскательный, творческий характер. С 2016 – 2017 учебного года одной из форм итоговой аттестации девятиклассников стала защита проектов. Школьники «выдвигают гипотезы, осуществляют их проверку, осваивают приемы исследовательской деятельности, учатся прогнозировать, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулируют полученные результаты. Опыт работы в данном направлении показал, что детские открытия возможны, учебное исследование, хотя и отличается своей масштабностью от научных открытий, ценится как возможность развития креативного мышления учащегося.
Темы проектов, защищённых учащимися в прошлом учебном году (руководитель – Королькова С.Д.) :
«Отражение русского национального характера во фразеологизмах»;
«Использование А.С.Пушкиным переносного значения слова в поэтических тропах (по роману в стихах “Евгений Онегин”)»;
«Как характеризует интерьер личность литературного героя? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души)»;
«Тема пути в русской литературе первой половины XIX века».
На уроках русского языка и литературы даю учащимся задания исследовательского характера, связанные, как правило, с программным материалом. Чтобы создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка в исследовательской практике, вовлекаю учащихся в эту деятельность на уроках по развитию речи, включаю элементы поиска знаний индивидуального и группового характера, фрагменты микроисследований . Развитие креативного уровня мышления невозможно, на мой взгляд, без диалога как способа познания и мышления. Стремлюсь создать такую творческую атмосферу, в которой маленький читатель откликается на Слово, обращённое к читателям, находит ответы на вопросы, рождающиеся только в его душе… Итог такой работы – формирование диалогического типа мышления, которое, безусловно, является ценностной базой для развития творческой личности и его креативности. Использую проблемную интеграцию, предполагающую обращение на нескольких уроках к одной и той же ключевой идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления. Так, проблема соотношения синтаксической структуры предложения и смысловых связей между его частями объединит уроки по изучению бессоюзного сложного предложения и сложноподчиненных конструкций. Тематическую интеграцию создаёт общая тема уроков, позволяющая развернуть главное содержание при обращении к различным аспектам, например, «Тема поэта и поэзии в творчестве поэтов разных эпох». Облегчает восприятие и понимание учебного материала учащимися межпредметная интеграция, в рамках которой сближаются предметы, близкие по способу познания мира: литература и МХК, музыка и литература, русский язык и литература; литература, музыка и изобразительное искусство. Наиболее продуктивным эвристическим методом в работе с учащимися средних классов является метод «Если бы…». Использование его возможно на уроке не только для переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья. «Что происходило бы, если бы не было заимствованных слов?» « А если вдруг в стихотворениях не будет рифмы?» Так, благодаря эвристическим методам, рождаются новые ситуации для раздумий, появляются неожиданные учебные задачи и их решения. Практика работы показала, что эвристические методы развивают, прежде всего, воображение, являющееся основой дивергентного мышления. Они позволяют ребенку проявить индивидуальность, самобытность, он учится что-то «придумывать», фантазировать, а это важно, как замечают ученые, для развития творческих способностей. Итак, такие методы, как интеграция, модульное, проблемное и эвристическое обучение, метод проектов, учебный диалог, позволяют реализовать одну из задач данной педагогической системы - развитие креативного типа мышления. Если ученик может оценить свои успехи на уроке – он желает открыть новое. « А «подлинная гуманность означает прежде всего справедливость», - считал В,А.Сухомлинский.