kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской компетенции учащихся в условиях обновленного содержания образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

С появлением компьютера в мире  отношение к книге сильно  изменилось. Теперь, для того чтобы  быть в курсе  последних событий,  необязательно читать. Можно взять любую  информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время   уменьшилось.  Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг  подрастающее поколение перестало видеть смысл.

            Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова,  путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской компетенции учащихся в условиях обновленного содержания образования»

Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности

Бейганова Ардак Абдылгалиевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования

по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО

С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.

По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.

Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно  вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова,  путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.

Литература - это предмет, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому на уроках важно использовать чтение по ролям, инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.

Какие же методы и приёмы служат повышению литературного образования? Большинство из них хорошо известны:

Название метода

Формы использования

1

метод творческого чтения

  • выразительное чтение;

  • чтение произведения наизусть;

  • комментированное чтение.


2

эвристический метод

  • построение логически четкой системы вопросов;

  • системы заданий по тексту

  • художественного произведения; постановка проблемы.


3

исследовательский метод

  • подготовка докладов и выступлений,

  • составление плана к своему ответу или докладу,

  • самостоятельный анализ произведения

4

репродуктивный метод

обзорная лекция учителя, задания по учебнику

«Система работы по формированию читательской компетенции учащихся».

«Система работы по формированию читательской компетенции учащихся».

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап Ключевые слова

II этап –Текстовая работа
Прочитать и обсудить специально маркированные ключевые

моменты текста
Прочитать текст, разделить его на смысловые части
Прочитать и найти в каждой части по одному предположению, передающему основную мысль этой части
Изучая содержание текста, опровергнуть или подтвердить ранее выдвинутые предположения
Прочитать абзац и задать вопрос к прочитанному
В каждом предположении выделить ключевые слова
Ответить на вопросы учителя
Расположить предположения в той последовательности, в которой они даны в тексте
Прочитать вслух предположения, которые поясняют название текста

III этап- Послетекстовая работа
Найти пропущенные факты
Таблицы, схемы
Лото, мозаика
Кроссворд
Проекты
Творческие работы (коллаж, рисунок,

портрет)
Ролевые игры

Работа по формированию читательской грамотности ведется на всех уроках. Правильное выполнение задний в основном зависит не от того, что ребенок не знает учебный материал, а от того как он осознанно прочитал задание. Поэтому сначала разбираем задание, т.е. ученик должен в задании найти действия, которые он должен выполнить и какой результат его деятельности будет оценен. Рассмотрим подробнее некоторые методы и приёмы, представляющиеся наиболее эффективными в плане развития читательской компетенции на уроках литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Приём «Чтение с пометами».

Этот приём получил достаточно широкое использование не только на уроках русского языка и литературы, но в преподавании других предметов, причём учитель вправе разработать свою систему символов, и лучше, если в этом примут участие ученики.

Примеры помет:

Н – незнакомое слово

? – задать вопрос

! – очень важная мысль

Гл – главная мысль текста

К – красота художественной речи (возможно использование символов, обозначающих тропы, стилистические фигуры, языковые средства – в зависимости от вида текста, типа речи, стиля речи).

Урок - путешествие.

Основная задача – дать максимальную информацию о периоде, в котором было написано то или иное произведение, дать возможность мысленно перенестись в эпоху, познакомить с особенностями взглядов того писателя, чье произведение изучается..

Урок - издание газеты.

Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы должен стать выпуск газеты или научного альманаха. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.

Заочная экскурсия проводится как в урочное, так и во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя и т.д. Проводится учителем, а в начале мероприятия дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждении, опираясь на свой читательский опыт. Такой урок практикуется чаще всего в процессе изучения биографии писателя, когда перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов.  Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского» или «С Л.Н. Толстым в Ясную Поляну» и др.

. Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения. Грамотное чтение заключается в том, что, кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения

Используемая литература
    1. Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.

    2. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. / О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983. – 87с.

    3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями

«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998. – 135с.

    1. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – С.61-64.

    2. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями

«Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998. – 120 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бейганова Ардак Абдылгалиевна

Дата: 19.05.2023

Номер свидетельства: 631906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "«Плавление и отвердевание кристаллических тел». "
    ["seo_title"] => string(53) "plavlieniie-i-otvierdievaniie-kristallichieskikh-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "231488"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442509567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства