Развитие читательской компетенции учащихся в условиях обновленного содержания образования
Развитие читательской компетенции учащихся в условиях обновленного содержания образования
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской компетенции учащихся в условиях обновленного содержания образования»
Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности
Бейганова Ардак Абдылгалиевна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 26! отдела образования
по горолу Усть –Каменогорску управления образования ВКО
С появлением компьютера в мире отношение к книге сильно изменилось. Теперь, для того чтобы быть в курсе последних событий, необязательно читать. Можно взять любую информацию с экрана телевизора или дисплея компьютера.
По данным социологов, число постоянно читающих в нашей стране за последнее время уменьшилось. Ведь намного проще, а главное - быстрее посмотреть фильм, проглядеть краткое содержание книг в Интернете. В чтении книг подрастающее поколение перестало видеть смысл.
Проблема формирования читательской компетенции сегодня стоит очень остро. Поэтому нам, педагогам, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач.
Литература - это предмет, развивающий творческий потенциал ребенка, поэтому на уроках важно использовать чтение по ролям, инсценировки, художественные и словесные зарисовки; также интересны стилизованные пересказы, написание творческих сочинений. Важно, чтобы на уроке, особенно у младших подростков, присутствовал элемент игры. При таком подходе преподавания школьник вовлекается в процесс сотворчества. Ученик, включаясь в разнообразную деятельность, активизирует воображение, учится формировать читательские качества.
Какие же методы и приёмы служат повышению литературного образования? Большинство из них хорошо известны:
№
Название метода
Формы использования
1
метод творческого чтения
выразительное чтение;
чтение произведения наизусть;
комментированное чтение.
2
эвристический метод
построение логически четкой системы вопросов;
системы заданий по тексту
художественного произведения; постановка проблемы.
3
исследовательский метод
подготовка докладов и выступлений,
составление плана к своему ответу или докладу,
самостоятельный анализ произведения
4
репродуктивный метод
обзорная лекция учителя, задания по учебнику
«Система работы по формированию читательской компетенции учащихся».
«Система работы по формированию читательской компетенции учащихся».
Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап Ключевые слова
II этап –Текстовая работа Прочитать и обсудить специально маркированные ключевые
моменты текста Прочитать текст, разделить его на смысловые части Прочитать и найти в каждой части по одному предположению, передающему основную мысль этой части Изучая содержание текста, опровергнуть или подтвердить ранее выдвинутые предположения Прочитать абзац и задать вопрос к прочитанному В каждом предположении выделить ключевые слова Ответить на вопросы учителя Расположить предположения в той последовательности, в которой они даны в тексте Прочитать вслух предположения, которые поясняют название текста
III этап- Послетекстовая работа Найти пропущенные факты Таблицы, схемы Лото, мозаика Кроссворд Проекты Творческие работы (коллаж, рисунок,
портрет) Ролевые игры
Работа по формированию читательской грамотности ведется на всех уроках. Правильное выполнение задний в основном зависит не от того, что ребенок не знает учебный материал, а от того как он осознанно прочитал задание. Поэтому сначала разбираем задание, т.е. ученик должен в задании найти действия, которые он должен выполнить и какой результат его деятельности будет оценен. Рассмотрим подробнее некоторые методы и приёмы, представляющиеся наиболее эффективными в плане развития читательской компетенции на уроках литературы и русского языка, а также во внеурочной деятельности.
Приём «Чтение с пометами».
Этот приём получил достаточно широкое использование не только на уроках русского языка и литературы, но в преподавании других предметов, причём учитель вправе разработать свою систему символов, и лучше, если в этом примут участие ученики.
Примеры помет:
Н – незнакомое слово
? – задать вопрос
! – очень важная мысль
Гл – главная мысль текста
К – красота художественной речи (возможно использование символов, обозначающих тропы, стилистические фигуры, языковые средства – в зависимости от вида текста, типа речи, стиля речи).
Урок - путешествие.
Основная задача – дать максимальную информацию о периоде, в котором было написано то или иное произведение, дать возможность мысленно перенестись в эпоху, познакомить с особенностями взглядов того писателя, чье произведение изучается..
Урок - издание газеты.
Группам учащихся или отдельным ученикам дается задание найти материал по какой – либо теме (например, к юбилею писателя). Результатом работы должен стать выпуск газеты или научного альманаха. В процессе работы предполагается развивать как читательскую компетенцию, так и творческие навыки учащихся, навыки работы в группе.
Заочная экскурсия проводится как в урочное, так и во внеурочное время с использованием медиа-ресурсов. Заочная экскурсия возможна в музей того или иного писателя и т.д. Проводится учителем, а в начале мероприятия дается установка в виде нескольких проблемных вопросов, обсуждение которых проходит после заочной экскурсии. Важно, чтобы ученики как можно больше участвовали в обсуждении, опираясь на свой читательский опыт. Такой урок практикуется чаще всего в процессе изучения биографии писателя, когда перед учителем стоит цель не только познакомить школьников с определёнными фактами биографии писателя, но и ввести их в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия». Поэтому рассказ учителя обязательно должен быть дополнен созданием зрительного ряда с использованием альбомов, открыток, иллюстраций, портретов, слайдов, диафильмов и кинофрагментов. Возможно и проведение заочной экскурсии, когда мы встречаемся с определённым устоявшимся понятием, например, «Петербург Достоевского» или «С Л.Н. Толстым в Ясную Поляну» и др.
. Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения. Грамотное чтение заключается в том, что, кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения
Используемая литература
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – С. 88-92.
Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. / О.А.Кузнецов, Л.Н.Хромов - М.: Просвещение, 1983. – 87с.
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями