kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир отличается динамичностью развития и быстрым обновлением информации. Её объёмы становятся с каждым днём всё больше. Развитие научно-технического прогресса обязывает современного человека заниматься постоянным самообразованием и саморазвитием. Для успешной реализации в профессиональной деятельности выпускнику недостаточно владеть предметными умениями, навыками и содержанием. Безусловно, хорошие знания отдельных предметных областей играют важную роль в возможности овладеть той или иной профессией. Однако, приступив к обучению и непосредственной профессиональной деятельности, студент и молодой специалист не смогут достичь необходимого уровня компетентности, не имея навыков самообразования.   Основным источником информации, необходимой для удовлетворения возникающих запросов, во все времена был текст. Именно умение правильной интерпретации его содержания обеспечивает степень получения пользы от работы с ним. Современные школьники очень мало читают. Это является основной причиной неудач при изучении большинства школьных предметов.

Новым стандартом предусмотрен вариант решения обозначенной выше проблемы – реализация междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», которая направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Актуальность. Работая с текстом, обучающиеся испытывают затруднения при:

  • элементарном обосновании высказанного суждения,
  • нахождении в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение,
  • формулировке высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов,
  • формулировке простых оценочных суждений на основе текста,
  • интерпретации содержания «несплошных»  текстов: рисунков, таблиц, диаграмм, схем,
  • преобразовании информации из одного вида в другой: из сплошного текста в таблицу.

Результаты диагностики обозначили  поле моей профессиональной деятельности на текущий учебный год – создание условий на уроках физики для обучения навыкам смыслового чтения и работы с текстом.

Вся работа разделась на несколько смысловых этапов:

1) изучение литературы по данной теме;

2)поиск «подходящих» педагогических технологий и их элементов;

3)отбор приёмов, методов и средств обучения, подходящих для решения обозначенной проблемы;

           4)применение методических находок на практике и постоянная оценка результативности их использования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Плавление и отвердевание кристаллических тел». »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Малодорская средняя общеобразовательная школа»












Урок изучения нового материала

по физике в 8 классе


«Плавление и отвердевание кристаллических тел».





Учитель физики первой квалификационной


категории – Ергина Надежда Васильевна













с. Малодоры - 2015





Ергина Надежда Васильевна – учитель физики

МБОУ «Малодорская средняя общеобразовательная школа»

Устьянского района, Архангельской области


«Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом

на уроках физики»

«Человек образованный тот, кто знает. Где найти то, чего он не знает».

Георг Зиммель, немецкий социолог

Современный мир отличается динамичностью развития и быстрым обновлением информации. Её объёмы становятся с каждым днём всё больше. Развитие научно-технического прогресса обязывает современного человека заниматься постоянным самообразованием и саморазвитием. Для успешной реализации в профессиональной деятельности выпускнику недостаточно владеть предметными умениями, навыками и содержанием. Безусловно, хорошие знания отдельных предметных областей играют важную роль в возможности овладеть той или иной профессией. Однако, приступив к обучению и непосредственной профессиональной деятельности, студент и молодой специалист не смогут достичь необходимого уровня компетентности, не имея навыков самообразования. Основным источником информации, необходимой для удовлетворения возникающих запросов, во все времена был текст. Именно умение правильной интерпретации его содержания обеспечивает степень получения пользы от работы с ним. Современные школьники очень мало читают. Это является основной причиной неудач при изучении большинства школьных предметов.

Новым стандартом предусмотрен вариант решения обозначенной выше проблемы – реализация междисциплинарной учебной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом», которая направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Актуальность. Работая с текстом, обучающиеся испытывают затруднения при:

  • элементарном обосновании высказанного суждения,

  • нахождении в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение,

  • формулировке высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов,

  • формулировке простых оценочных суждений на основе текста,

  • интерпретации содержания «несплошных» текстов: рисунков, таблиц, диаграмм, схем,

  • преобразовании информации из одного вида в другой: из сплошного текста в таблицу.

Результаты диагностики обозначили поле моей профессиональной деятельности на текущий учебный год – создание условий на уроках физики для обучения навыкам смыслового чтения и работы с текстом.

Вся работа разделась на несколько смысловых этапов:

1) изучение литературы по данной теме;

2)поиск «подходящих» педагогических технологий и их элементов;

3)отбор приёмов, методов и средств обучения, подходящих для решения обозначенной проблемы;

4)применение методических находок на практике и постоянная оценка результативности их использования.



Новизна данной работы заключается в том, чтобы повысить навык смысловой работы с текстом на примере темы школьного курса "Изменение агрегатных состояний вещества".

Среди педагогических технологий, которые позволят работать над программой «Основы смыслового чтения и работы с текстом», были выделены интерактивные технологии; технология развития критического мышления через чтение и письмо, а также кейс-технология.

Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. На уроках использую различные виды чтения, которые регламентированы межпредметной программой. Собственная практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности. Чтобы овладеть изучающим чтением, необходимо освоить основные его приёмы:

- выделение ключевых слов;

- определение темы текста;

- выявление проблемы текста;

- определение основной мысли и аргументов автора.

Физика, как учебный предмет, позволяет работать с самыми разными типами текстов: сплошными и несплошными и их разновидностями. Сложность для обучающегося заключается в том, что информация становится не только более научной, но и более сложной для восприятия и интерпретации, так как представлена в виде формул, таблиц, графиков, диаграмм, иллюстраций физических опытов, инструкций.


Цель данной работы - это поиск приемов формирования умений работы с текстами, а также познавательного интереса при изучении физики в 8 классе по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" и создание учебных материалов по выбранной теме.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать содержания образования по данной теме.

2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу.

3. Произвести отбор собранного материала, подобрать вопросы и задачи для контроля знаний учащихся.

Эта разработка будет полезна в первую очередь учителям средних учебных заведений, студентам, которые проходят педагогическую практику в школе, а также школьникам.

Эксперимент проводился с целью проверки гипотезы - применение различных приемов смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики по теме "Изменение агрегатных состояний вещества" научит обучающихся работать с текстом, находить нужную информацию, задавать вопросы к тексту, повысит интерес к физике, как к предмету, и повысит качество знаний по данной теме.

Результативность

Проведенный эксперимент проведения уроков с применением приемов смыслового чтения и работы с текстом по данной теме показал, что обучающиеся стали лучше ориентироваться в получаемой информации, умеют сами находить ответы на поставленные вопросы, пользуясь различными текстами, интерес к физике как к предмету вырос, а также повысилось и качество знаний по предмету. С контрольной работой справились – 100% учащихся класса, из них 50% - на «4» и «5». Урок ребятам понравился все отметили, что было интересно и полезно.















Технологическая карта урока в логике системно-деятельностного подхода


Предмет

Физика

Класс

8

Авторы УМК

А.В. Перышкин

Изучаемый раздел

«Изменение агрегатных состояний вещества»

Количество учебного времени, отведенного для изучения раздела

11 уроков

Номер учебного занятия в курсе

14 урок

Номер урока в изучаемом разделе


1 – «Изменение агрегатных состояний вещества»

Тема урока

«Плавление и отвердевание кристаллических тел»

Цель урока

Познакомить учащихся с новым физическим процессом «Плавление и отвердевание». Температура плавления (кристаллизации). График плавления и отвердевания».

Что должен знать обучающийся

Обучающийся должен знать:

- определение процесса «плавление»;

- понятие температуры плавления (кристаллизации);

- График плавления и отвердевания;

- применение процессов в природе и технике

Что должен уметь обучающийся


Обучающийся должен уметь:

- объяснять процессы плавления и отвердевания вещества;

- читать график плавления и кристаллизации вещества;

- изображать процессы с помощью графика;

- определять температуру плавления (кристаллизации) вещества;

- работать с таблицей температуры плавления и кристаллизации веществ.


Что должен понимать обучающийся


Обучающийся должен понимать:

- что плавление и кристаллизация это два взаимно обратных процесса;

- что плавление и кристаллизация вещества происходит при одинаковой температуре – температуре плавления;

- график изменения температуры.

Закрепление и развитие метапредметных (универсальных) умений

Формирование / развитие регулятивных УУД

- развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем;

- развитие навыка выделения приоритетных и второстепенных для решения задач урока;

- развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения экспериментального задания.


Формирование / развитие коммуникативных УУД

- развитие умения владения монологической речью по объяснению результатов экспериментов;

- формирование навыков учебного сотрудничества при работе в группах по выполнению задания;

- развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока;

- развитие умения формулировки собственного мнения.


Формирование / развитие познавательных УУД

- формирование навыка формулировки выводов на основе результатов экспериментов;

- формирование навыка формулировке вывода на основе экспериментальных данных, полученных разными экспериментаторами;

- формирование умения давать определение физическому процессу «плавление (отвердевание)»;

- развитие умения сравнивать информацию, полученную из различных источников;

- развитие навыка поискового чтения;

- развитие умения объяснения наблюдаемых в ходе эксперимента явлений с использованием новых понятий.

Вид учебного занятия

Урок изучения нового материала.

Демонстрационный материал


- электронная презентация на тему «Плавление и отвердевание кристаллических тел»;

- кейс (материалы для изучения темы);

- раздаточный материал (бонусная карта, таблицы, графики, тесты)

Лабораторное оборудование

-сосуд со льдом и водой;


Раздаточный материал

- «Бонусные карты» для заполнения обучающимися по мере продвижения по изучаемому материалу;

- «Рюкзак знаний» с вопросами по теме урока (необходимо собрать слова – составить вопросы);

- кейс с материалами для изучения проблемы;

- таблица «перейдут в жидкое состояние, останутся твердыми» с перечнем заданий;

- графики для чтения;

- тест для первичной проверки освоения знаний.

Контроль педагога


На этапе освоения нового знания педагог:

- наблюдает за выполнением составления вопросов к теме урока во время парной работы;

- наблюдает за выполнением задания по самостоятельному изучению темы урока;

- интересуется затруднениями, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении задания;

- контролирует правильность сделанных выводов в результате смыслового чтения текста;

- предлагает выступить представителям групп с целью озвучивания результатов работы;

- стимулирует других обучающихся к формулировке краткого вывода по результатам работы одноклассников для заполнения схемы-конспекта в рабочей тетради.

На этапе закрепления полученных знаний учитель:

- предлагает обучающимся в парах работу с таблицей «Температура плавления некоторых тел» (предполагается выполнение заданий с использованием данных таблицы);

- проверяет успешность выполнения задания путем опроса отдельных пар учащихся;

- предлагает в индивидуальном порядке задание по решению задач (тест)

- организует самопроверку выполненного задания через сравнение ответов обучающихся с правильными ответами, представленными на слайде электронной презентации.

На этапе рефлексии учитель:

- стимулирует обучающихся к анализу уровня достижения целей урока;

- предлагает обучающимся сформулировать вопросы, на которые они самостоятельно на данный момент не могут дать ответ;

- направляет обучающихся к классной доске для заполнения диаграммы «Трудность-Интерес».

Самоконтроль обучающегося

На этапе освоения нового знания обучающиеся:

- формулируют выводы, полученные на основе экспериментальных исследований (первоначально учителю, затем всему классному коллективу);

- сравнивают определение процесса «плавления», данного в учебнике с тем определением, которое составили после перечисления во внешней речи всех выявленных закономерностей.

На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся:

- сопоставляют в парах свои ответы на задания по работе с таблицей «перейдут в жидкое состояние, останутся твердыми» с ответами других пар;

- доказывают правильность своего ответа в случае ошибки, допущенной другой парой;

- выполняют самопроверку правильности ответов на вопросы теста;

- анализируют содержание тех заданий, на которые дали неверный ответ.

На этапе рефлексии обучающиеся:

- оценивают уровень достижения целей урока с проговариванием во внешней речи;

- формулируют вопросы, вызывающие затруднения;

- заполняют на классной доске диаграмму «Трудность-Интерес»;


- выбирают уровень сложности домашнего задания.


План урока в логике системно-деятельностного подхода


Предмет: физика.

Возрастная группа учащихся: 8 класс.

Тема урока: Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Изучаемый раздел: «Изменение агрегатных состояний вещества».

Место урока в изучаемом разделе: первый урок «Изменение агрегатных состояний вещества».


этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1



2.

Организационный (эпиграф)

(1 мин)


Я хочу, чтобы материал, с которым мы сегодня будем работать на уроке вошел в круг ваших понятий


Целеполагание:

(10 мин)

Вносит закрытый сосуд, в котором находится вода, плавающий в ней лед, водяной пар.

Вопрос: Что наблюдаете?



Я просила вас помочь мне и подготовить дома сообщения на тему: «Агрегатные состояния вещества»


Посмотрите снова на сосуд:

- произошли ли какие-либо изменения?

- т. е произошел переход вещества из твердого состояния в жидкое, как иначе можно назвать?

Обратный процесс?

Назовите тему нашего урока:



Запишите в тетрадь:

«Плавление и отвердевание кристаллических тел»

В течение урока вы будете получать бонусы на свою бонусную карту. Сейчас мы ее активируем, для этого подпишите на ней свои фамилию и имя.

Сформулируйте вопросы к теме урока, на которые вы бы хотели узнать ответы - это будет необходимый багаж знаний по данной теме

«Рюкзак знаний» (выдать для работы в группе слова, из которых обучающиеся должны составить вопросы):

  • Какой процесс называют плавлением?

  • Что называют процессом отвердевания?

  • График процессов

  • Температура плавления (кристаллизации)

  • Применении процессов




Читают эпиграф:


Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;

 а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

Козьма Прутков


Предполагаемый ответ:

Вещество вода находится в трех агрегатных состояниях жидком, твердом и газообразном.





Выступление детей об агрегатных состояниях



Предполагаемый ответ:

Лед частично расплавился.


Предполагаемый ответ:

Плавление

- отвердевание (кристаллизация)

Предполагаемый ответ:

Плавление и отвердевание кристаллических тел





Получают «бонусные карты» - БК

(Приложение)





Собирают (Приложение)

«РЮКЗАК ЗНАНИЙ» - задают вопросы, на которые надо ответить в течение урока, т.е. (из предложенных слов составляют вопросы по теме)

Формулируют задачи урока

  • Какой процесс называют плавлением?

  • Что называют процессом отвердевания?

  • График процессов

  • Температура плавления (кристаллизации)

  • Применение процессов





3.




Освоение нового знания

(10 мин)

- выявление способов получения нового знания через ответы учащихся на предложенный учителем вопрос: «Какими методами познания мы сегодня можем воспользоваться для решения поставленных задач?»


Я думаю, что ваш жизненный опыт позволит вам самостоятельно узнать, что такое плавление и отвердевание, а так же  выяснить, как происходит плавление и отвердевание на основе знаний о строении веществ. (Учитель выдает кейс с текстами)





(Предполагаемые ответы учащихся: «Эксперимент, работа с текстом учебника»)








Работают с текстами кейсов.

Отвечают на вопросы (записывают в тетрадь)



- Задают друг другу вопросы.

- Отвечают на вопросы


4.

Закрепление полученных знаний

(10 мин)

Прием: «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Приложение



- Задают друг другу вопросы. Прием: «Тонкие» и «Толстые» вопросы

- Отвечают на вопросы

- В парах заполнить таблицу (Приложение4)

Перейдут в жидкое состояние

Останутся твердыми

Спирт, Ртуть, лед

Цезий, калий,..


5.

Освоение нового знания

Прочитать в учебнике П. 14;


Эксперимент

Прочитать в учебнике П. 14;



6.


Закрепление полученных знаний

(12 мин)

1)

1 уровень

-Назовите процессы:

2 уровень (воспользуйтесь словами: «уменьшается, увеличивается, равно, быстрее, медленнее)

1. Как изменяется внутренняя энергия вещества?

2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?

3.Как изменяется характер движения молекул?

4. В какой момент тело начнет плавиться?

5. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?

6. Как изменяется температура вещества при плавлении?

7. Сравните внутреннюю энергию твердого тела и жидкости



2)

Решение нестандартных задач

(Приложение)





3)

Выполнить тест (самопроверка)

Воспользуйтесь таблицей стр.32 учебника







1 уровень

-Называют процессы:

2 уровень (воспользовавшись словами: «уменьшается, увеличивается, равно, быстрее, медленнее), отвечают на вопросы:

1. Как изменяется внутренняя энергия вещества?

2. Как изменяется энергия молекул и их расположение?

3.Как изменяется характер движения молекул?

4. В какой момент тело начнет плавиться?

5. Изменяются ли молекулы вещества при плавлении?

6. Как изменяется температура вещества при плавлении?

7. Сравните внутреннюю энергию твердого тела и жидкости



Отвечают на вопросы нестандартных задач

(Приложение)




(Приложение)

Выполняют тест (самопроверка),

используя таблицу (стр.32 учебника).

Критерии: 7-8 – «5»

6-5 – «4»

3 -4 – «3»


вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

А

В

Б

А

Б

В

В

А











7

Рефлексия

  • Притча.

  • Возвращаются к эпиграфу урока

Подсчитайте заработанные вами баллы.

Поднимите руки те, у кого 5 баллов, 4… поставьте их в дневник. Кто желает, может поставить и 3.

  • Я считаю, что вещи, о которых мы сегодня говорили на уроке вошли в круг ваших понятий. На уроке мы работали с различной информацией, поэтому, теперь, пожалуйста, уходя, поставьте магнитик на плоскости «трудность - польза»

  • Выразите свое отношение к уроку























Уходя, обучающиеся ставят магнитики на

Координатной плоскости «трудность -польза»


Домашнее задание на карточках с выбором

§ 13,14, вопросы после параграфа - 1 уровень

§ 13,14, упр. 8 (1 – 3)стр. 38 письменно - 2 уровень

§ 13,14, упр. 8 (1 – 3)стр. 38 письменно + Работа с текстом - 3 уровень






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Автор: Ергина Надежда Васильевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "« Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел». "
    ["seo_title"] => string(94) "aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-plavlieniie-i-otvierdievaniie-kristallichieskikh-tiel"
    ["file_id"] => string(6) "236666"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444134791"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по физике по теме "Плавление и отвердевание кристаллических тел""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_fizike_po_teme_plavlenie_i_otverdevanie_kristallicheskikh_tel"
    ["file_id"] => string(6) "573054"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613232957"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Видео урока по физике по теме "График плавления и отвердевания кристаллических тел""
    ["seo_title"] => string(80) "video_uroka_po_fizike_po_teme_grafik_plavleniia_i_otverdevaniia_kristallicheskik"
    ["file_id"] => string(6) "573221"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613386529"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Материалы для презентации урока по теме: "Плавление и отвердевание кристаллических тел" для детей с ОВЗ (по слуху)"
    ["seo_title"] => string(80) "materialy_dlia_prezentatsii_uroka_po_teme_plavlenie_i_otverdevanie_kristalliches"
    ["file_id"] => string(6) "581481"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1621861758"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока физики 8 класс: "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-fiziki-8-klass-aghrieghatnyie-sostoianiia-vieshchiestva-plavlieniie-i-otvierdievaniie"
    ["file_id"] => string(6) "120036"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413573839"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1860 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства