kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раздаточный материал к урокам по родной русской литературе в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал поможет на уроках родной русской литературы в 5 классе с помощью приемов функциональной читательской грамотности проверить умения и навыки учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к урокам по родной русской литературе в 5 классе»

А.П.Чехов. В МОСКВЕ НА ТРУБНОЙ ПЛОЩАДИ. (Родная русская литература, 5 класс)


Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко. По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках, поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет. Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.

  1. Найти в тексте сравнение.

  2. Как в просторечье называют площадь близ Рождественского монастыря?

  3. Найти и объяснить устаревшие слова.

  4. По какой цене продаются щеглы:

  1. по десяти копеек

  2. по рублю

  3. подороже

  4. по пятаку


Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет. Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

  1. С каким животным сравниваются калоши героя текста?

  2. Найдите словосочетание, употребленное в переносном значении.

  3. Чем занимается герой в летнее время:

  1. косит сено

  2. пасет стадо коров

  3. собирает в лесу грибы и ягоды

  4. ловит перепелов и рыбу










К.Г.Паустовский. Дремучий лес. (Родная русская литература, 5 класс)


1.На Высокой реке жили бобры. 2. Бабка Анисья и Семен-чаевник строго наказали Пете не подходить к бобровым норам.3. Потому что бобер зверь строгий, самостоятельный, мальчишек деревенских вовсе не боится и может так хватить за ногу, что на всю жизнь останешься хромой. 4.Но Пете была большая охота поглядеть на бобров, и потому он ближе к вечеру, когда бобры вылезали из нор, старался сидеть тихонько, чтобы не напугать сторожкого зверя.

5.Однажды Петя видел, как бобер вылез из воды, сел на берегу и начал тереть себе лапами грудь, драть ее изо всех сил, сушить. 6.Петя засмеялся, а бобер оглянулся на него, зашипел и нырнул в воду.

  1. О чем предупреждали взрослые Петю:

  1. Не ходить одному в лес

  2. Не купаться в холодной воде

  3. Не подходить к норам бобров

  1. Объясните лексическое значение слова сторожкий.

  2. Бобры вылезают из нор:

  1. Ночью

  2. Утром

  3. Вечером

  1. В предложениях 4-5 найдите синоним к слову желать.



И в воде тоже было хорошо. Смотришь на нее с берега – и так и подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И все чудится, что ползет по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами.

Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.

  1. Петя любил наблюдать за природой.

  2. Звери и птицы боялись мальчика.

  3. Петя ходил в лес:

  1. За грибами

  2. Собирать редкие лекарственные травы

  3. Пасти телят.



К.Г.Паустовский. Дремучий медведь. (Родная русская литература, 5 класс)


Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.

Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.

  1. Звери и птицы разбегались при виде Пети.

  2. Мальчик любовался тоненькими осинками, когда они выпрямлялись в полный рост и дрожали на ветру.

  3. Осокорь – это:

  1. Птица

  2. Зверь

  3. Дерево





А другой раз вдруг с грохотом и плеском обрушилась в реку старая ольха. Тотчас под водой молниями полетели испуганные плотицы. Петя подбежал к ольхе и увидел, что она прогрызена бобровыми зубами до сердцевины, а в воде на ветках ольхи сидят эти самые бобры и жуют ольховую кору. Тогда Семен-чаевник рассказал Пете, что бобер сперва подтачивает дерево, потом нажимает на него плечом, валит и питается этим деревом месяц или два, глядя по тому, толстое оно или не такое уж и толстое, как хотелось бобру.

  1. Старая ольха упала:

  1. Ее ударило молнией

  2. Ее сломило ветром

  3. Ее подгрызли бобры

  1. О чем рассказал Семен-чаевник Пете:

  1. Как бобры строят плотины на реках

  2. Что бобер-это редкое животное

  3. Каким образом бобры добывают себе пищу.











Ю.Я. Яковлев. Сыновья Пешеходова. (Родная русская литература, 5 класс)

Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.

  1. О ком пишут в своих сочинениях о войне некоторые ученики Белозерской школы:

  1. О летчиках

  2. О танкистах

  3. О Семене и Василии

  1. Найдите в тексте фразеологизм.

  2. Найдите синоним к выражению наносить удар.

  3. О какой войне пишут ребята в своих сочинениях:

  1. 1812 года

  2. 1941-1945 гг

  3. 1914-1918 гг



Ю.Я. Яковлев. Сыновья Пешеходова. (Родная русская литература, 5 класс)



1.В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. 2.Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. 3.На старике солдатская гимнастерка. 4.Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

5.Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня.6. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. 7.Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.


  1. Найдите предложение, доказывающее, что герой текста воевал.

  2. Герой текста избегает общения с детьми. (Да, нет). Объясните, почему Пешеходов так поступает.

  3. Найдите в тексте простые предложения.

  4. Объясните значение слова демобилизованный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Раздаточный материал к урокам по родной русской литературе в 5 классе

Автор: Ольга Владимировна Аксенова

Дата: 12.04.2023

Номер свидетельства: 629446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок по русской литературе на тему "Что такое счастье?" по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_chto_takoie_schast_ie_po_poviesti_v_g_koro"
    ["file_id"] => string(6) "418496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495713445"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку по русскому языку: «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями». "
    ["seo_title"] => string(115) "priezientatsiia-k-uroku-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-pisat-ghlagholy-s-biezudarnymi-lichnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "199207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428523783"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по русскому языку:  «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-umieniia-pisat-ghlagholy-s-biezudarnymi-lichnymi-okonchaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "199199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428522605"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства