kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературе. 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состоит из разделов:

1) Пояснительная записка

2) Планируемые результаты освоения учебного предмета

3) Содержание учебного предмета

4) Тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе. 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Шаховская открытая (сменная) общеобразовательная школа"







УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ "Шаховская ОСОШ"

__________ Г.Ф.Зайчикова


приказ от " 30 " 08 2019 г. № 106









Рабочая программа по литературе


(базовый уровень)


7 класс










Составитель: Петрова Елена Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории


2019-2020 уч. год





Обязательные элементы рабочей программы учебного предмета





1) Пояснительная записка

2) Планируемые результаты освоения учебного предмета

3) Содержание учебного предмета

4) Тематическое планирование























    1. Пояснительная записка


I Настоящая рабочая программа разработана на основании :

1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. ФГОС НОО или ФГОС ООО или ФГОС СОО

3.Приказа Минобрнауки России

от 31 декабря 2015 г. №1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);

от 31 декабря 2015 г. №1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937);

от 31 декабря 2015 г. №1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 г., регистрационный N 41020).

4.Письма Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

5. ООП ООО МБОУ «Шаховская ОСОШ»

6. Авторской программы В.Я.Коровиной (Программа для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2019 год).

7.Положения о рабочей программе, разработанного в МБОУ «Шаховская ОСОШ».


II Цели обучения. Задачи обучения

Цель литературного образования- способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики:

- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;

- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

III Реализуемый УМК

Данной авторской программе соответствует учебник «Литература. 7 класс» (учебник для общеобразовательных организаций). Автор-составитель В.Я.Коровина. М. : Просвещение, 2016 г.

IV Место предмета в учебном плане: 2 часа в неделю.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета


Предметные результаты освоения предмета

«Литература»


При изучении раздела «Устное народное творчество» выпускник научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

При изучении разделов «Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература» выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



Метапредметные результаты освоения предмета

«Литература»



• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

• Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

• Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Личностные результаты освоения предмета «Литература»

• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


3. Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Литература. 7 класс» отражено в авторской программе под редакцией В.Я.Коровиной.






4. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем и разделов

Характеристика

основных видов деятельности ученика по теме

Плановые сроки изучения

Скорректи-рованные сроки изучения

Введение 1 час

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Работа с литературоведческим материалом

03.09


Устное народное творчество 4 часа

2

Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Составление тезисного плана устного сообщения

09.09


3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа

Выразительное чтение отрывков

10.09


4

«Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха

Работа в парах сильный-слабый

16.09


5

Пословицы и поговорки

Составление конспекта

17.09


Древнерусская литература 3 часа

6

«Поучение Владимира Мономаха» Нравственные заветы Древней Руси

Выразительное чтение

23.09


7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности

Словарная работа. Определение жанрово-композиционных особенностей текста

24.09


Русская литература XVIII века 2 часа

8

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество

Устное рецензирование

30.09


9

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

Коллективный диалог

01.10


Русская литература XIX века 29

часов

А.С.Пушкин 6 часов

10

Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава». Прославление мужества и отваги русских солдат

Групповое и индивидуальное проектирование

14.10


11

«Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра

Выразительное чтение

15.10


12

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе

Практическая работа

21.10


13

«Борис Годунов». Образ летописца Пимена.

Определение жанрово-композиционных особенностей текста

22.10


14

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом

28.10


15

Автор и герои

Пересказ эпизодов

29.10


М.Ю.Лермонтов 3 часа

16

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

Работа с теоретическим материалом

05.11


17

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Составление характеристики героев

11.11


18

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

Выразительное чтение

12.11


Н.В.Гоголь 4 часа

19

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Выполнение заданий при консультативной помощи учителя

25.11


20

Патриотический пафос повести

Коллективное проектирование

26.11


21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия

Составление тезисного плана

02.12


22

Рр Подготовка к сочинению

Коллективное проектирование

03.12


И.С.Тургенев 2 часа

23

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Анализ эпизода

09.12


24

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла

Выразительное чтение

10.12


Н.А.Некрасов 2 часа

25

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины

Составление письменного ответа

16.12


26

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Устное рецензирование

17.12


А.К.Толстой 1 час

27

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий

Шибанов» и «Михайло Репнин»

Работа с литературоведческим материалом

23.12


М.Е.Салтыков-Щедрин 2 часа

28

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры

Работа с иллюстративным материалом

24.12


29

«Дикий помещик». Смысл названия сказки

Викторина

13.01


Л.Н.Толстой 2 часа

30

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых

Пересказ эпизодов

14.01


31

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир

Составление устного ответа на проблемный вопрос

20.01


А.П.Чехов 4 часа

32

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения

Составление тезисного плана

21.01


33

Средства создания комического в рассказе

Подбор цитатных материалов по теме

27.01


34

Два лица России в рассказе «Злоумышленник»

Работа с иллюстративным материалом

28.01


35

Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня» и др.

Выполнение заданий при консультативной помощи учителя

03.02


36

Стихи русских поэтов ХIХ в. о природе

Выразительное чтение

04..02


И.А.Бунин 2 часа

37

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых

Анализ эпизода

10.02


38

«Лапти». Нравственный смысл рассказа

Выразительное чтение

11.02


Русская литература XX века 17 часов

39

М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Характеристика положительных героев

Групповая лабораторная работа

25.02


40

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Лабораторная работа по алгоритму

02.03


41

«Легенда о Данко». Романтический характер легенды

Выполнение заданий по алгоритму

03.03


42

Л. Андреев "Кусака". Нравственные проблемы рассказа

Участие в коллективном диалоге

10.03


43

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

Работа с дидактическим материалом

16.03


44

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

Выполнение заданий при консультативной помощи учителя

17.03


45

«В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

Участие в коллективном диалоге

23.03


46

Рр Сочинение по теме «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Создание собственных текстов по теме

24.03


47

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом

30.03


48

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях русских поэтов

Устное рецензирование выразительного чтения

31.03


49

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

Выполнение заданий при консультативной помощи учителя

13.04


50

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы

рассказа

Составление тезисного плана для пересказа

14.04


51

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

Составление характеристики героев

20.04


52

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

Выразительное чтение

21.04


53

А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике

Составление устного ответа на проблемный вопрос

27.04


54

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи

Участие в коллективном диалоге

28.04


55

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом

12.05


Зарубежная литература 4 часа

56

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Составление устного ответа на проблемный вопрос

18.05


57

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

Выразительное чтение

19.05


58

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

Выполнение заданий при консультативной помощи учителя

25.05


59

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Рекомендации для летнего чтения

Коллективное проектирование

26.05




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол № 3 от «30» августа 2019 г. Заметитель директора

Руководитель ШМО ______/Петрова Е.В./ по УВР

_____ Т.И.Сазанская






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по литературе. 7 класс

Автор: Петрова Елена Валентиновна

Дата: 06.10.2019

Номер свидетельства: 521785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа "Литература" 5-9 класс (базовый уровень)"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_proghramma_litieratura_5_9_klass_bazovyi_urovien"
    ["file_id"] => string(6) "351479"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221524"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Рабочая  программа основного общего образования по литературе для 5 класса."
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-po-litieraturie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "249680"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446960728"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по литературе в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "156075"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421351190"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературе для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-5-klassa-fgos-ooo-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132689"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416397057"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе 5 класс к  учебнику Коровина В.Я. 70 часов "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-5-klass-k-uchiebniku-korovina-v-ia-70-chasov"
    ["file_id"] => string(6) "237370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444305164"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства