Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
4. Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 7 класс»
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
4. Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения).
Метапредметные результаты:
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
1. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;
• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, нформационный);
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаиватьсвое мнение.
Обучающийся сможет:
−определять возможные роли в совместной деятельности;
−играть определенную роль в совместной деятельности;
−принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
−определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
−строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
−корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
−критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
−предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
−выделять общую точку зрения в дискуссии;
−договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
−организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
3. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
4. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм
Предметные результаты
Литература
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• развитие способности понимать литературные художественные произведения;
•формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы, 7 класс:
• определять тему и основную мысль произведения;
• владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции ;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
• ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной;
пользоваться каталогами библиотек, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество.
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты
национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература.
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект)
Содержание учебного предмета.
Введение
Читайте не торопясь.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- ведьмы», «Пётр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народнопоэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник»(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине.. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. «Вчерашний день, часу в шестом..»
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие редставлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край...»(обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В.Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»;
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.) Стихотворение «Высоко полный месяц стоит..»
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»),
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире»
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (обзор)
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов XX века
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю... » (из цикла «Восьмистишия»), «Земля как будто стала шире…»».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бёрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри.«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери.«Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№№
п/п
Тема
Количество часов
Форма контроля
КИМ
1
Введение.
1
Литература. Ляшенко Е.Л. «Тесты по литературе» к учебнику литературы В.Я. Коровиной. 7 класс. М. «Издательство «Экзамен», 2014 г. – 93 стр. (Серия «Учебно-методический комплект»).
«Край ты мой, родимый край…»(обзор). Стихотворения о родной природе. В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А. Бунин «Родина». Литературные места России.
1
Раздел 6. Произведения русских писателей XX века
13
6.1
И.А Бунин. В творческой лаборатории И. А. Бунина. «Цифры». Стихотворение «Высоко полный месяц стоит…»
1
6.2
Вн. чт. И.А. Бунин «Лапти».
1
6.3
М. Горький. Из воспоминаний и писем. Из писем М. Горького Павлу Максимову. «Детство».
1
6.4
«Детство».
1
6.5
«Детство».
1
6.6
«Данко» - отрывок рассказа «Старуха Изергиль».
1
6.7
Л.Н. Андреев. В творческой лаборатории Леонида Андреева. «Кусака».
1
6.8
В.В. Маяковский. В творческой лаборатории В. В. Маяковского. «Необычайное приключение…».
1
6.9
«Хорошее отношение к лошадям».
1
6.10
А.П. Платонов. «Юшка».
1
6.11
А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
1
6.12
Б.Л. Пастернак. В творческой лаборатории Б.Л. Пастернака. «Никого не будет в доме…». «Июль».
1
6.13
А.Т. Твардовский. Из воспоминаний об А. Т. Твардовском Уроки Твардовского. «Снега потемнеют синие...». «Июль — макушка лета...». «На дне моей жизни...».
1
Раздел 7. Час мужества.
5
7.1
Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии.
1
7.2
Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».
1
7.3
Е.И. Носов. Из автобиографии. «Кукла». «Живое пламя».
1
7.4
Ю.П. Казаков. Писатели и критики о рассказах Ю. Л. Казакова. «Тихое утро». Из рассказа Ю. Казакова «О мужестве писателя».
1
7.5
Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги).
1
Раздел 8. Писатели улыбаются
1
8.1
М.М. Зощенко. «Беда».
1
Раздел 9. «Тихая моя Родина...»
1
9.1
Стихотворения о родной природе. В.Я. Брюсов «Первый снег», Федор Сологуб «Забелелся туман за рекой...», С.А. Есенин «Топи да болота...», Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...», Н.М. Рубцов «Тихая моя Родина».
1
Раздел 10. Песни на стихи русских поэтов XX века
1
10.1
Песни на слова русских поэтов XX века. И. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…», А. Вертинский «Доченьки».
1
Раздел 11. Из литературы народов России
1
11.1
Расул Гамзатов. «Земля как будто стала шире…» из цикла «Восьмистишия»: «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «И опять за спиною родная земля ».
1
Раздел 12. Зарубежная литература
5
12.1
Р. Бёрнс. «Честная бедность». Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».
1
12.2
Японские хокку (трехстишие). Особенности жанра. Мацуо Басё, Кобаяси Исса.
1
12.3
О. Генри. «Дары волхвов».
1
12.4
Р.Д. Брэдбери. Радость писать. «Каникулы».
1
12.5
Детективная литература. Поработайте самостоятельно.
1
Раздел 13. Повторение
3
13.1
13.3
Входная и итоговые контрольные работы (за 1 полугодие и за год)
3
Итого:
70
Оценивание результатов обучения по литературе 7 класс
Оценка устных ответов обучающихся по литературе
«5»:
ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
«4»:
ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
«3»:
оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
«2»:
ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка письменных контрольных (самостоятельных, проверочных) работ обучающихся
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
«5»: содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»: содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»: В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»: Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3.выражение насмешки.
2. Найдите среди пословиц поговорку.
1)Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
2)Худая та птица, которая гнездо своё марает.
3)Чужими руками жар загребать.
4)Засыпь правду золотом, а она всплывёт.
3.Продолжить определение: Басня – это….
Чем басня отличается от стихотворения? Приведи примеры басен
4.Назовите имя русского баснописца:
М.В. Ломоносов
В.А. Жуковский
И.И. Дмитриев
5.Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» :
1.встреча одноклассников
2.неравноправие людей
3.приспособленчество
6.Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Крестьянские дети
Взрослые крепостные крестьяне
Помещики
7.Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1)П. Мериме а) « Железная дорога»
2) В.Г. Распутин б) «Уроки французского»
3) А.С. Пушкин в) «Барышня-крестьянка»
4) Н.А.Некрасов г) «Маттео Фальконе»
5) М. Твен д) «Приключения Гекльберри Финна»
8.Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.
1)«.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать»
2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»
3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»
9. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:
1) Марья Кириловна а) «Дубровский»
2) Грэй б) «Левша»
3) Платов в) «Алые паруса»
4) Лидия Михайловна г) «Уроки французского»
10. Какой художественный приём использует автор:
Неохотно и несмело Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И. Тютчев)
11. Какой художественный приём использует автор:
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)
12. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
1- «Уроки французского»
2- «Кладовая солнца»
3- «Тринадцатый подвиг Геракла»
4- «Срезал.»
13. Соотнесите литературные места России и имена писателей и поэтов.
1.Царское село а) М.Ю. Лермонтов
2.Ясная Поляна б) А.С. Пушкин
3.Тарханы (Пензенская область) в) Л.Н.Толстой
4.Спасское-Лутовиново (Орловская область) г) И.С. Тургенев
Письменно ответьте на вопросы (ответ должен быть полным)
14. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?
1) «Утёс» 2) «Парус» 3) «Дорога»
15. Из какого произведения А.С. Пушкина взяты следующие строки:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
1) «Зимняя дорога»
2) «Зимнее утро»
3) «Бесы»
16..Вспомните рассказ В. Распутина «Уроки французского» и запишите,
какой главный урок преподала герою учительница Лидия Михайловна.
Контрольная работа за 1 полугодие.
1. Укажите жанры устного народного творчества:
а. Роман б. Былина в. Предание г. Повесть
д. Стихотворение е. Поговорка ж. Песня
2. Что такое былина?
А) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
б) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;
в) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
3. Как называется произведение Владимира Мономаха?
2. Как генералы из сказки Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове?
1) В результате кораблекрушения, 2) с помощью волшебства, 3) по щучьему велению, 4) прилетели на ковре-самолёте.
3. Основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время: 1) торговля, 2) землепашество,
3) гульба, 4) дипломатическая деятельность.
4. Как автор произведения «Русские женщины» относится к княгине Трубецкой? 1) Сочувствует её доле, 2) восхищается мужеством, 3) не разделяет её убеждений.
5. Кого в рассказе Чехова «Хамелеон» можно назвать хамелеоном? 1) Очумелов, 2) Хрюкин,
3) Елдырин, 4) толпа зевак
6. Жанрпроизведения Н. Некрасова «Русские женщины». ___________________________
7. О каком герое идет речь (герой, произведение, автор)? «Конёк его был блестящие связи, которые он имел частию по родству моей матери, частию по своим товарищам молодости, на которых он в душе сердился за то, что они далеко ушли в чинах, а о навсегда остался отставным поручиком гвардии, он, как и все бывшие военные, не умел одеваться по-модному, но зато он одевался оригинально и изящно» ________________
_____________________________________________
8. Как погиб Тарас Бульба? О чём он думал в последние минуты жизни и как это его характеризует?------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 9. Запишите героев и названия произведений, соедините линиями
Наталья Савишна «Тарас Бульба»
Княгиня Трубецкая «Детство»
Елдырин «Хамелеон»
Остап «Русские женщины»
10. Какому писателю принадлежат данные произведения?
1)Н.В.Гоголь «Повесть о том…прокормил»
2)И.С.Тургенев «Размышления у …подъезда»
3)Н.А.Некрасов «Тарас Бульба»
4)М.Е.Салтыков-Щедрин «Бирюк»
11. Какие стихотворения в прозе написал И.С. Тургенев?-------------------------------------------------
12. Кто из героев произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» произносит следующие слова: «Терпи, козак, атаманом будешь!»_____________________
Вариант 2.
1. С каким имением связана жизнь И. Тургенева?
1) Болдино, 2) Грешнёво, 3) Спасское-Лутовиново,
4) Ясная Поляна
2. Какую газету читали генералы из сказки Салтыкова-Щедрина на необитаемом острове? 1) «Московские ведомости», 2) «Московское обозрение»
3)«Петербургские ведомости»
3. Почему произведение Л. Толстого «Детство» названо автобиографическим? 1) Автор пишет о своих близких, 2) в главном герое много автобиографических черт, 3) автор описывает своё детство, 4) автор описывает свою родовую усадьбу.
4. Кому посвящено произведение Н. Некрасова «Русские женщины»? 1) Всем декабристам, 2) жёнам декабристов, 3) всем русским женщинам
5. Жанр произведения Л. Толстого «Детство»?-------------------------------------------------------------------
6. О каком герое идёт речь (герой, произведение, автор)? «Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы, чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.»-----------------------------------------------------------------------------------------------
7. Какие порядки и законы в Запорожской Сечи поддерживали дисциплину и порядок?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8. Жанрпроизведения Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как дин мужик……»
9. Запишите героев и названия произведений, соедините линиями
Фома Кузьмич «Василий Шибанов»
Андрей Курбский «Тарас Бульба»
Куренной Кукубенко «Бирюк»
Николенька Иртеньев «Детство»
10. В какой сборник входит рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»?------------------------------------------
11.Какому писателю принадлежат данные произведения?
1)Н.В Гоголь «Русские женщины»
2)И.С.Тургенев «Русский язык»
3)Н.А.Некрасов «Повесть о том как мужик….»
4)М.Е.Салтыков-Щедрин «Тарас Бульба»
12. Кто из сыновей Тараса влюбился в паночку?
Итоговый тест по литературе 7 класс
Вариант № 1
Часть А
Кто из писателей работал в XX веке?
а) И.А. Бунин, А.П. Чехов, М. Горький б) Ф.А.Абрамов, А.С. Пушкин, Л.Н. Андреев
в) В.В. Маяковский, А. Платонов, Ю. Казаков
Соотнесите писателя и его произведение.
И.А. Бунин а) «Юшка»
М. Горький б) «Данко»
А. Платонов в) «Хорошее отношение к лошадям»
Ю. Казаков г) «Тихое утро»
В.В. Маяковский д) «О чем плачут лошади»
Ф.А. Абрамов е) «Цифры»
Какое произведение принадлежит Л.Н. Андрееву?
а) «Цифры» б) «Юшка» в) «Кусака»
4.Соотнесите писателя и его произведение.
1.Роберт Бёрнс а) «Дары волхвов»
2. Д. Байрон б) «Черепаха»
3. Д. Олдрижд в) «Ты кончил жизни путь, герой»
4. О.Генри г) «Отец и сын»
5. Л.Пиранделло д) «Честная бедность»
5. Е.И. Носов написал
а) «Кукла», «Живое пламя»
б) «Кукла», «Неизвестный цветок»
в) «Цифры», «Юшка»
6.Как называется рассказ Ю.П. Казакова, где главный герой спасает утопающего?
а) «Кукла»
б) «Тихое утро»
в) «Цифры»
7. Соотнеси главного героя и произведение
Даша а) «Кусака»
Леля б) «Неизвестный цветок»
Акулина Ивановна в) «Детство»
Акимыч г) «Кукла»
Яшка д) «Тихое утро»
8.Какая глава не входит в книгу Д.С. Лихачева «Земля родная»?
а) Молодость – это вся жизнь
б) Учиться говорить и писать
в) Молодость – это наша старость
9.Кто из писателей работал под псевдонимом?
а) Ф.А. Абрамов б) А.Т. Твардовский в) М. Горький
10 . В каком произведении А.С. Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
а) «Полтава»; б) «Станционный смотритель»; в) «Песнь о вещем Олеге»;
11. Автор «Песни о купце Калашникове…»:
а) А. С. Пушкин; б) М. Ю. Лермонтов в) Н. В.Гоголь;
12. Кто из героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»
1) Остап; 2) Андрий; 3) Тарас Бульба; 4) Кокубенко.
13. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»:
1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;
2) о двуличном чиновнике (полицейском);
3) о собаке, которая была виновницей конфликта;
4) о чудесной бабочке, занесённой в «Красную книгу».
14. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
1) война с Наполеоном 1812г.; 3) восстание декабристов;
2) отмена крепостного права; 4) объединение Италии.
Вариант № 2
Часть А
Кто из писателей работал в XX веке?
а) И.А. Бунин, А.П. Чехов, М. Горький б) В.В. Маяковский А.С. Пушкин, Л.Н. Андреев
в) Л.Н.Андреев, А. Платонов, Ю. Казаков
Соотнесите писателя и его произведение.
И.А. Бунин а) «Юшка»
2. М. Горький б) «Детство»
3.А. Платонов в) «Братья»
Ю. Казаков г) «Тихое утро»
А.Т.Твардовский д) «О чем плачут лошади»
Ф.А. Абрамов е) «Цифры»
Какое произведение принадлежит А.П.Платонову?
а) «Цифры» б) «Юшка» в) «Кусака»
Соотнесите писателя и его произведение.
1.Роберт Бёрнс а) «Дары волхвов»
2. Д. Олдрижд в) «Ты кончил жизни путь, герой»
3. О.Генри г) «Отец и сын»
4. Л.Пиранделло д) «Честная бедность»
5. Д. Байрон б) «Черепаха»
Как звали главного героя рассказа А.П. Платонова «Юшка»?
а) Ефим Дмитриевич
б) Дмитрий Ефимович
в) Николай Петрович
Е.И. Носов написал
а) «Кукла», «Живое пламя»
б) «Юшка», «Неизвестный цветок»
в) «Цифры», «Кусака»
Как называется рассказ Ю.П. Казакова, где главный герой спасает утопающего?
а) «Кукла»
б) «Тихое утро»
в) «Цифры»
Соотнеси главного героя и произведение
Даша а) «Тихое утро
Леля б) «Неизвестный цветок»
Цыганок в) «Кукла»
Акимыч г) «Детство»
Яшка д) «Кусака»
Какая глава входит в книгу Д.С. Лихачева «Земля родная»?
а) Старость – это вся жизнь б) Учиться говорить и писать
в) Молодость – это наша старость
Чей псевдоним М.Горький?
а) А.М.Пешков б) А.М.Пушков в) А.М. Мешков
11. Как звали дочь станционного смотрителя из произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?
Маша 2) Улита 3) Марфа 4) Дуня
12. Кто из сыновей Тараса Бульбы из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» предал его?
Остап 2) Алексей 3) Андрий 4) Прокоп
13. Куда стремилась княгиня Е.И. Трубецкая из произведения Н.А. Некрасова «Русские женщины» (часть первая)?
1)За границу, отдыхать 2) На войну, за мужем
3)В Томск, к родителям 4)В ссылку, за мужем
14. Кем был Карл Иванович в повести Л.Н. Толстого «Детство»?