воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровнюэкологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе (5 класс)»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты должны отражать:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровнюэкологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок. Сказители. Собиратели сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два Астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века): А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев (обзор).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А. Крылова. Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте.«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка XIX века
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Пётр Павлович Ершов. «Конёк-горбунок» (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps»(Для внеклассного чтения). Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
«Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Афанасий Афанасьевич Фет Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений). Речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима» (отрывок).
А.В. Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе.«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко Краткий рассказ о писателе «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка С.А. Есенина.
Русская литературная сказка XX века
Павел Петрович Бажов Краткий рассказ о писателе.«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».
Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я. Маршака.«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Развитие жанра литературной сказки в XX веке. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле…»Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родине, родной природе
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и искусстве.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чём говорят цветы» (для внеклассного чтения). Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория в повествовательной литературе.
Марк Твен Краткий рассказ о писателе.«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов деятельности
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Роль книги в жизни человека.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: изучение содержания параграфа, работа с теоретическим литературоведческим материалом.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(10 ч)
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: групповая работа с учебником, работа в парах сильный – слабый ( устное рецензирование), составление тезисного плана. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: изучение содержания параграфа, работа с теоретичесим материалом, групповая работа по алгоритму выполнения задания, составление плана анализа произведений.
Малые жанры фольклора.
1
Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка.
1
«Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.
1
«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.
1
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.
1
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.
1
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
1
Бытовые сказки. «Солдатская шинель».
1
Р.р.Сочинение по теме «Русские народные сказки».(Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?)
1
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий :изучение нового материала, работа с текстом и параграфом учебника, коллективная работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания:
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
Вн.чт. Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.
1
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах, составление плана для пересказа.
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 41ч)
Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: изучение нового материала, работа с текстом и параграфом учебника, коллективная 37 работа по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах, составление плана для пересказа, творческий пересказ, групповая работа.
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
1
И.А.Крылов. «Волк на псарне».
1
Р.р. И.А.Крылов. Басни.
1
В.А.Жуковский. «Спящая царевна».
1
В.А.Жуковский. «Кубок».
1
А.С.Пушкин. «Няне».
1
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный…»).
1
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.
1
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.
1
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.
1
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов : 1.В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?)
1
Вн.чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.
1
Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
1
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
1
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино».Патриотический пафос стихотворения.
1
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика.
1
Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.
1
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,«Заколдованное место».
1
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.
1
Вн.чт. «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».
1
Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
1
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.
1
Вн. чт.. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
1
И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.
1
И.С.Тургенев. «Муму».Протест против рабства в рассказе.
1
И.С.Тургенев. «Муму»: система образов.
1
Р.р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. (Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима? 2. Каковы друзья и враги Герасима? 3. В чём вина и в чём беда барыни?)
1
А.А.Фет. Лирика.
1
Л.Н.Толстой: «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.
1
Л.Н.Толстой: «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.
1
Р.р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». (Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3. Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?)
Р.р. А.П.Чехов «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении.
1
Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.
1
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»
1
А.Н. Майков. «Ласточки», И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отр.), И.З. Суриков. «Зима» (отр.), А.Н. Плещеев. «Весна» (отр.)
1
Р.р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
1
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 29ч)
И.А.Бунин. «Косцы».
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: проектная работа, изучения содержания параграфа. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, групповая работа, комментированное выставление оценок.
Вн.чт. И.А. Бунин. «Подснежник»
1
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.
1
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.
1
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».
1
Р.р. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».(Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: 1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?)
1
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
1
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.
1
П.П. Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы.
1
К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.
1
К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки.
1
Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы.
1
Вн.чт. С.Я.Маршак.Сказки для детей.
1
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.
1
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.
1
Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». (Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса «Двенадцать месяцев» на народные сказки?)
1
А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.
1
А.П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика.
1
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.
1
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.
1
Р.р.Подготовка к классному сочинению на один из проблемных вопросов. (1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева – по 1 произведению. 2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение – по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева).
1
Р.р. Написание классного сочинения на один из проблемных вопросов.
1
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
1
К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».
1
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
1
Д. Кедрин «Аленушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».
1
Саша Черный. «Кавказский пленник».
1
Саша Черный. «Игорь-Робинзон».
1
Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.
1
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 18ч+ 2ч резерв)
Р. Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.
1
Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: проектная работа, изучения содержания параграфа. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах, составление тезисного плана для пересказа, групповая работа.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.
1
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.
1
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.
1
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика.
1
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.
1
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?»
1
Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки.
1
Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Подготовка к сочинению на один из проблемных вопросов. (1. Почему Герда победила Снежную королеву? 2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена? 3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?).
1
Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Написание сочинения на один из проблемных вопросов.
1
Вн. чт. Ж. Санд. «О чём говорят цветы».
1
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.
1
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.
1
Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. (Подготовка к ответу на проблемный вопрос)
1
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
1
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.
1
Итоговая контрольная работа.
1
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий; алгоритма проведения взаимопроверки и самопроверки: выполнение заданий контрольной работы с последующей самопроверкой по памятке выполнения тестовых заданий; комментирование выставленных оценок.
Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».
Резерв
1
2
Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Д/з
Дата проведения
План
Факт
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
1
Роль книги в жизни человека.
1
вводный
Подготовить пересказ учебной статьи по плану (с. 3- 4)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО(10 ч)
2
Фольклор – коллективное устное народное творчество.
1
комбинированный
Подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
Р.р.Сочинение по теме «Русские народные сказки».(Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Каков мой любимый герой русской народной сказки? 2. Почему я люблю читать народные сказки? 3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?)
1
урок развития речи
Написать сочинение
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч)
12
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
1
изучение нового материала
Подготовить сообщение
13
Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
1
комбинированный
Пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (с. 48 - 50)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2ч)
14
Вн.чт. Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин.
1
комбинированный
Подготовить сообщение
15
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…»
1
комбинированный
Выразительное чтение стихотворения (с.55)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 41ч)
16
Вн.чт. Жанр басни в мировой литературе.
1
изучение нового материала
статья учебника (с.57), сообщение о Крылове
17
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом».
1
комбинированный
Выучить басню наизусть
18
И.А.Крылов. «Волк на псарне».
1
комбинированный
выразительное чтение басни «Волк на псарне».(с. 60 - 62).
19
Р.р. И.А.Крылов. Басни.
1
Урок развития речи
Индивид. задание
20
В.А.Жуковский. «Спящая царевна».
1
комбинированный
Выраз. чтение сказки «Спящая царевна»( с. 71-81), 2,5 вопросы учебника (с. 82 - 83)
А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный…»).
1
комбинированный
Выучить отрывок наизусть
24
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.
1
комбинированный
Выразительное чтение сказки (с. 95 - 112),
25
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.
1
комбинированный
ответить на вопросы учебника с 3-го по 5-й (с. 112), пересказ эпизода «Спасение царевны»
26
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.
1
комбинированный
Выучить отрывок из сказки
27
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов : 1.В чём превосходство царевны над царицей? 2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты? 3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В.А. Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?)
1
Урок развития речи
Написать сочинение
28
Вн.чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.
1
контрольная работа
29
Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
1
комбинированный
Прочитать в учебнике статью С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 117-118).
30
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
1
комбинированный
Выразительное чтение сказки
31
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино».Патриотический пафос стихотворения.
1
комбинированный
выразительное чтение стихотворения (с. 151 - 154
34
М. Ю. Лермонтов. «Бородино»: проблематика и поэтика.
1
комбинированный
Выучить наизусть стихотворение «Бородино»
35
Вн.чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.
1
комбинированный
Подготовить сообщение о Гоголе
36
Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место».
1
комбинированный
Выразительное чтение произведения (с. 158 - 169
37
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.
1
комбинированный
Подготовить пересказ эпизода от лица деда.
38
Вн.чт. «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».
1
комбинированный
Прочитать другие повести из сборника «Вечера…»
39
Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
1
комбинированный
Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
40
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. Язык стихотворения.
1
комбинированный
выразительное чтение рассказа(с.189 - 206)
41
Вн. чт.. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
1
комбинированный
Подготовить сообщение о Тургеневе
42
И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.
1
комбинированный
Прочитать рассказ до конца (с. 206 - 223)
43
И.С.Тургенев. «Муму».Протест против рабства в рассказе.
1
комбинированный
Закончить составление плана. Выписать из всего текста имена и должности всей челяди.
44
И.С.Тургенев. «Муму»: система образов.
1
комбинированный
Выписать из текста эпитеты, сравнения, предложения, относящиеся к описанию одного из героев:1) Гаврилы; 2) Капитона; 3) Татьяны. Составить рассказ об этих героях.
45
Р.р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. (Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима? 2. Каковы друзья и враги Герасима? 3. В чём вина и в чём беда барыни?)
Л.Н.Толстой: «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.
1
комбинированный
Дочитать рассказ до конца. Подготовить устную характеристику Дины
48
Л.Н.Толстой: «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.
1
комбинированный
Составить сравнительную характеристику героев. Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин»
49
Р.р. Обучающее сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». (Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Каковы друзья и враги пленного Жилина? 2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы? 3. Какие мысли Л.Н. Толстого в рассказе «Кавказский пленник» мы называем гуманистическими?)
1
урок развития речи
Дописать сочинение
50
Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.
1
контрольная работа
51
А.П.Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ.
1
комбинированный
Подготовить краткий рассказ о Чехове ( с.261 - 263)
52
Р.р. А.П.Чехов «Хирургия». Рассказ в актёрском исполнении.
А.Н. Майков. «Ласточки», И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отр.), И.З. Суриков. «Зима» (отр.), А.Н. Плещеев. «Весна» (отр.)
1
комбинированный
Выразительное чтение стихов
56
Р.р. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
1
Урок развития речи
Подготовить сообщение о Бунине
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА ( 29ч)
57
И.А.Бунин. «Косцы».
1
комбинированный
Прочитать рассказ «Подснежник»
58
Вн.чт. И.А. Бунин. «Подснежник»
1
урок-беседа
Подготовить сообщение о Короленко
59
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.
1
комбинированный
Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. (с. 31 - 48).
60
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.
1
комбинированный
Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции
61
В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».
1
комбинированный
Задание 11 (с. 49); подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключения»
62
Р.р. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко«В дурном обществе». (Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос: 1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? 2. Как складывались отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи? 3. Что помогло Васе и его отцу прийти к пониманию? 4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?)
1
урок развития речи
Дописать сочинение
63
С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
1
комбинированный
Выразительное чтение стихотворений
64
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.
П.П.Бажов.«Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы.
1
комбинированный
Подготовить пересказ сказа
66
К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки.
1
комбинированный
Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»
67
К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: язык сказки.
1
комбинированный
выполнить 4-е задание (с.82).
68
Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы» и другие рассказы.
1
комбинированный
Отметить в тексте строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном
69
Вн.чт. С.Я.Маршак.Сказки для детей.
1
урок-беседа
Подготовить сообщение о Маршаке
70
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.
1
комбинированный
Выразительное чтение сказки. Поделить на части.
71
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.
1
комбинированный
Подготовить пересказ сказки
72
Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». (Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Королева? 2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло? 3. Чем похожа пьеса «Двенадцать месяцев» на народные сказки?)
1
урок развития речи
Написать сочинение
73
А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.
1
комбинированный
Дочитать рассказ
74
А.П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика.
1
комбинированный
Разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите
75
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.
1
комбинированный
Дочитать рассказ до конца (с. 133 - 152)
76
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.
1
комбинированный
Подготовить ответы на 1 - 6-й вопросы (с. 152)
77
Р.р.Подготовка к классному сочинению на один из проблемных вопросов. (1. Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева – по 1 произведению. 2. Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение – по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева).
1
урок развития речи
78
Р.р. Написание классного сочинения на один из проблемных вопросов.
1
урок развития речи
Дописать сочинение
79
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».
1
комбинированный
Выразительное чтение
80
К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…».
1
комбинированный
Выучить отрывок наизусть
81
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо. «Города и годы».
1
комбинированный
Выразительное чтение стихотворений
82
Д. Кедрин «Аленушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».
1
комбинированный
Наизусть одно из стихотворений
83
Саша Черный. «Кавказский пленник».
1
комбинированный
Выразительное чтение рассказа
84
Саша Черный. «Игорь-Робинзон».
1
комбинированный
с.188, вопрос 1-2
85
Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение.
1
комбинированный
Выразительное чтение
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 18ч+2ч резерв)
86
Р. Л.Стивенсон. «Вересковый мед»: верность традициям предков.
1
комбинированный
Выразительное чтение, вопросы 2,5, с. 198
87
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.
1
комбинированный
Дочитать произведение до конца
88
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.
1
комбинированный
Подготовить план пересказа
89
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека.
1
комбинированный
Пересказ произведения
90
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастика.
1
комбинированный
Дочитать сказку до конца
91
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.
1
комбинированный
Вопросы 1,2,8,9 с.248
92
Х.-К. Андерсен «Снежная королева»: «что есть красота?»
1
комбинированный
Подготовить краткий пересказ сказки
93
Вн.чт. Х.-К. Андерсен. Сказки.
1
комбинированный
Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке
94
Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Подготовка к сочинению на один из проблемных вопросов. (1. Почему Герда победила Снежную королеву? 2. Какие герои воплощают добро и зло в сказках Андерсена? 3. О чём мечтал Андерсен в своих сказках? 4. Какие поступки героев сказок Андерсена можно назвать благородными?).
1
урок развития речи
95
Р.р. Р.р. Х.-К. Андерсен. Сказки. Написание сочинения на один из проблемных вопросов.
1
урок развития речи
Дописать сочинение
96
Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы»
1
комбинированный
97
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.
1
комбинированный
Вопросы 3-4, с. 268
98
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»: дружба героев.
1
комбинированный
Пересказать эпизод игры Тома и Джеда
99
Р.р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. (Подготовка к ответу на проблемный вопрос)
1
урок развития речи
Составить устный рассказ
100
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?
1
комбинированный
Дочитать рассказ
101
Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя.
1
комбинированный
пересказ понравившихся эпизодов.
102
Итоговая контрольная работа.
1
контрольная работа
103
Р.р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».