Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
Формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;
Способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;
Формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
Развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
Формы и средства контроля
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующие виды контроля:
Промежуточный:. - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи. -выразительное чтение текста художественного произведения. -заучивание наизусть стихотворных текстов. -устный или письменный ответ на вопрос. -устное словесное рисование. -комментированное чтение. - характеристика героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - подготовка доклада на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением. - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.). - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю. - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев. - участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.
Итоговый: - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; -контрольная работа;
Место предмета «Литература» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю на 35 недель).
Содержание программы
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии. Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор). Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века. Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России. Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 частях / Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012 г.
Беляева Н.В. Литература. 10-11 класс. Проверочные работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 384 с.
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. I полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 356 с.
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В.П. Журавлева. II полугодие / авт.-сост. Н.Е. Щетинкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 310 с.
Дополнительная литература:
В мире литературы. 11 класс: Учебник для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 464 с.
Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие /А.Б. Есин. – М.: Флинта : Наука, - 2007. – 248 с.
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь / В.П. москвин. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 940 с.
Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 1296 с.
Русский язык. Литература. 5-11 классы : уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины./ сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 классе
(105 часов)
Номер урока
Тема урока
Количество часов
Информационно-методическое обеспечение
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее задание
Дата проведения
План
Факт
Литература рубежа веков (1 ч.)
1.
Введение.
Русская литература в контексте мировой культуры. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Поурочные планы (Егорова)
Знать: конфликт человека и эпохи, трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе;
Уметь: работать над конспектом лекции
конспект
И.А. Бунин (4 ч.)
2.
И.А.Бунин. Жизнь и творчество.Лирика
И.А. Бунина, ее философичность, лаконизм. «Крещенская ночь», «Одиночество» и др.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Тропы и фигуры. Терминологический словарь (Москвин)
Знать: философичность и тонкий лиризм лирики Бунина, живописность и лаконизм его стиля, основную тематику его стихотворений;
Уметь: анализировать поэтический текст
Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
3.
Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
1
Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)
Знать: своеобразие рассказов, новизну психологического изображения человека;
Уметь: обсуждать прочитанное, видеть неоднозначность трактовок
Прочитать «Чистый понедельник»,
4.
Тема любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
1
Поурочные планы (Егорова), Принципы и приемы анализа лит. Произведения (Есин)
Знать: своеобразие темы любви, роль деталей в произведении;
Уметь: анализировать характер героев
сообщение об А. И. Куприне, прочитать повесть А. И. Куприна «Олеся»,
А.И. Куприн (5 ч.)
5.
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы в повести «Олеся»
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), Русский язык. Литература (игры, викторины и др.) (Мордас)
Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы
Уметь: анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения дать оценку героям и событиям
С. 60-61, прочитать повесть «Гранатовый браслет»
6.
Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл, поэтическое изображение природы, роль эпиграфа
Уметь: анализировать прозаический текст
Ответить на вопросы
7.
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), презентация по теме урока
Знать: своеобразие сюжета повести, трагизм решения любовной темы, роль детали, символический смысл
Уметь: анализировать характеры персонажей
Составить план
8-9
РР
Сочинение по творчеству Бунина и Куприна.
2
Учебник (Журавлев)
Знать: особенности творчества писателей
Уметь: писать сочинение на заданную тему
Подготовить сообщение о жизни и творчестве М.Горького, читать «Старуха Изергиль»
М. Горький (5 ч.)
10-11
М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
2
Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя, проблематику и особенности композиции рассказа, романтизм ранних рассказов, проблемы
Уметь: конспектировать лекцию, делать сообщения
Прочитать 1-2-ое действия пьесы А. М. Горького «На дне».
12
Социально-философская драма М. Горького «На дне». Новаторство Горького- драматурга.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова),
Знать: смысл названия пьесы, система образов, новаторство писателя, основные компоненты произведения, составляющие жанра и конфликта в пьесе;
Уметь: воспроизводить его конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям
Дочитать пьесу А. М. Горького «На дне».
13
«Три правды» в пьесе Горького «На дне».
1
Поурочные планы (Егорова), Русский язык. Литература (игры, викторины и др.) (Мордас)
Знать: позицию автора и героев пьесы по отношению к вопросу о правде.
Уметь: анализировать прозаический текст, Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.
Составить тест по содержанию пьесы
14
Социальная и нравственно - философская проблематика пьесы «На дне». Смысл названия пьесы.
1
Поурочные планы (Егорова)
Уметь: проследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов
Сочинение-миниатюра «В чем смысл названия пьесы?»
15
Сочинение по творчеству М. Горького.
1
Учебник (Журавлев)
Знать: особенности творчества писателя
Уметь: составлять развернутый план сочинения
Серебряный век русской поэзии (10 ч.)
16.
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии.
1
Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока
Знать: литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм и их основных представителей;
Уметь: конспектировать лекцию
Конспект
17.
Символизм как литературное направление и его истоки.
1
Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока
Знать: истоки русского символизма. Понимание символа. Старшие символисты и младосимволисты
Уметь конспектировать лекцию, выступать с сообщениями, вести беседу
Конспект, сообщение
18.
В. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль его произведений.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать основные тапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии
Уметь: анализировать поэтический текст
Стихотворение наизусть
19.
Поэзия как волшебство в творчестве К. Бальмонта.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии
Уметь анализировать поэтический текст
Стихотворение наизусть
20.
Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать основные этапы жизни и творчества; основные темы и мотивы поэзии
Уметь анализировать поэтический текст
Стихотворение наизусть
21.
Акмеизм как литературное направление. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
1
Поурочные планы (Щетинкина)
Знать истоки акмеизма, программу акмеистов,
Уметь конспектировать лекцию
Конспект
22.
Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать своеобразие сюжетов, экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии
Уметь анализировать поэтический текст
Стихотворение наизусть
23
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поэзия В. Хлебникова.
1
Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)
Знать манифест футуристов, их пафос и проблематика, своеобразие
Уметь анализировать поэтический текст
Конспект, выразительное чтение
24.
«Эгофутуризм» И. Северянина. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века.
Сергей Есенин как национальный поэт. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери».
1
Презентация по теме урока, Поурочные планы (Егорова)
Знать: основные факты жизни и творчества С. Есенина; особенности творческого метода; традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, значение темы , темы быстротечности человеческого бытия
Уметь: анализировать поэтический текст
Конспект, сообщение
33.
Тема России в лирике С.А. Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать: об отражении в лирике особой связи природы и человека, о светлом и трагическом в поэзии Есенина;
Стихотворение наизусть
34.
Любовная лирика Есенина. «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать светлые и трагические стороны любви, адресаты лирики
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Стихотворение наизусть, анализ
35.
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»
1
Учебник (Кутузов), Поурочные планы (Егорова)
Знать тематику, проблематику.
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Анализ стихотворения
Литературный процесс 20-х годов (1 ч.)
36
Литературный процесс 20-х годов 20 века. Обзор русской литературы 20-х годов.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать тематику, проблематику.
Уметь выразительно читать и анализировать текст.
Конспект, учебник
В.В. Маяковский (6 ч.)
37
В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта.
1
Презентация по теме урока
Знать раннюю лирику поэта, новаторский характер поэзии
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Комментированное чтение
38
В.В. Маяковский и революция. Пафос революционного переустройства мира. «Прозаседавшиеся» и др.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать отражение революции в творчестве, пафос революционного переустройства мира
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Комментированное чтение
39
Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать особенности любовной лирики
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Проверочная работа
40-41
Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Подготовка к написанию сочинения.
2
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока
Знать: сатирические образы лирики Маяковского
Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст
Составить план сочинения
42
РР
Сочинение по творчеству Блока, Маяковского и Есенина.
1
Учебник (Журавлев)
Знать: особенности творчества поэтов
Уметь: писать сочинение на заданную тему
Литературный процесс 30-х гг. (1 ч.)
43.
Литературный процесс 1930-х гг.
1
Презентация по теме урока, Учебник (Журавлев)
Знать: особенности литературного процесса 1930-х гг.;
Уметь: конспектировать лекцию учителя
Конспект
М.А. Булгаков (6 ч.)
44
М.А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия».
1
Презентация по теме урока, учебник (Журавлев)
Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности психологизма
Уметь: конспектировать лекцию
Конспект
45
Сатира Булгакова.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать: понятие сатиры, цели булгаковской сатиры.
Уметь: строить монологический ответ
Беседа
46
Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), Русская литература (Справочник)
Знать: особенности жанра и композиции, прием «роман в романе»
Уметь: дать оценку героям и событиям, анализировать произведение
Опрос
47
Три мира в романе «Мастер и Маргарита»
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать: переклички линий романа
Уметь: анализировать прозаический текст, выстраивать монологический ответ
Опрос
48
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать: содержание романа.
Уметь: анализировать произведение, давать оценку героям и событиям.
Тест, опрос
49
Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода романа.Подготовка к сочинению.
1
Учебник (Журавлев)
Уметь: писать сочинение на заданную тему
Сочинение
А. Платонов (2 ч.)
50
А. Платонов. Жизнь и творчество. Характерные черты времени в повести "Котлован"
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина), презентация по теме урока
Знать: основные факты жизни и творчества писателя, традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести; о "непростых" и простых героях Платонова
Уметь анализировать текст
Конспект
51
Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать о философском, обобщающем смысле категорий пространства и времени в повести, о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова
Уметь анализировать текст
Ответить на вопрос
А.А. Ахматова (4 ч.)
52
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать: основные этапы жизни и творчества, особенности любовной лирики
Уметь: анализировать поэтический текст
Конспект, анализ
53
Судьба России и судьба поэта в лирике А. Ахматовой.
1
Учебник (Журавлев),
Поурочные планы (Егорова)
Знать: своеобразие темы родины, темы поэта и поэзии
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Стихотворение наизусть,
анализ
54
«Реквием» Особенности жанра и композиции.
Единство трагедии народа и поэта.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова)
Знать: особенности жанра и композиции, роль эпиграфа
Уметь выразительно читать и анализировать текст
Тест, опрос
О.Э. Мандельштам (2 ч.)
55-56
Жизнь и творчество О. Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи
2
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина),
Знать основные этапы жизни и творчества
Уметь конспектировать лекцию
Конспект
М.И. Цветаева (3 ч.)
57
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Егорова), презентация по теме урока
Знать основные этапы жизни и творчества
Уметь конспектировать лекцию
Конспект
58
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.
1
Учебник (Журавлев), Поурочные планы (Щетинкина)
Знать основные темы творчества поэта
Уметь выразительно читать и анализировать текст
стихотворение наизусть
59
Сочинение по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама.
1
Учебник (Журавлев)
Знать проблематику и поэтику произведений Ахматовой и Цветаевой
Н.А. Заболоцкий (1 ч.)
60
Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого.
1
Презентация по теме урока, поурочные планы (Егорова)
Знать основные вехи творческой биографии Заболоцкого, поэтику и проблематику лирики