Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс
Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993) и от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г.,
регистрационный N 37714);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
Принято Утверждаю
Педагогическим советом школы Директор школы № 54
Протокол № 1 от 28.08. 2015г. __________Н.Г.Гришина
Приказ №_____от 31.08.15г.
Рабочая программа
по предмету математика и конструирование
Класс 3
Всего часов на учебный год 34ч
Количество часов в неделю 1ч
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060, от 29 декабря 2014 г. N 1643 , от 18 мая 2015 г. N 507; с Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
Учитель:
Фамилия Пяткина
Имя Мария
Отчество Петровна
Стаж работы 3 года
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Зам.директора по УВР
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19707), от 22 сентября 2011 г. N 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540), от 18 декабря 2012 г. N 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2013 г., регистрационный N 26993) и от 29 декабря 2014 г. N 1643 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35916), от 18 мая 2015 г. N 507 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2015 г., регистрационный N 37714);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
Программа предмета «Литературное чтение», обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОБУ «СОШ № 54» и разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
-развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
2.Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап.Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч, из них в 1 классе 36 ч(4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч(4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения «литературного чтения» выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств,познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучениюи систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (толькодля художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
6.Содержание учебного предмета:
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
7.Тематическое планирование учебного материала
№ п\п
Раздел
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Количество часов
1
Труд человека кормит, а лень портит
Работают над содержанием произведений, анализируют их, отвечают на вопросы. Учатся осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития.
12 ч.
2
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»
Упражняются в умении целостного и дифференцированного восприятия слов, выясняют значение неизвестных слов.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
Электронно-программное обеспечение:
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет ;
Комплекс учебных интерактивных наглядных пособий серия «Наглядная школа»
Комплект парт -13 шт.
Стулья – 26 шт.
Доска
Экран
№ п/п
Тема урока
Дидактические единицы
Планируемые результаты
Формируемые УУД
Примечание
Дата
1
тема: Труд человека кормит, а лень портит (12 ч.) Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта».
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания
Вырабатывать нравственные ориентиры (прежде всего, отношение к трудолюбию). Формировать сферу смыслообразования. (Л.)
Формировать способность к оценке деятельности сверстников. (Р.)
Ориентироваться в тексте.
Анализировать заглавие и содержание текста. (П)
2
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта».
Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
3
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Выявлять новое в полученной информации. (П-2.) Анализировать содержание прочитанного. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
4
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин «Бревно.
Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Формировать способность к оценке и самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте. Ориентироваться в книгах.
Анализировать содержание текста.
5
Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».
Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно_
познавательному и художественному произведению.
Приобщаться к народной культуре. (Л.)
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)
Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.)
6
Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».
Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
7
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно_
познавательному и художественному произведению.
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Развивать способность к нравственной оценке поступков. (Л.) Формировать способность к самооценке. (Р.) Определять кульминационный эпизод текста. Анализировать текст с целью характеристики персонажей. Анализировать языковое оформление текста. (П.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.(К.)
8
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно_
познавательному и художественному произведению.
9
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; «Книги И.А. Крылова».
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка
10
Африканская сказка «Лентяйка».
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка
Развивать эмпатию. (Л.) Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте. (П)
11
Р. Сеф «Странное дело»
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Планировать свои действия. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения.
12
тема: «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (8 ч.)
Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Развивать способность нравственной оценки поступков персонажей. (Л.) Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.)
13
Русская народная сказка «Дочь-семилетка».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Анализировать поступки персонажей для определения личного отношения к ним. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
14
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Анализировать произведение с целью выявления особенностей построения народной волшебной сказки. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
Развивать эмпатию. (Л.)
Формировать способность к планированию своей деятельности. (Р.)
15
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
16
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода;
17
Армянская сказка «Золотое яблоко».
Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавлиание, подробный пересказ эпизода;
18
Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».
Подробный пересказ текста: деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана —
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Развивать рефлексию. (Л.) Ориентироваться в тексте. Формировать способность к оцениванию творческих работ сверстников. (Л.) Принимать и удерживать учебную задачу, контролировать себя при ее выполнении. (Р.)
19
Кир Булычёв «Авгиева лаборатория».
20
«Книги о мудрецах и о глупцах».
21
Тема: Унылая пора! Очей очарованье!.. (6ч.) . К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности.(П.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Развивать эмпатию. (Л.) Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)Ориентироваться в книгах. (П-1.)Анализировать образ рассказчика. (П-2.)
22
Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...».
23
К. Паустовский «Барсучий нос».
24
К. Паустовский «Барсучий нос».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
25
А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»;книги по теме «Стихи об осени».
Контролировать свои учебные действия. (Р.) Развивать способность к самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
Ориентироваться в группе произведений. (П-1.) Ориентироваться в книгах. (П-1.)
Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера.
26
А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; книги по теме «Стихи об осени».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
27
тема: Много хватать — своё потерять (4 ч.) Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
Развивать рефлексию. (Л.)
Развивать способность к самооценке. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Прогнозировать содержание текста перед чтением. (П-2.)
Сопоставлять разные произведения общей тематики. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
28
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».
29
Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».
30
Дж. Родари «Солнце и туча»; «Книги о щедрых и жадных»; обобщение.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Развивать личностную децентрацию. (Л)
Развивать способность к самооценке. (Р.)
Ориентироваться в тексте. (П-1.)
обобщение.
31
тема: Тайное всегда становится явным (11ч.) B. Драгунский «Тайное становится явным».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
Анализировать произведение с целью выявления использования гиперболы. (П)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
32
B. Драгунский «Тайное становится явным».
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь
33
Н. Носов «Огурцы».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.) Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
Ориентироваться в тексте. Анализировать произведение для выявления мотивации поведения персонажей. (П)
34
Н. Носов «Огурцы».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
35
В. Осеева «Почему?».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
36
В. Осеева «Почему?».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
37
Шведская сказка «Принцесса-лгунья».
Подробный пересказ текста: деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана —
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.) Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)
38
Шведская сказка «Принцесса-лгунья».
Анализировать произведение для определения собственного отношения к персонажам. (П.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
39
Шведская сказка «Принцесса-лгунья».
40
Л. Пантелеев «Честное слово».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Развивать рефлексию. (Л.)
Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте. (П-1.)
41
Л. Пантелеев «Честное слово».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
42
C. Маршак «Урок вежливости»;
И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Формировать умение давать нравственную оценку поступкам и событиям. (Л.) Контролировать себя при чтении. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П.)
43
В. Осеева «Волшебное слово».
Рассказ, — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Прогнозировать развитие событий. (Р.)
Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П.)
44
В. Осеева «Волшебное слово».
45
тема: Снег летает и сверкает... (9 ч.) С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Прогнозировать. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
46
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. (П.)
47
А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство».
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П.)
48
З. Александрова «Снежок»; Саша Чёрный «На коньках».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
49
B. Драгунский «Кот в сапогах».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Давать нравственную оценку поступкам персонажей. (Л.) Принимать и решать учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
50
B. Драгунский «Кот в сапогах».
51
С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
Воспитывать эстетическое отношение к природе. (Л.) Развивать способность к оценке и самооценке. (Р.)
52
С. Есенин «Поёт зима, аукает...»; обобщение.
53
«Книги о зиме».
Принимать и удерживать учебную задачу. (Р.)Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П.)
обобщение
54
тема: Каждый своё получил (18 ч.) Эстонская сказка «Каждый своё получил».
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Принимать учебную задачу и реализовывать ее. (Р.) Анализировать произведение с точки зрения его идейного содержания. (П-2.)
Аргументировать высказывания. (К.)
55
Латышская сказка «Два брата».
фольклор и авторские художественные произведения
56
Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
Развивать способность к оценке и самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
Формировать нравственно-этическую ориентацию. (Л.) Формировать способность ставить перед собой исполнительскую задачу и следовать ей. (Р.)Ориентироваться в тексте.
57
И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма).
58
Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга».
фольклор и авторские художественные произведения
Развивать личностную децентрацию. (Л.) Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)
59
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».
Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет,
речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
60
Книги по теме «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших». Техника чтения
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Сравнивать произведения. (П-2.)
Техника чтения
61
Б. Заходер «Серая Звёздочка».
Ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет,
речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Развивать способность к децентрации. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения.
62
Б. Заходер «Серая Звёздочка».
63
Английская сказка «Хромая Молли».
Анализировать произведение с целью определения типа сказки. (П-1.)
Выдвигать и обосновывать гипотезу. (П.)
64
Английская сказка «Хромая Молли».
65
Чешская сказка «Златовласка».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения.
66
Чешская сказка «Златовласка».
67
Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».
Развивать рефлексию. (Л.) Развивать способность к смыслообразованию. (Л.)
Действовать по инструкции. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Делать подбор и систематизацию информации по заданному параметру. (П-1.) Выделять главное в тексте. (П-2.)
68
Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».
69
Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
тема: Жизнь дана на добрые дела (8 ч.) Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
Развивать эмпатию. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.) Формировать способность к самоконтролю. (Р.) Анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей. (П.)
73
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
74
X. К. Андерсен «Ель».
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Анализировать произведение для определения идеи произведения. (П-2.)Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
Аргументировать высказывания. (К.)
75
X. К. Андерсен «Ель».
76
Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка».
Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода;
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
Цитировать. (П-1.)
77
Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка».
78
Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;
обобщение.
Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части,
определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана —
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в
виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Развивать способность к децентрации. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
Планировать свою деятельность. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
79
Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;
обобщение.
обобщение.
80
тема: За доброе дело стой смело (9 ч.) Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Произведения устного народного творчества.
Анализировать произведение с целью определения типа сказки. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
81
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Произведения устного народного творчества.
82
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Произведения устного народного творчества.
83
Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
Формировать способность к нравственной оценке. (Л.)
84
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».
Анализировать произведение с целью подбора соответствующей пословицы. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
85
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина».
86
В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад».
стихотворение— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Ориентироваться в книгах. (П-1.)
Анализировать произведение с целью определения эмоционального состояния лирического героя. (П-2.)
87
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; обобщение.
стихотворение— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Развивать рефлексию. (Л.) Сравнивать произведения. Систематизировать книги. (П.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
88
«Книги о подвигах».
89
тема: Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч.) В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б.Емельянов «Мамины руки».
стихотворение— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.) Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера текста. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
90
Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы».
91
Н. Артюхова «Трудный вечер».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
92
М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги М. Зощенко о детях».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Анализировать произведение для определения идеи произведения. (П-1.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
93
М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги М. Зощенко о детях».
94
Адыгейская сказка «Девочка-птичка».
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с
содержанием
Развивать рефлексию. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
95
Испанская сказка «Птица-Правда».
Подробный пересказ текста: определение главной мысли
фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана —
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Формировать способность к личностной децентрации. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.) Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера текста. (П-2.)
96
Испанская сказка «Птица-Правда».
97
Испанская сказка «Птица-Правда».
98
A. Платонов «Разноцветная бабочка».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание
99
A. Платонов «Разноцветная бабочка».
100
Русская народная сказка «Подземные царства».
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Анализировать произведение для наблюдения над особенностями построения волшебной сказки. (П.) Формировать навыки сотрудничества.
Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.
101
Русская народная сказка «Подземные царства».
102
«Книги о семье»; обобщение.
103
тема: Весна идет, весне дорогу!.. (9 ч.)Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; М. Пришвин «Капля и камень».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.) Развивать способность к самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения.
104
В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?».
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Анализировать произведение с целью определения своего отношения к персонажу. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
105
Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол,
олицетворений, звукописи.
106
А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков
снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко».
Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.)
Развивать способность к оценке и самооценке. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П-1.)
Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.)
Сравнивать произведения. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
107
А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков
снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи. стихотворение— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
108
А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»; А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».
109
А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Формировать экологическое сознание. (Л.) Действовать по инструкции. (Р.)
110
А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»;
Е. Благинина «Черёмуха».
Формировать экологическое сознание. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения.
111
«Книги о весне»; обобщение.
112
тема: Любовь — волшебная страна (14 ч.) В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Развивать способность к децентрации. (Л.) Формировать способность к самоанализу. (Р.)
Анализировать произведение с целью определения личного отношения к персонажам. (Анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей. (П-2.)
Сравнивать произведения. (П-2.)
Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
113
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка».
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
114
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка».
115
Братья Гримм «Рапунцель».
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция)
116
Французская сказка «Красавица и чудовище».
Формировать способность к оценке и самооценке. (Р.)
Выдвигать и обосновывать гипотезу.
Аргументировать высказывания. (К.)
Формировать способность к оценке и самооценке. (Р.) Ориентироваться в тексте произведения. Анализировать произведение с целью выявления подтекста. (П-2.)
117
Французская сказка «Красавица и чудовище».
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
118
X. К. Андерсен «Ромашка».
119
Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).
120
Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола».
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. (Р.)
Ориентироваться в книгах. (П-1.)
Анализировать произведение с целью определения темы. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.) Аргументировать высказывания. (К.) Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)
121
Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола».
Общее представление о композиционных особенностях
построения разных видов рассказывания: повествование (рас_
сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (мо_
нолог героя, диалог героев).
122
Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола».
123
Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».
Общее представление о композиционных особенностях
построения разных видов рассказывания: повествование (рас_
сказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (мо_
нолог героя, диалог героев).
124
Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца».
125
«Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»; И. Тургенев «Воробей». Техника чтения
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.) Анализировать текст с целью определения эмоционального состояния лирического героя, персонажа.
Техника чтения
126
тема: Чудесное — рядом (11 ч Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Ориентироваться в книге. (П-1.)
Анализировать произведение с точки зрения его эмоционального характера. (П-2.) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
127
В. Жуковский «Родного неба милый свет...»;
С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга».
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Формировать экологическое сознание. (Л.) Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу. (Р.) Ориентироваться в книгах. (П-1.)
Анализировать произведение с целью определения и характеристики образа рассказчика. (П-2.)
Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. (Л.)
Формировать навык самоконтроля. (Р.)
Ориентироваться в тексте произведения. (П.)
128
Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»;
Рассказ— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
129
М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Рассказ— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах
130
О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка чародейник».
Рассказ— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах
131
Б. Заходер «Что красивей всего?»; белорусская сказка «Музыка-чародейник».
Рассказ— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах
Анализировать произведение с целью определения эмоционального характера текста. (П.) Выдвигать и обосновывать гипотезу. (П) Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
132
Итальянская сказка «Тайна Флорио».
Жанровое разнообразие произведений
133
И. Мазнин «Давайте дружить »
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
134
Ю. Ким «Летучий ковёр»
Литературная (авторская) сказка.
Воспитывать эстетическое отношение к природе. (Л.) Планировать свою читательскую деятельность. (Р.) Классифицировать книги по жанрам, подтемам.