Рабочая программа по литературе для 5 класса с учетом новых ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса с учетом новых ФГОС
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5 классас прил. на электронном носителе. В 2-х частях./ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год; 2 часа в неделю.
На основании проведенного анализа учебника, который был переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, мы пришли к выводу о необходимости разработки усовершенствованной рабочей программы для учащихся 5 класса. Кроме того, анализ учебника позволил сделать вывод о том, что система заданий учебника в полном объеме направлена на формирование универсальных учебных действий учащихся, на способность осуществлять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получить новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности. Необходимость вызвана также и тем,что при разработке программы учитель должен учитывать этнокультурную составляющую образовательного учреждения и класса.
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция РФ (Конституция РФ. – М.:Юридическая литература, 2009.)
Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, также в ней учтены основные положения Программы развития и формирование универсальных учебных действий для общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса с учетом новых ФГОС »
Пояснительная записка
На основании проведенного анализа учебника, который был переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, мы пришли к выводу о необходимости разработки усовершенствованной рабочей программы для учащихся 5 класса. Кроме того, анализ учебника позволил сделать вывод о том, что система заданий учебника в полном объеме направлена на формирование универсальных учебных действий учащихся, на способность осуществлять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получить новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности. Необходимость вызвана также и тем,что при разработке программы учитель должен учитывать этнокультурную составляющую образовательного учреждения и класса.
При разработке данной рабочей программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция РФ (Конституция РФ. – М.:Юридическая литература, 2009.)
Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, также в ней учтены основные положения Программы развития и формирование универсальных учебных действий для общего образования.
Данная программа обеспечивается учебно-методическим комплектом по литературе для 5 классас прил. на электронном носителе. В 2-х частях./ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год; 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в 5 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Главная идея программы по литературе в 5 классе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов деятельности учащихся: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результатыучащихся 5 класса состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 часов, но несоответствие количества часов, выделенных на изучение предмета на федеральном и региональном уровнях, требует распределить учебный материал на 68 часов.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 7 разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-технического обеспечения, дидактический материал, список информационно-компьютерных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы
содержания образования
Виды деятельности учащихся
Учебно-методическое обеспечение
Дата
1.
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
1
Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги
Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи учебника «К читателям», беседа «Писатели о роли книги», эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Ответы на вопросы учебника.
2
Русский фольклор. Малые жанры.
Детский фольклор.
1
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора
Актуализация сведений о фольклоре, прослушивание и обсуждение фольклорных произведений, беседа о роли фольклора в жизни наших предков, чтение и обсуждение статьи учебника, составление вариантов сказок. Пословиц, загадок, ответы на вопросы.
Презентация к уроку
3
Сказка как особый жанр фольклора.
«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте.
1
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам
Актуализация полученных знаний о сказках. Выделение жанровых особенностей сказок,групповая работа с иллюстративным материалом, чтение статьи учебника.
Выразительное чтение, поиск незнакомых слов, выражение личного отношения к прочитанному, создание иллюстраций к сказке;
составить план характеристики главных героев.
Презентация к уроку.
Фонохрестоматия.
3
«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.
1
Патриотический характер сказки «Иван-царевич и чудо-юдо». Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины
Пересказ первой части сказки, поиск незнакомых слов, восприятиеи выразительное чтение по ролям. Участие в коллективном диалоге, выделение этапов развития сюжета. Ответы на вопросы. Выставка книг, иллюстраций. Создание собственных иллюстраций, презентаций и подготовка к их защите.
4
Сказка о животных «Журавль и цапля».
Бытовая сказка «Солдатская шинель»
1
Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки о животных
Восприятие и выразительное чтение сказки, пересказ от лица героя. Прослушивание фрагментов в исполнении актёра. Пересказ сказки или инсценирование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Описание иллюстрации к сказке. Создание иллюстраций, составление сообщений, подбор электронных материалов.
Презентация к уроку.
Фонохрестоматия.
5
Внеклассное чтение
Мои любимые сказки.
1
Представление о поучительности как жанровом признаке сказки. Словарная работа
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».Показ презентаций, защита проектов, ответы на вопросы викторины.
6
Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
2
Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа.прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение. репродукция картины А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи. Восприятие, выразительное чтение, пересказ. Комментирование незнакомых слов. Определение главной мысли фрагмента.
Оценка поступков героев. Сопоставление летописного текста с иллюстрацией. Пересказ. Составление словарика.
Презентация к уроку
7
М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
1
М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме.словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два астронома в пиру…»
Актуализация знаний. Выразительное чтений статей учебника. Обсуждение иллюстративного материала. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана. Сообщения о Ломоносове, презентаций. Проектов.
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр
1
Истоки басенного жанра. Понятия об аллегории. Мораль басни. Расцвет русской басни в начале XIX века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А. Крылова. Прослушивание басен «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение
Актуализация знаний по теме. Поиск сведений о баснописцах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Восприятие и выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника. Ответы на вопросы. Сопоставление текста с иллюстрациями.
Презентация к уроку
9
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий
1
Восприятие и выразительное чтение.Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения басни. Комментирование исторического содержания басни. Ответы на вопросы. Составление характеристик. Чтение статей. Работа со словарём.
Чтение по ролям.
10
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях
1
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под дубом» в актерском исполнении, обсуждение
Восприятие и выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения басни. Устные ответы на вопросы. Составление характеристик героев басни. Подготовка к выразительному чтению наизусть.
Презентация к уроку
11
Вн.чтениеБасенный мир И.А.Крылова. Жанр басни в мировой литературе
1
Предшественники и последователи И.А. Крылова в жанре басни
Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла. Рецензирование выступлений и презентаций.
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский – сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актерском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А. Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создании сказки «Спящая царевна» (с. 79-80)
Выразительное чтение статей учебника. Составление плана статей. Восприятие и выразительное чтение сказки. Устное рецензирование выразительного чтения сказки. Ответы на вопросы, составление плана сказки. Рецензирование актёрского чтения. Составление письменного высказывания. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.
Презентация к уроку
13
В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок»
1
Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А. Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады
Работа со словарём. Выявление основных черт жанра баллады. Устное рецензирование выразительного чтения сказки. Поиск незнакомых слов, определение их значения. Составление плана баллады. Чтение статей учебника.
14-15
А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
2
Детские годы А.С. Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302). Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок
Актуализация знаний по теме. Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Выявление черт лирического послания. Подготовка к выразительному чтению наизусть. Создание иллюстраций. Обсуждение понятия пролог с использованием словаря литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов. Создание иллюстраций.
Презентация к уроку
16
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
Истоки рождения сюжета «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов сказки.народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа
Восприятие и выразительное чтение. Пересказ фрагментов. Работа со словарём. Составление плана сказки. Устное рецензирование выразительного чтения
одноклассников. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения басни. Устные ответы на вопросы. Составление характеристик героев басни. Подготовка к выразительному чтению. Создание иллюстраций. Чтение статей учебника. Ответы на вопросы.
Видеофильм
17
Пушкинская сказка – «прямая наследница народной».
1
Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказки о мертвой царевне…» с народной сказкой.
Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной?» Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев.
Защита проектов.
18
Стихи и проза. Рифма и ритм
1
Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Наблюдения над рифмовкой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина
Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической. Работа со статьями учебника. Ответы на вопросы. Комментирование термина рифма.
19-20
Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
2
Биографическая справка об А. Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выявление признаков литературной сказки.
Рецензирование иллюстраций сказки. Показ и защита проектов.
Презентация к уроку
21
В.М. Гаршин. Сказка «Attaleaprinceps»
2
Слово о писателе. Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выявление признаков литературной сказки.
Рецензирование иллюстраций сказки. Показ и защита проектов
Презентация к уроку
Внеклассное чтение.
Писатели-сказочники и их герои.
Комментирование прочитанных сказок
Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Выявление признаков литературной сказки.
Рецензирование иллюстраций сказки. Показ и защита проектов.
презентации
22
М.Ю. Лермонтов.Стихотворение «Бородино»
1
М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к России. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
Чтение и обсуждение статей учебника. Комментирование историко-культурных реалий статьи. Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определения их значений с помощью словарей. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устное иллюстрирование.
Презентация к уроку
Видеофильм
23
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино».
1
Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.
Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафора, эпитет, гипербола, звукозапись), их роль в стихотворении. Словесное рисование портрета. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение
Одноклассников. Ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Презентации и защита иллюстраций. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций стихотворения.
Презентация к уроку
24
Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»
1
Слово о Н.В. Гоголе. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174). История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чтение повести «Заколдованное место». Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести. Словарная работа
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Презентация
25
Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
1
Фольклорные традиции в создании образов. Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести. Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи «Из воспоминаний современниках о Н.В. Гоголе», вопросы и задания к ней (с. 175)
Актуализация знаний. Характеристика героев по плану с использованием цитат. Восприятие и выразительное чтение произведения. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения. Художественный пересказ эпизодов.
26
Н.А. Некрасов.
1
Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость.картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Словарная работа
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Фонохрестоматия
«Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Стихотворение «На Волге»
Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Рольдиалогов.своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме
Восприятие и выразительное чтение произведений. Работа со словарём. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие эпитет. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Прослушивание и рецензирование актёрского прочтения. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки»
(с использования цитирования).
27
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения
1
Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа. Иллюстрации И.И. Пчелко к поэме
Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования) Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
28
И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями
1
Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места Росси», с. 304-306). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение
Чтение статей учебника. Ответы на вопросы о биографии поэта. Прослушивание звукозаписи актерского чтения, его рецензирование. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Презентация к уроку
29
Герасим и его окружение
1
Отношение Герасима и Татьяны. Герасим и дворня. Контрастное изображение героев. Нравственное превосходство Герасима. Обсуждение планов фрагмента рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Обсуждение крепостничества в рассказе Словарная работа
Устные рассказы о главном герое повести. Обсуждение плана его характеристики, составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев повести по плану. Заполнение цитатной таблицы.
Презентация к уроку
30
Герасим и Муму. Счастливый год. Смысл финала рассказа
1
Обсуждение планов рассказа. Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Символическое значение образа Герасима. Образы природы в рассказе и их роль.интерьер как средство характеристики героев. изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Понятие о литературном герое. Обмен мнениями о финале рассказа
Актуализация знаний. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Выборочный пересказ истории Муму. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Презентация
31
Р.речи.Авторская позиция и способы её выражения в рассказе «Муму». Подготовка к сочинению.
1
Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М. Боклевского и И.И. Пчелко. Обсуждение тем сочинения:
1. «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?»
2. «Друзья и враги Герасима»
3. «В чем вина и беда барыни?»
Составление плана, подбор материала. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое
Практическая работа по анализу произведения в группах. Создание проектов. Обсуждение тем сочинения. Составления сложного плана.
32
«Чудные картины» А.А. Фета
1
Слово об А.А. Фете. Основные мотивы лирики поэта. Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина…», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь». Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы
Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, отбор и предъявление полученной информации. Чтение статей учебника. Составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведений. Устное словесное рисование. Ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Презентация к уроку
33
Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»
1
Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Прослушивание первой главы в в актерском исполнении, обсуждение
Чтение статей учебника. Ответы на вопросы о биографии писателя. Устные сообщения о главных героях рассказа. Прослушивание звукозаписи актерского чтения, его рецензирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Презентация к уроку
34
Жилин и Костылин– два разных характера, две разные судьбы
1
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Смысл названия рассказа. Отношение героев с горцами. Отношение рассказчика к героям.прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение
Защита учебного проекта «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы». Составление планов. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме.
35
Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
1
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения:
1.Друзья и враги.
2.Разные судьбы.
3.Почему Жилина называли джигитом?
Составление плана, подбор материалов
Актуализация знаний. Ответы на вопросы учебника. Обсуждение иллюстраций учебника к рассказу, защита рисунков. Викторина по вопросам и заданиям практикума «читаем, думаем, спорим…»
36
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»
1
Слово об А.П. Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Прослушивание рассказа «Хирургия» в актерском исполнении, обсуждение. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Словарная работа. Понятие о юморе и сатире
Чтение статей учебника. Ответы на вопросы о биографии писателя. Устные сообщения о главных героях рассказа. Прослушивание звукозаписи актерского чтения, его рецензирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Презентация к уроку. Фонохрестоматия.
37
Русские поэтыХIХ века о родине, родной природе и о себе
1
Образы природы в русской поэзии. Чувство родины и его связь с восприятием природы. Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение
Чтение статей учебника. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Обсуждение картин русских художников, подбор к ним подписей из стихов. Подготовка к выразительному чтению. Создание собственных иллюстраций.
Презентация к уроку. Фонохрестоматия.
38
И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»
1
Слово об И.А. Бунине. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3-4). История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с. 9). Человек и природа в рассказе. Особенности лиризма в произведении. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин А.А. Пластова (первый форзац учебника), Г.Г. Мясоедова (с. 5), их сопоставление с текстом рассказа. Словесное рисование
Чтение статей учебника о Бунине, составление плана. Сообщения учащихся о Бунине Восприятие и выразительное чтение рассказа. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Устный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Создание иллюстраций, их защита.
Презентация
39
В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец
1
Уникальность личности В.Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения «Вася и его отец». Словарная работа
Чтение статей учебника о Короленко, составление плана. Сообщения учащихся о Короленко. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести(по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение глав повести по вопросам. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение репродукций. Создание иллюстраций, их защита.
Презентация
40
Жизнь среди «серых камней»
1
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. «Дурное общество» и «дурные дела». «Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа
Актуализация знаний. Выразительное чтение и пересказ фрагментов повести. Письменный ответ на вопрос. Заполнение цитатной таблицы.
41
Развитие речи
Анализ эпизода из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
1
Обсуждение тем сочинения:
1.Васина дорога к правде и добру.
2.Дружба в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
3.Что изменило отношения Васи и его отца? составление план, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести
Актуализация знаний. Выразительное чтение и пересказ фрагментов повести( разные виды пересказа). Составление плана, подбор цитат. Обсуждение и корректировка письменных ответов на проблемные вопросы.
42
С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
1
Слово о С.А. Есенине. Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48). Сообщение о селе Константиново (рубрика «Литературные места России», с. 276-277). Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.
Чтение статей учебника. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Обсуждение картин русских художников, подбор к ним подписей из стихов. Подготовка к выразительному чтению. Создание собственных иллюстраций.
Презентации. Фонохрестоматия.
43
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка»
2
Слово о П.П. Бажове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52-53). Выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа
Актуализация знаний о Бажове. Чтение статей учебника. Ответы на вопросы по биографии писателя. Восприятие и выразительное чтение сказа.Поиск незнакомых слов и определение их значения. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики. Заполнение цитатной таблицы. Презентация и защита иллюстраций.
Презентация
44-45
К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» Роль пейзажа в сказке.
Нравственные проблемы произведения.
2
Слово о К.Г. Паустовском. Беседа о произведениям писателя, прочитанные раннее. История страны в сказке «Теплый хлеб». Реальное и фантастическое в сказке. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа
Актуализация знаний о Бажове. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы по биографии писателя. Восприятие и выразительное чтение эпизодов сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана сравнительной характеристики. Рассказ о героях по плану. Презентация и защита иллюстраций.
Презентация
46
К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»
1
Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа
Инсценирование фрагмента рассказа. Восприятие и чтение (по ролям). Пересказ фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение отношения автора к герою. Рассказ о героях по плану. Презентация и защита иллюстраций.
Слово о С.Я. Маршака. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Прослушивание фрагментов в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа
Актуализация знаний о Маршаке. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы по биографии писателя.Инсценирование эпизодов. Восприятие и выразительное чтение стихотворных сказок писателя. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о героях по плану.Нравственная оценка героев. Презентация и защита иллюстраций. Конкурс на лучшее словесное рисование.
Презентации
48
Р.речи.
Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами».
1
Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом - традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. Чтение статей «Прочитайте, это интересно», «Сказки народные и литературные»
Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника.
49
А.П. Платонов. Рассказ «Никита»
1
Слово об А.П. Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа
Чтение статьи учебника о Платонове. Ответы на вопросы по биографии писателя. Восприятие и выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёровУстные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Рассказ о герое и его письменная характеристика. Презентация и защита иллюстраций.
Презентация
50
В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»
1
Слово о В.П. Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания. Проведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование
Чтение статей учебника об Астафьеве, составление плана. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Художественный пересказ фрагментов. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Устный анализ эпизода. Устное иллюстрирование. Создание иллюстраций, их защита
Презентация
51
Человек и природа в рассказеВ.П. Астафьева «Васюткино озеро»
1
Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таежным законом». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу
Актуализация знаний.Чтение и пересказ фрагментов. Лексические и историко-культурные комментарии к тексту (по группам). Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героя. Нравственная оценка поступков героя. Анализ авторской позиции. Презентация и защита иллюстраций.
52-53
Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»
2
Чтение и обсуждение статьи «Только бессмертно живет…» (с. 142-143). Слово об А.Т. Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю. Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М. Непринцева. Словарная работа. Слово о К.М. Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение.
Чтение статей учебника. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Устные ответы на вопросы. Подготовка к выразительному чтению, в том числе наизусть. Обсуждение репродукции. Создание собственных иллюстраций. Сообщения учеников о героях Брестской крепости.
Презентации. Фонохрестоматия.
54
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (А. А. Прокофьев,
Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе).
1
Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы. Сравнительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение
Чтение статей учебника. Краткие сообщения о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Устные ответы на вопросы. Подготовка к выразительному чтению. Обсуждение репродукции. Создание собственных иллюстраций. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Презентации
55
Писатели улыбаются. Саша Черный«Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит»
1
Слово о С. Черном и Ю.Ч. Киме. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказе С. Черного. Значение названия рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С. Черного и песнях Ю.Ч. Кима
Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Чтение вступительной статьи. Восприятие и выразительное чтение рассказа. Пересказ фрагментов. Работа со словарём. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение понятия юмор.Подбор примеров из рассказов. Сравнение рассказа С. Чёрного с «Робинзоном Крузо» Д. Дефо (проект).
Презентация
56
Национальные поэты России о Великой Отечественной войне (Р.Гамзатов, М.Джалиль).
1
Слово о Р.Гамзатове и М. Джалиле. Основные мотивы и образы.
Актуализация знаний. Сообщения учеников о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам с использованием цитирования (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актёров. Участие в коллективном диалоге. Подготовка к выразительному чтению наизусть. Составление электронного альбома.
Презентации
Зарубежная литература (9 часа+3 часа резервные уроки)
57
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»
1
Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.Ее драматический характер
Презентация и защита иллюстраций. Рассказ о писателе с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование. Понятие баллады. Просмотр и обсуждение мультфильм. Заполнение таблицы «Черты жанра баллады». Создание и защита иллюстраций.
Презентация
58
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»
1
Слово о Д. Дефо. Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Вера в разум человека. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Роль дневника героя. Робинзон как вечный образ литературы. Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение
Рассказ о писателе с показом галереи его портретов, изображений старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование. Создание и защита иллюстраций.
Презентация
59
X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.
Очерк К.Г. Паустовского «Великий сказочник». Особенности сюжета и композиции сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Реальное и фантастическое в Урок изучения нового материала сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Выборочный пересказ. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Словарная работа
Сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов, мест, где он жил. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение сказки. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование.Создание собственных иллюстраций и защита
Презентация
60
Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, маленькая разбойница и др.). В чем сила Герды? Победа добра, любви и дружбы. Роль природы в сказке.выборочный аналитический пересказ. сопоставление сказки Х.К. Андерсена со сказкой А.С. Пушкина. иллюстрации к сказке
Выразительное чтение по ролям, пересказ фрагментов, устное иллюстрирование. Сопоставление героев. Составление цитатного плана. Проекты, защита проектов.
Презентация
61
Вн.чтение. Жорж Санд «О чем говорят цветы»
1
Слово о Ж. Санд. Спор героев о прекрасном
Рассказ о писателе с показом галереи его портретов. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение произведения. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование
62-63
Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
Том Сойер и его друзья
2
Слово о М. Твене. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241-242). Беседа о книгах М. Твена, прочитанных раннее. Роман «Приключения Тома Сойера». Том и Гек, дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мио героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданность, контрасты). Прослушивание фрагментов романа в актерском исполнении, обсуждение
Рассказ о писателе с показом галереи его портретов, мест, где он жил, работал. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов произведения. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование. Составление цитатной таблицы.
Презентация
64
Дж. Лондон «Сказание о Кише»
1
Слово о Дж. Лондоне. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 258-259). Тема взросления подростка в «Сказании о Кише». Уважение взрослых. Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства. Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа. Иллюстрации к произведениям
Рассказ о писателе с показом галереи его портретов, мест,где он жил, работал. Выразительное чтение статьи учебника, составление плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов произведения. Составление цитатного плана. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устное иллюстрирование. Составление цитатной таблицы.
Презентации
65
Итоговый урок.
«Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
1
Беседа по вопросам. Представление учащихся книг, прочитанных за год, рисунков н ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина
Выполнение заданий для викторин, ответы на заключительные вопросы и задания из практикума «Читаем,думаем. Спорим…». Подготовка инсценировок. Проект. Литературный праздник «Путешествие в страну Литературию 5 класса».
Презентации, костюмы.
66-68
Резервные уроки
3
Учебно-техническое обеспечение
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,
2006 г.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).
4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).
7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.
8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ.материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).
11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
Для учащихся:
1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.
3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ /Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
4. Репродукции картин художников
5. Словарь литературных терминов /Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
Дидактический материал
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012.
Экранные пособия
Информационно-компьютерные ресурсы
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»